Формирование трудовых навыков учащихся на уроках «Технология» в условиях ФГОС
Формирование трудовых навыков учащихся на уроках «Технология» в условиях ФГОС
Учитель: ПТО Прокудин Николай Петрович
2017г.
Формирование трудовых навыков учащихся на уроках «Технология» в условиях ФГОС
Трудовое обучение учащихся с ЗПР является главным звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы в классах для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью и детей с ЗПР. Это связано с огромным значением трудовой подготовки в социальной адаптации данных школьников. Способность самостоятельно трудиться в условиях производства, быть членом трудового коллектива это одно из определяющих условий успешной социальной адаптации людей с ОВЗ.
Трудовое обучение ставит своей целью подготовку работников, способных самостоятельно на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на производственных предприятиях. В связи с этим главными задачами трудового обучения являются:
формирование знаний, умений и навыков, необходимых для овладения определенной трудовой специальностью;
коррекция недостатков психофизического развития в процессе учебно-трудовой деятельности;
формирование потребности трудиться и положительной мотивации трудовой деятельности.
Соответствующая работа по трудовой подготовке детей с ОВЗ должна дать возможность после окончания обучения материально обеспечивать себя, социально адаптироваться в обществе.
В связи с современными изменениями в образовательной политике все категории учащихся имеют возможность обучаться в образовательных учреждениях. Поэтому задача современного педагога - создание оптимальных условий для максимального развития не только способности самостоятельно трудиться, но и создание условий для элементарных практических навыков самообслуживания в зависимости от индивидуальных психофизических особенностей и возможностей каждого учащегося.
Анализ основных исследований в этой области позволил выделить мне наиболее значимые, на мой взгляд, условия формирования трудовых умений и навыков. Остановлюсь подробнее на данных условиях.
Структурирование содержания учебного материала.
Каждый урок несет в себе определенные цели и задачи, которые направлены на развитие и коррекцию учеников, при этом учитывается основной дидактический принцип - от простого к сложному. Главным, в данном условии, является дать учащимся только необходимые знания: информации не должно быть слишком много, иначе учащиеся не смогут в ней ориентироваться. В связи с этим, стараюсь при подготовке к уроку планировать не собственную работу, а деятельность учеников на каждом этапе урока. Весь материал стараюсь излагать четко, просто, логично. Для наилучшего восприятия использую схемы, рисунки, карты.
Учет индивидуальных и возрастных возможностей учащихся.
Данное условие предполагает соответствие содержания, характера, методов, форм и объёма учебного материала уровню подготовки учащихся, их возрастным и психофизическим особенностям, развитию их познавательных способностей.
Замечено, что эффективность учебной работы снижается, если предъявляемые требования и предлагаемый материал отстают от возрастных возможностей учащихся или непосильны для них. Поэтому при организации учебного процесса, я использую различные формы обучения: индивидуальную, парную, групповую, коллективную. Конечно же, индивидуальная работа стоит во главе всего, так как только при ее осуществлении можно максимально использовать возможности и способности каждого ученика. Использование же групповых форм обучения помогает мне «втянуть» всех учеников в активную работу. Различные формы коллективной учебной деятельности позволяют осуществлять дифференцированный подход к различным категориям учащихся, дифференцировать задания так, чтобы сделать их посильными для каждого ученика.
Активизация познавательной деятельности.
Активизация познавательной деятельности - неотъемлемое условие успешного обучения, особенно детей с ОВЗ, так как полученные знания в теоретическом изложении, как правило, вызывают затруднения учащихся в умении применить их на практике.
Для решения данной проблемы я применяю следующие методы активизации познавательной деятельности:
формирование готовности восприятия учебного материала: видеоматериалы, стихотворения, оригинальные задания на развития познавательной сферы, соответствующие теме урока;
подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий;
разнообразие видов деятельности;
включение в урок игры;
поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока;
выполнение практической части урока с последующей самооценкой результата.
С помощью данных методов, создается такая атмосфера учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, мнения.
Мотивация трудовой деятельности.
Передо мной как учителем стоит очень важная проблема: повысить мотивацию учащихся к изучению моего предмета. Поэтому я стараюсь заинтересовать детей изучением технологии, развивать творческие способности учащихся, совершенствовать умения и навыки.
Больше внимания уделяю самостоятельности в изучении нового материала, использовании его в процессе закрепления на практике. Применяю метод личностно - ориентированного обучения. Сочетаю традиционные и новые методики преподавания, что позволяет школьникам на моих уроках получать яркие положительные эмоции и удовлетворение от выполняемой ими деятельности.
Использование современных образовательных технологий.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения. Для актуализации теоретических знаний учащихся я использую современные образовательные технологии:
1.Технология разноуровнего обучения
2.Коррекционно - развивающие технологии
3.Технология проблемного обучения
4.Метод проектов
5.Игровые технологии
6.Информационно-коммуникационные технологии
7.3доровьесберегающие технологии.
Одним из методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение учащихся в активную сферу деятельности - выполнение творческих проектов. Следует отметить, что для с ОВЗ доступен к применению адаптированный вариант проектной деятельности.
Данная методика дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению, творчески самореализоваться, развивать умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Все вышеизложенные условия применяются мной на каждом уроке, что положительно влияют на качество знаний учащихся.
Хочется определить ряд других условий, направленных непосредственно на получение результатов педагогической деятельности.
Программно - методические условия включают в себя корректирование и адаптацию учебных программ для каждого класса.
Большое внимание уделяю созданию учебно-методических условий преподавания. Учебно-методический, дидактический и раздаточный материал скомплектован по разделам программы с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
В настоящее время обновляется, продолжает разрабатываться и приобретаться дидактический и наглядный материал:
- учебно-наглядные средства обучения;
- дидактический материал по разделам учебной программы;
- раздаточные материалы для учащихся;
- игровые и занимательные материалы по разделам учебной программы.
В системе повышения профессионального мастерства и качества преподавания важное место я отвожу развитию материально-технической базы кабинета, в котором имеется все необходимое для реализации учебной программы и созданы все материальные условия для обучения детей с данной категорией.
Наличие коррекционно-развивающего направления обязательное условие образовательного процесса для детей с ОВЗ. В кабинете имеется все необходимое для реализации коррекционно-развивающего условия:
карточки-задания, упражнения, направленные на развитие познавательной сферы учащихся и коррекцию недостатков их развития, по разделам программы; инструментарий для соблюдения здоровье сберегающих технологий, карточки с упражнениями для глаз, кистей рук.
Собственный педагогический опыт укрепил моё мнение в том, что при правильном подходе к вопросу создания условий для развития трудовых навыков учащихся, можно добиться положительных результатов их обучения.
Таким образом, создание условий для формирования трудовых навыков у учащихся является неотъемлемой частью для получения высоких показателей в образовательном процессе.
Список литературы
1. Гальперин П. Я. Четыре лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Книжный дом «Университет», 2000. - 112 с.
2. Климов Е. А. Основы психологии: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 - 462 с.
3. Обучение технологии в средней школе: 5 - 11 кл.: Метод. Пособие. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 208 с. - (Б-ка учителя технологии).
4. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003. - 508 с.
5. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - 3-е изд. стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 288 с.
6. Технология. Содержание и образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 304с. - (Современное образование).
7. Фридман Л. И. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. - М.: Ин-т практ. психологии, 1997. - 287 с.
13PAGE 15