Совместная образовательная деятельность по аппликации во II младшей группе «Рябинка для снегирей»


Совместная образовательная деятельность по аппликации во второй младшей группе
«Рябинка для снегирей»
Цель: Развитие умения у детей изображать ягоды рябины в технике «пейп-арт».
Интеграция образовательных областей, направления развития и задач:
«Познание» - познавательное развитие.
Закрепить знания детей о зимних гостях – снегирях, их внешнем виде, питании.
Уточнить знания детей о ягодах рябины.
«Социализация», «Коммуникация» - социально-коммуникативное развитие.
Воспитывать у детей бережное отношение к птицам, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах зимой.
« Чтение художественной литературы», « Художественное творчество» - художественно-эстетическое и речевое развитие.
Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту окружающего мира.
Учить детей делать ягоды рябины с помощью скатывания бумажной салфетки в шарик.
Оборудование и материалы:
Ватман с нарисованным деревом рябины и снегирями, бумажные салфетки и картон красного цвета, письмо от тётушки Совы, клей, клеевые кисточки, подставки для кисточек, вырезанные из бумаги кисти рябины, «ледяная дорожка».
Предварительная работа:
- беседа о зимующих птицах:
- рассматривание иллюстраций на тему «Птицы», «Зима»;
- наблюдение за птицами на прогулке, подкармливание птиц;
- загадки о птицах, чтение и разучивание стихов о снегире;
- дидактическая игра «Сложи птицу»;
- пальчиковые игры.
Этапы образовательной
деятельности
Содержание Направления развития (образовательные области)
Методы и средства развитие
интегративных качеств
Мотивационно – ориентировочныйОрганизация детской деятельности.
Эксперимент с бумагой
Показ и выполнение работы детьми
Прогулка в лесу с заданиями
Развешивание рябины
Рефлексивно - оценочный
- Ребята, нам сегодня пришло письмо. (Показываю). Интересно от кого же оно? (Читаю на конверте адрес).
«Детский сад» младшая группа.
Кому: ребятам. От кого: Тётушки Совы.
- Ребята, вам интересно, что же написала Тётушка Сова?
(Ответы детей)
- (Читаю). Здравствуйте, ребята! Пишет вам Тётушка Сова. В нашем сказочном лесу случилась беда. Срочно помогите!
К нам в лес залетела стайка красивых птиц. А улетать они не хотят. Я знаю, что они питаются только ягодами. У нас в лесу этих ягод нет. Я очень прошу, принесите, пожалуйста, в лес эти ягоды, покормите птиц. Они ждут вашей помощи. До свидания! Тётушка Сова.
- Ребята, мы же с вами постараемся помочь? Но сначала давайте узнаем, а каким птицам нужна наша помощь.
Отгадайте загадку.
Чернокрылы, красногруды
И зимой найдут приют.
Они простуды не боятся –
С первым снегом тут как тут!
(Ответы детей и показ картинки снегиря)
(Воспитатель или дети (по выбору воспитателя) читают стихотворение про «Снегиря».)
Кто не знает снегиря,
Птичку необычную?
Чуть побольше воробья,
Больше и синички он.
В парках и лесах живёт,
На зелёных улочках.
Очень тихо он поёт,
Как играет дудочка.
Снегиря увидеть трудно
Летом за густой листвой.
А заметен красногрудый
Только зимнею порой
- Вот ребята, мы узнали, каким птицам нужна наша помощь.
Тётушка Сова написала, что снегири любят ягоды. А какие ягоды? Вы знаете?
(Ответы детей.)
- А вы видели ягоды рябины? Какие они?
(Ответы детей.)
- Я вам хочу предложить сделать ягодки рябины.
Подойдите к столу. Здесь лежат у каждого на тарелочках по два красных квадратика (картон и бумажная салфетка.)
- Вы сказали, что ягодки круглые маленькие. Как же нам их сделать из бумаги?
(Дети предлагают свои варианты.)
- Как их скатать?
- Попробуйте.
- Из какой бумаги лучше всего приготовить ягодки?
(Дети из каждого квадратика скатывают шарики и делают вывод, что легче скатать шарик из бумажной салфетки, потому что она мягкая, а картон твёрдый.)
- Скатайте шарики, наше угощение и положите их на тарелочки.
- Эти «шарики – ягодки» будем приклеивать на кисти рябины. (Воспитатель раздаёт детям вырезанные из бумаги кисти рябины.)
-Берёте кисточку, наносите клей на нижнюю часть кисти, берёте по одной ягодке и прикладываете их, прижимая пальчиком. (Объяснение сопровождается показом воспитателя.)
- Угощение наше готово, положим его в корзинку, чтобы удобнее было его нести. А вы не забыли, куда нам его надо отнести?
Ответы детей.
- Тогда нам пора. А какое время года сейчас?
Дети. – Зима.
- Правильно, зима, а значит холодно и нам нужно одеться.
(Дети имитируют одевание.)
- Закройте глаза. Все на месте покружитесь и в сказочном лесу очутитесь. (Дети закрывают глаза и кружатся вокруг себя.)
- Вот, дети, мы в сказочном лесу! Как много снега! Какие большие сугробы! Нам нужно пройти эти сугробы. (Ходьба с высоким подниманием колен.)
- Ребята, посмотрите, какая скользкая дорожка. Как же нам пройти?
Ответы детей.
- Давайте возьмёмся за руки и боком, осторожно, пройдём по этой дорожке. (Ходьба по дорожке приставным шагом.)
- Ребята, мы на верном пути. Посмотрите, а вот и дерево, а на ветках сидят снегири. Мы для птиц принесли рябину, давайте развесим её, покормим снегирей. (Воспитатель раздаёт детям из корзинки по кисточке рябины, они её весят на дерево.)
- Давайте отойдём и полюбуемся деревом и снегирями.
Ребёнок читает стихотворение А. Прокофьева»
«Снегири».
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей.
Прилетели, прилетели
Стайку встретили метели.
А мороз красный нос
Им рябинку принёс.
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил.
- Ребята, какие вы молодцы! Я очень рада за вас. Какие вы смелые и находчивые! Смогли оказать помощь.
- А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Все на месте покружитесь и в детском саду очутитесь!
-Вот мы и в детском саду и на память я вам подарю картинки со снегирями.



Познавательное развитие
Области «Познание»
«Коммуникация
Речевое развитие
Область «Чтение художественной литературы»
Познавательное развитие области «Познание»,
«Коммуникация
Художественно-эстетическое развитие
Область «Художественное творчество»
Физическое развитие области «Физическая культура»
«Социализация»
Художественно-эстетическое
развитие
Речевое развитие
Область «Чтение художественной литературы» Конверт с письмом
Картинка с изображением снегиря
Квадратики из картона и бумажных салфеток красного цвета
Проблемный вопрос
Имитация скатывания шарика двумя пальчиками (большим и указательным) «Любознательный, активный»
«Эмоционально отзывчивый»
«Имеющий первичные представления о природе»
«Способный решать интеллектуальные задачи»
«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, необходимыми умениями и навыками»
«Физически развитый и способный управлять своим поведением»
«Эмоционально отзывчивый»
«Эмоционально отзывчивый»
Предполагаемый результат:
Дети смогут освоить новый вид аппликации, доступный для их возраста;
Расскажут и покажут способ изготовления бумажных шариков;
Проявится интерес и желание для изготовления новых поделок.
Самоанализ
Совместной образовательной деятельности
Тема: аппликация «Рябинка для снегирей»
Уважаемые члены жюри! Вашему вниманию представлена совместная образовательная деятельность по аппликации в технике «Пейп-арт» (салфеточная пластика) «Рябинка для снегирей» во второй младшей группе. Образовательная деятельность соответствует возрасту детей. Она направлена на развитие мелкой моторики пальцев рук и построена на интересе детей. Для такой совместной образовательной деятельности была проведена предварительная работа с беседами, рассматриванием, наблюдениями на прогулке, играми, чтением загадок и стихов о рябине и снегирях.
Целью совместной деятельности является развитие умений у детей изобразить ягоды рябины, угощение для снегирей, не обычным наклеиванием красных кружков на основу, а новым способом - скатывания шариков из бумажных салфеток.
По структуре совместная образовательная деятельность организована из трёх этапов: мотивационной, детской деятельности (выполнение работы) и рефлексии. На первом этапе реализовалась мотивационная задача – вызвать интерес к началу совместной образовательной деятельности через чтение письма от тётушки Совы с просьбой о помощи и загадки о снегире, что вызвало у детей желание помочь птицам. Переход к следующему этапу был организован с опорой на жизненный опыт детей, на их знания о ягодах рябины (форме, величине и цвете). Для активации мыслительной деятельности детям был предложен эксперимент с бумагой, вопросы проблемного характера: «Как скатать?», «Из какой бумаги лучше?», «Как пройти?». Меня порадовало, что дети сами смогли найти ответы на данные вопросы. При организации самостоятельной деятельности детей мной был предложен план последовательности наклеивания ягод на кисть рябины, закрепление аппликативных навыков, и при необходимости оказывала помощь затрудняющимся детям. Последующими пунктами второго этапа: «Прогулка в лес и развешивание рябины» продолжили удержать интерес и активность детей. Был очень приятный момент, когда дети любовались своей работой, на лицах была приятная улыбка.
В ходе совместной образовательной деятельности прослеживалась логическая последовательность и взаимосвязь всех этапов, один вид работы плавно переходил в другой. В выполняемых заданиях образовательной деятельности отразились все поставленные и с интегрированные задачи по направлениям развития детей и исходящие из цели: знания о снегирях и ягодах рябины, бережное отношение к птицам и желание заботиться о них, творческие способности и умение понимать и ценить красоту природы.
При организации совместной деятельности были использованы разнообразные методы и средства:
Словесные: вопросы, загадка, художественное слово, пояснения;
наглядные: картинка с изображением снегиря, письмо, кисть рябины, дерево со снегирями;
проблемные ситуации для мыслительных и познавательных интересов;
продуктивный: приготовление угощения для снегирей.
Каждый этап работы предусматривал развитие интегративных качеств ребёнка: «любознательный, активный»,
«эмоционально- отзывчивый», «имеющий представления о природе», «способные решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту», «овладевший необходимыми умениями и навыками к учебной деятельности», «умение управлять своим поведением».
В ходе совместной образовательной деятельности присутствовал здоровьесберегающий компонент, дети двигались, не сидели на месте, так как менялись виды деятельности. Я старалась поддерживать интерес детей новыми заданиями, похвалой, все дети были увлечены работой. Ребята проявили активность, работоспособность, внимательность.
Все задачи реализованы, цель достигнута. Это показал рефлексивно-оценочный итог: выполненная работа, хорошее позитивное настроение детей и воспитателя.
Мне понравилась, и я получила удовлетворение от составленной и проведённой совместной образовательной деятельности с детьми.