Консультация для педагогов «Ранний возраст: развитие процессуальной игры»


Консультация для педагогов
«Ранний возраст:развитие процессуальной игры»
Наиболее универсальное значение для общего психического развития детей и в раннем, и в дошкольном возрасте имеет игра. Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально, через игру он творит свой реальный жизненный опыт. Игра для ребенка — это особый вид деятельности, в основе которого лежит осознание мира человеческих предметов и отношений. (Как известно, для ребенка, особенно в раннем возрасте, не существует отвлеченная умственная деятельность, поэтому освоение окружающего мира выступает для него в форме действия с предметами.) Человечество выработало специальные предметы, которые позволяют детям воспроизводить то, что они видят вокруг себя. Специальные предметы — это игрушки. С их помощью малыши по-новому реконструируют свой собственный опыт и приобщаются к жизни взрослых.
Ценность игры состоит еще в том, что она дает ребенку совершенно особый, уникальный способ освоения действительности — через действие в условных, придуманных обстоятельствах. Нам могут возразить: ребенок учится жить не только в игре. Прежде всего он живет реальной, практической жизнью — учится пользоваться ложкой, одеваться, ходить, общаться со взрослым и т. д. Да, без овладения навыками практической деятельности, без умения достичь реального результата невозможна социальная жизнь человека. Однако всякое практическое действие не только включает в себя определенный способ его выполнения, но и имеет свое специфическое значение. Рассмотрим простую ситуацию — обед двухлетнего ребенка. Хотя и с трудом, и с потерями, но он старается есть самостоятельно, пытается держать ложку таким образом, чтобы ее содержимое не выливалось на тарелку или на стол. Его задача — съесть то, что находится на тарелке.
А теперь представим другую ситуацию. Малыш сидит за тем же столом, но теперь перед ним кукла и игрушечная посуда. Ребенок хорошо понимает: в этой посуде нет ничего, и потому кормление куклы происходит «понарошку». Однако процесс кормления его занимает, так как он повторяет действия взрослого, который недавно кормил его самого. Таким образом, малыш воспроизводит в условных обстоятельствах жизненный эпизод, отношения людей, следовательно, действует уже на новом, более высоком уровне понимания — на уровне некоторого обобщения жизненного явления, действия со значениями вещей и отношений. Кормление куклы в данном случае — символ этих отношений и, как всякий символ, не требует точного выполнения действий. Действительно, чтобы накормить куклу, достаточно воспроизвести рисунок действия без всех сложных деталей. Более того, условность ситуации снимает необходимость действовать реальными предметами. Вот почему малыш начинает кормить куклу не настоящим хлебом, а, к примеру, кубиком. Так в его деятельности появляются первые символы, замещения, позволяющие ему мыслить обобщенно, а не конкретно, как в реальном практическом действии. Приведенный пример позволяет понять то определение игры, которое дают психологи: игра — это создание воображаемых ситуаций, перенос свойств одних предметов на другие, способ освоения реальности, в которой ребенок еще не может действовать наравне со взрослым. Отсюда становится понятным, почему так велико значение игры для психического развития детей.
Необходимая предпосылка игры — наличие разнообразных впечатлений. Ребенок, заключенный в узкие рамки манежа или коляски, не знающий назначения и названия окружающих его вещей, лишается самой основы для воссоздания реальной жизни в воображаемой ситуации. Любая фантазия, как бы далеко она ни увлекала человека от реальности, всегда состоит из ее элементов. Ребенку, обделенному знаниями и впечатлениями о жизни, не из чего черпать материал для воображения.
Еще одно условие возникновения игры — умение ребенка подражать действиям взрослого. Умение играть не врожденное. Если взрослый не учит малыша играть, игра не возникает ни в детстве, ни в школьном возрасте. А это имеет губительные последствия для личностного развития в целом.