Разработка родительского собрания по теме Давайте познакомимся


1 класс.   «Давайте познакомимся!»
Уважаемые папы и мамы!
Сегодня мы объявляем вас и себя членами одной большой команды корабля под названием «Школа». Наше плавание начинается сегодня, а закончится 9 лет.                                       И пока наш корабль будет плыть по океану знаний, мы будем вместе переживать штормы и бури, огорчения и радости.                                                                                                                        Хочется, чтобы это плавание было интересным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.
                                                                                                           
Самопредставление  учителя.
(Рассказ о себе)
Визитка семьи (на листочках, затем вслух).
Ф. И. О. родителей.
Возраст родителей, день рождения семьи.
Интересы, увлечения семьи.
Традиции и обычаи семьи.
Девиз семьи.
Домашний адрес, телефон
Место работы
Увлечения ребенка
Здоровье ребенка
Экскурсия по школе.
Собрание №1
Жизненные позиции заразительны...
А ваша может кого-нибудь увлечь?
Ф. Нансен
Лучше зажечь свечу, чем всю жизнь проклинать темноту.
Ф. Абрамов
Первое родительское собрание — встречу уместно проводить в кон це августа. Это позволит, во-первых, заранее познакомиться с родите лями учеников, настроить семьи на необходимость общения со шко лой, педагогами; во-вторых, создает определенный оптимистический настрой на учебную деятельность, снимет боязнь семьи перед школой и учителем.
Первое собрание должно решать 2 задачи:
1.           Познакомить родителей будущих учеников с классом, классным руководителем, педагогами, школой, администрацией учебного заведе ния, службами школы, а также самих родителей друг с другом.
2.           Помочь подготовиться родителям к изменению статуса ребенка в семье и пониманию значимости перехода малыша в новое психофизи ческое состояние.
Форма работы — торжественное собрание.
Вопросы для обсуждения:
-                   Знакомство с директором школы и школьной администрацией.
-                  Самопредставление классного руководителя будущих учеников.
-                   Визитная карточка семьи будущих школьников. ■
-                  Экскурсия по школьному зданию.
-                   Мини-лекция: «Законы воспитания в семье. Какими им быть». -Анкетирование родителей по теме собрания №1.
-                   Родительский тренинг «Ребенок в глазах родителей».
Ход собрания
Собрание проходит в классе, в котором будут учиться дети. Класс празднично оформлен (его можно украсить рисунками будущих перво классников, которые подарили школе воспитатели детского сада, где ребята воспитывались). На школьной доске фотографии выпускников, которые учились у педагога, набирающего класс, добрые пожелания будущим первоклассникам и их родителям. Уместно использовать хо рошую музыку, связанную с темой торжественного собрания. На школьной доске можно поместить плакат, который станет эпиграфом первой встречи родителей и педагога.
I. Вступительное слово директора школы
Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все взрослые, Кто  пришел на первую встречу со школой, порог которой переступят в сен тябре ваши малыши!
Сегодня мы объявляем вас и себя членами одной большой команды корабля под названием «Школа». Наше плаванье начинается сегодня а заканчивается через 9 лет. 9 лет мы будем вместе, и пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем вместе переживать штормы и бури, а ваши дети откроют для себя бухту Радости и мыс Надежды . Хо чется, чтобы это плаванье было интересным, счастливым и значитель ным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.
В который раз вместе с вами, папы и мамы, мы будем помогать  вашим детям учиться преодолевать трудности, падать, набивая как можно меньше шишек, радоваться своим успехам и победам одно классников.
Мы открыты для общения, наши специалисты дадут вам квалифицированную консультацию, вы всегда получите в нашей школе исчер пывающий ответ на самый неразрешимый вопрос.
В первую очередь, для вас всегда открыты двери кабинета замести теля директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе.
П. Выступление зам. директора по начальной школе В  этом  вступительном  слове  необходимо сказать о традициях и обычаях начальной школы, о первоначальных требованиях к учащим ся; познакомить с Уставом школы и вручить его каждой семье вместе с визитной карточкой школы, указать дни консультаций заместителя ди ректора по начальной школе и других представителей администрации учебного заведения.
Заместитель директора по начальной школы  представляет учителя начальных классов, который будет работать Фс ребятами в течение 4-х лет.
III.                 Учитель проводит свое самопредставление приблизительно по следующему плану:
-                    Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.
-                    Рассказ о выпусках своих учеников, о планах на будущее в ра боте с новым классом.
IV.          Самопредставление семей
Самопредставление семей очень интересно проходит на первом ро дительском собрании-встрече. Это своего рода визитная карточка се мьи. Желательно записать визитные карточки семей на магнитофон. Классному руководителю будет важно проанализировать мини-рассказы о семье. Такая работа позволит сразу определить особенности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимо отношений.
Визитная карточка-самопредставление семьи проходит по следую щему плану.
-                  Фамилия, имя, отчество родителей.
-                    Возраст родителей, день рождения семьи.
-                    Интересы, увлечения семьи.
-                 Традиции и обычаи семьи.
-                Девиз семьи.
Свой девиз каждая семья пишет на листе ватмана, который прикре пляется на доске в классе. Этот материал можно будет успешно исполь зовать в работе с учащимися.
V.          Экскурсия по школе
После самопредставления и установления теплой атмосферы обще ния учитель приглашает родителей на экскурсию по школе. Очень важ но показать родителям кабинет психологической службы, познакомить с расписанием его работы, предложить родителям записать телефон доверия психологической службы.
VI.          Итог собрания
В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в кото ром указаны законы воспитания ребенка в семье. Родителям  представ ляется  возможность прочесть законы и задать вопросы учителю. В кон це собрания проводится анкетирование родителей по теме собрания.
На мой взгляд, очень уместно, если классный руководитель в конце первого собрания познакомит родителей с планированием работы с родителями в учебном заведении на весь школьный год. Это позволит родителям подготовить вопросы по тематике следующего классного собрания и активно участвовать во встречах родителей с классным ру ководителем и друг другом.
В конце родительского собрания можно сделать общую фотогра фию на память о первой встрече. На прощание родители получают большие разноцветные конверты, в которых находится письмо-обращение детей разных времен и народов к своим родителям. Взрос лым предлагается дома внимательно прочитать полученный меморан дум и руководствоваться им в воспитании собственных детей.
Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям, моим родителям.
•               Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас.
•                Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я пред почитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.
•               Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила — это все, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.
•               Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и за ставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.
•               Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.
•               Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю ве щи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пы таться добиться такой «победы».
•               Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.
•               Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду себя вести так, как будто я — «центр Вселенной».
Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы об служивали меня всегда.
Не обращайте внимание на мои глупые выходки. Ваше повы шенное внимание поможет их закрепить.
Не делайте мне замечание в присутствии других людей. На заме чания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.                                                                                                                                                                          
Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Пого ворите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.
Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».                                                                                                                                                                            Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, это — преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.
Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется при твориться глухим, чтобы как-то защититься.                                                                                                                                                               Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого пове дения. Я действительно не смогу это объяснить. Я попытаюсь сам себе и вам это объяснить, но на это надо время. Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.
Не забудьте, что я развиваюсь, а значит — экспериментирую. Та ким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим. Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне не обходимо учиться на собственном опыте.
Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать удовольствие от своего плохого здоровья, ес ли благодаря ему я буду в центре вашего внимания.                                                                        Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ишу интересующую меня информацию там, где мне ее предлагают.
Не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Я просто хочу обратить на себя ваше внимание.
Никогда не считайте, что извиниться передо мной — ниже Ваше го достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно теп лые чувства.
Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придется быть достойным слишком многого, а так не хочется утверждаться в обратном.
Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.                                                                                                                                                                  Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В против ном случае я действительно испугаюсь. Демонстрируйте мне ва ше мужество и собственную храбрость.
•               Не забывайте, что мне нужно ваше понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.
•              Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я то же хочу быть вашим лучшим другом.
•               Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы, вернуться вам сторицей.
•                Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо
Я - ВАШ РЕБЕНОК!
В конце родительского собрания родители пишут вопросы, на ко торые они не получили ответа. Это могут быть вопросы к администра ции школы, педагогу. Не на каждый вопрос можно ответить сиюми нутно. Для того, чтобы родители получили компетентный ответ на по ставленные вопросы, на столе у педагога стоит коробка, в которую ро дители складывают свои вопросы. Классный руководитель сможет их проанализировать и ответить на них на следующем собрании или со звониться с родителями, если ответ не терпит отлагательств.
Бумеранг наших недомолвок.
Какие разговоры стоит вести при детях, а от каких стоит воздержаться?
Не обсуждайте своих знакомых при ребенке.
     Слушая беседы взрослых, дети незаметно усваивают наши взгляды и принципы. Определите грань, за которую заходить не следует.
 Поговорим об учителях?
     Недопустимо критиковать учителя в присутствии ребенка. Нужно учесть, что, дискредитируя школу в глазах ребенка, мы лишаемся важнейших рычагов воздействия на детей. Ведь процесс обучения во многом основывается именно на авторитете учителя. У большинства школьников интерес к предметам и, соответственно, усердие в их изучении появляются не сами по себе, а под влиянием педагогов, которых дети уважают и слушаются. Если же учителя ни в грош не ставить, то дисциплина постепенно начинает хиреть, а в след за ней, естественно, сходят на нет знания.
Кроме того, лишая ребенка уважения к учителю, мы своими руками подталкиваем его к поиску авторитета на стороне. Ваша задача поддержать сына, а не подогревать недовольство школой. Поняв причину, приложите максимум усилий к тому, чтобы сгладить острые углы
Если вы поссорились с родственниками.
     Не скрывая от детей некоторых внутрисемейных разногласий, нужно обязательно поддерживать престиж родственников. ( Да, папа вспыльчив, но мы ведь знаем, как он устает на работе; бабушка ворчит – но кого не возмутит наша неряшливость? И  т. Д.)
Можно ли при ребенке говорить о нем и его личных качествах?
     Можно и даже нужно! Иначе ему будет казаться, что он для вас пустое место. А когда у детей складывается впечатление что их не замечают, они начинают кривляться, нарываться на скандалы. Стараются вызвать у взрослых хоть - какие эмоции. Но публичное унижение озлобляет, да и факт обнародования недостатков придает им дополнительный вес. В результате поведение только ухудшается. По этому задайте себе вопрос: что вы хотите в ребенке развить? Если комплекс не полноценности или устойчивый негативизм  к замечаниям взрослых, тогда можете и дальше обсуждать по телефону повышенную застенчивость, страхи, плохие оценки. Если же вам хочется повысить самооценку и способствовать преодолению детских трудностей помогите ребенку слепить положительный образ своего «я».
     Не уставайте же выкликать в детях доброе и не будите в них дурное?  
Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали. 
1. Обещание больше не любить.
     Мнение родителей:
 «Если ты не  будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить»
      Мнение психологов:                                                                                                        Обещание    больше не любить ребенка – одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка - он будет воспринимать вас как людей лживых.
Намного лучше сказать: «Я буду тебя всё равно любить, но твоё поведение я не одобряю».
2. Безразличие.
     Мнение родителей:
     Зачем напрягаться? Спорить, доказывать, нервничать? Ребенок сам должен сам научиться решать свои проблемы. Пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.
     Мнение психологов:                                                                                                         Никогда не надо показывать малышу, что вам всё равно, чем он занимается. Ребенок, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно настоящее. И проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.
3. Слишком много строгости.
     Мнение родителей
      «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому-то я в доме главная»
Дети должны слушаться старших беспрекословно, неважно, сколько ребенку-шесть или шестнадцать лет.
     Мнение психологов.
     Слишком строгое воспитание напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и плевать на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости.
4. Детей надо баловать.
     Мнение родителей:
    Мы готовы все сделать для ребенка, ведь дети должны получать самое лучшее. Нравоучения, неудачи - в наших силах избавить ребенка от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.
     Мнение психологов.     Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Если убирать каждый камушек с дороги, от этого ребенок не почувствует себя счастливее. Скорее, он ощутит себя совершенно беспомощным и одиноким.
5. Навязанная роль.
     Мнение родителей:                                                                                                                     Мой ребенок – мой лучший друг. С ним можно говорить обо всем. Прямо как настоящий взрослый.
     Мнение психологов.
     Дети готовы сделать все, чтобы понравиться родителям. Они готовы погрузиться в сложный мир сложных проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы остаются  нерешенными.
6. Больше денег – лучше воспитание.
     Мнение родителей:
     Будь у нас больше денег, мы были бы  лучшими родителями.
    Мнение психологов.
    Любовь не купить за деньги – звучит банально, но это так. Любовь. Ласка, совместные игры намного важнее содержимого  вашего кошелька. Не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас самый – самый.
7. Наполеоновские планы.
  Мнение родителей:
 Мой ребенок будет заниматься  музыкой, английским, я не позволю ему упустить свой шанс.
 Мнение психологов.
  Дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем  воображении, разбивается о полное нежелание ребенка. Пока ребенок маленький и слушается взрослых, но затем начинает выражать протест доступными ему способами - прием наркотиков, увлечение тяжелым роком в ночные часы. Заполняя день ребенка полезными занятиями, не забывайте оставить ему время и для личных дел.    
 
8. Слишком мало ласки.
   
     Мнение родителей:  Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка. Никаких объятий и поцелуев - есть более нужные и серьезные вещи.
     Мнение психологов.
     Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все–таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно – это может оттолкнуть их.
9. Ваше настроение.
   
     Мнение родителей:
    Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить ребенка и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.
    Мнение психологов.
    Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что–то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое – постарайся быть ко мне снисходительным».
10. Слишком мало времени для воспитания ребенка.
   
      Мнение родителей:
      «К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя».
     Мнение психологов.
    Взрослые часто забывают простую истину-если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Ребенок, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса посидеть у кровати, поговорить с ним, рассказать сказку или почитать книжку. Ребенку это необходимо.