Использование на современном уроке активных методов обучения с целью формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Использование на современном уроке активных методов обучения
с целью формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Лавриненко Ольга Евгеньевна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №2»
г. Северодвинска

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который целью и основным результатом образования провозглашает развитие личности учащихся на основе усвоения универсальных учебных действий [8]. Данный подход базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям [1; 100].
Универсальные учебные действия (УУД) – совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса [3; 18]. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены личностные, предметные и метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) результаты.
В сфере познавательных УУД выпускники начальной школы научатся воспроизводить, анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций (анализ, критериальное сравнение, сопоставление, классификация), овладеют общими приемами решения задач, способами решения проблем [2; 15].
Формировать познавательные УУД на различных уроках в начальной школе помогает применение активных методов обучения. Активный метод – форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и ученики взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока [10]. Дети не получают знания в готовом виде, а добывают в процессе собственной учебно-познавательной деятельности [9].
Приведенные ниже методы использую, обучая детей по программе Н.Б. Шумаковой «Одаренный ребенок», а также на различных уроках гуманитарного цикла.
Метод «Подведение под понятие» дает глубокое и полное представление об изучаемом предмете или явлении. Проводится в три этапа.
1 этап. Введение учителем характеристик понятия. (По ним дети могут догадаться, о каком понятии идет речь).
2 этап. Введение учителем дополнительных характеристик к понятию. (Дети определяют, относятся ли характеристики к данному понятию).
3 этап. Приведение детьми своих характеристик, которые еще не прозвучали на уроке. (Ученики делают обобщение о данном понятии).
Порядок второго и третьего этапов может варьироваться. Эти этапы могут использоваться частично в зависимости от сложности темы, от цели урока. Метод подведения под понятие применяется во время изучения нового материала, закрепления изученного, на обобщающих уроках. Например, на уроке русского языка по теме «Имя существительное»:
- Какое понятие я загадала?
- часть речи;
- изменяется по числам;
- склоняется;
- обозначает предмет.
2) «Да» или «нет»?
- бывает в неопределенной форме;
+ может быть собственным или нарицательным;
+ отвечает на вопросы кто? что?
- спрягается;
+ именительный падеж – начальная форма имени существительного.
- Дополните, что еще не сказали о существительном, приведите примеры.
Проанализировать какую-либо проблему, найти оптимальный вариант ее решения, развитию критического мышления помогает метод оценки события по критериям.
1 этап. Разработка оснований, по которым оценивается проблема.
2 этап. Оценка каждого основания.
3 этап. Подведение итогов. (Важно отметить, что разные варианты имеют свои достоинства и недостатки с точки зрения разных критериев).
Результаты можно оформить в виде таблицы [7; 92].
Событие: От частого применения соли на дорогах в Москве (с целью предупреждения ДТП) погибли деревья, растущие вблизи больших дорог.
Итог:
+,
-

Критерии

Пути
решения
проблемы
Безопасность для природы
Доступность для всех людей
Удобство для людей


1. Выпускать обувь со специальной подошвой (шины со специальным покрытием).





2.





Вывод:


Метод мозгового штурма основан на принципе отсроченной оценки и критики. Это создает обстановку открытости различным взглядам и мнениям. Ученики могут высказывать любые варианты решения проблемы. Одна идея может подтолкнуть к рождению другой. Метод проводится в три этапа [5; 93].
1 этап. Постановка проблемы. (Проблема должна быть четко сформулирована).
2 этап. Генерация идей. (Главное – количество идей. Приветствуются необычные и даже абсурдные идеи).
3 этап. Группировка, отбор и оценка идей. (Позволяет выделить наиболее ценные идеи, дать окончательный результат мозгового штурма).
Для мозгового штурма можно предложить следующие вопросы, помогающие сформулировать проблему. На уроке литературного чтения, к рассказу А.И. Куприна «Слон»: прав ли был отец, исполнив просьбу дочери привести живого слона в дом? На уроке окружающего мира: нужно ли было Ивану Калите делать дорогие подношения Орде?
Обсуждение проблемных вопросов методом мозгового штурма является подготовкой к проведению метода классического диалога. Данный метод позволяет участвовать в дискуссии всем желающим. Этапы проведения диалога:
Ведущий предлагает проблему. Например, введение шестидневной учебной недели в школе.
Главное действующее лицо объясняет, отстаивает свои действия (рассказывает, почему в нашей стране дети учатся шесть дней в неделю, доказывает необходимость этого).

·Противник (оппонент) доказывает неправоту, обвиняет.
Защитник ищет дополнительное обоснование, защищает главное действующее лицо.
Посредник примиряет разные точки зрения, может привести дополнительные факты в защиту главного действующего лица.
Остальные – судьи. Следят за правильностью ведения диалога: оценивают, достаточно ли было фактов, умело ли группа вела диалог, умела ли слушать, были ли повторы, соблюдалась ли очередность.
Такая последовательность выступления сохраняется на протяжении всего диалога, пока факты не будут исчерпаны, или до тех пор, пока не будет достигнуто общее решение. Побеждает тот, у кого будет больше фактов, тот, чей факт будет последним.
Роли формируются, как правило, по желанию участников диалога. Ребенок имеет возможность выступать каждый раз в разных ролях [4; 83].
Организовать урок-исследование помогают методы индуктивного и дедуктивного исследования. В процессе индукции происходит переход от отдельных подробностей (или частного) к связному взгляду (общему), а процесс дедукции, наоборот, начинается с общего и идет обратно к частному, соединяя и связывая его [7; 20]. Индуктивное и дедуктивное исследование направлены на достижение разных целей – открытие связующего принципа в первом случае, и его проверку (подтверждение, изменение) во втором, то одни и те же по названию этапы имеют, в каждом случае, свои функциональные особенности.
Основными этапами индуктивного и дедуктивного исследования являются шесть основных (которые следуют друг за другом) и два дополнительных (которые могут меняться местами и даже «выпадать» в каких-то случаях) [7; 21]:
Мотивация (создание проблемной ситуации) Дедуктивное
Исследование (может быть и в малых группах) исследование
Обмен информацией
Организация информации Обобщение
Связывание информации, оценка
Подведение итогов, рефлексия Индуктивное
Постановка новых вопросов исследование
Применение
Например, обобщение «Природа Севера влияет на верования, литературу, живопись, архитектуру» можно вывести дедуктивным путем, организуя работу в малых группах с текстами. Индуктивным путем можно прийти к обобщению «Знания (незнание) влияют на поступки и поведение людей», устанавливая причинно-следственные связи, используя тексты таких художественных произведений как «Заплатка» Н.Н. Носова, «Самое главное» М.М. Зощенко, «Мартышка и очки» И.А. Крылова.
Обучая младших школьников формулировке проблем, постановке вопросов использую набор «ключей» - ключевых слов. Эти слова необходимы для анализа явлений, который невозможно осуществить без вопросов высокого познавательного уровня. В левой части схемы – возможные вопросительные слова, в правой – ключевые слова вопросов (список можно дополнить). Сочетание левой и правой частей схемы составляет бесконечное многообразие вопросов [6; 77].
Что Значение
Где Смысл
Когда Связь
Какой Функции
Как Взаимодействие
Почему Условие
Можно ли Цель
Верно ли Свойства
Так, например, используя данный методический прием, на уроке окружающего мира предлагаю детям с помощью вопроса «какие» и ключевого слова «функции» (напечанных на карточках – зрительная опора) задать вопрос о том, что еще мы можем узнать по теме урока «Органы чувств» (Какие функции выполняют органы чувств?). Или на уроке русского языка дети формулируют главный вопрос урока: «В чем различия функций разделительных ь и ъ знаков?»
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что использование данных методов способствует более гибкому и прочному усвоению знаний учащимися; возможности самостоятельного движения в изучаемой области; повышению мотивации и интереса к учению; формированию у обучающихся универсальных познавательных учебных действий: анализ, синтез, обобщение, сравнение, индукция, дедукция, критическое мышление, способы решения проблем, поиск информации.

Список литературы
Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов, / О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
Как проектировать УУД в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. Под. ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. Академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Н.Б. Шумакова и др., под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006.
Симаковский А.Э. Развитие творческого мышления. – Ярославль: Академия развития, 1996.
Шумакова Н.Б. Возраст вопросов. – М.: Знание, 1990.
Шумакова Н.Б. Психология одаренности: обучение младших школьников. Выпуск 3. – М.: МИОО, 2005.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








13PAGE 15


13PAGE 14615




15