Создание благоприятного психологического климата на уроках в начальной школе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 Ст. Брюховецкой
муниципального образования Брюховецкий район








Выступление на районном семинаре


Тема: «Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе»


Учитель :Е.Н. Латуш






Ст. Брюховецкая
СОШ №1

I. Введение
Младший школьный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Поэтому, одним из важнейших критериев современного урока является создание благоприятного психологического климата в учебном процессе. Благодаря которому повышается уровень познавательной активности, учебная мотивация, происходит раскрепощение ребёнка, появляется эмоциональная уравновешенность и уверенность в собственных возможностях.
Психологический климат начинает создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейшая детерминанта психологической атмосферы на уроке. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет – это и многое другое оказывает воздействие на восприятие учителя учащимися и на их отношение к нему.
В своем выступлении я хотела бы рассказать о тех положительных моментах по обеспечению благоприятного психологического климата на уроке, заложенных в программе «Начальная школа XXI век» под редакцией Н. Ф. Виноградовой, по которой работают учителя нашей школы.
IIЯ работаю в первом классе – классе, где остро встает проблема социально-психологической адаптации. Поэтому необходимо понимать, что для младшего школьника классный коллектив – полноценный реальный мир, и отношения в не носят не только «учебный» характер. Эти отношении подчас очень болезненны, травмируют ребёнка, порождая ощущения непонятности, одиночества, отсутствие сочувствия.
Это тот «фон», на котором происходит деятельность учения, и он может оказывать на неё сильное влияние. Поэтому в работе учителя появляется психотерапевтическая ориентация, направленная на создание такой межличностной атмосферы в классе, которая способствует успешному учению, служит профилактикой стрессовых психических состояний ребёнка.
Именно на этом ориентированны предлагаемые нам авторами программы пять уроков творчества.
Принципы организации этих занятий заключается в следующем:
1. Отсутствие заданного образца.
Этот методический принцип освобождает как детей, так и учителя от необходимости соотносить свою деятельность с какими-либо образцами. В этом случае любой результат есть результат индивидуального ил коллективного опыта.
2. Эмоциональные переживания по поводу художественного образа, создаваемого в процессе совместной деятельности.
Ничто так не объединяет людей, как совместные эмоциональные переживания происходящих событий. В детской жизни значение таких переживаний особенно велико.
3. Развитие межличностных отношений в классе. Эмоциональные переживания как основа групповой динамики тесно связаны с развитием межличностных отношений в классе.
Время, необходимое для проведении таких занятий, зависит от количества учащихся в классе. Для класса 15-16 человек достаточно одного урока. Урок проводится в классе. Помещение должно быть чистым и хорошо проветренным. Темы занятий: «Круги и линии», «Лепим фигурки», «Дом, в котором мы живем», «Маски», «Пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что».
Эти уроки творчества ценны тем: на этих уроках не способных и неспособных, все задания доступны всем, эти уроки не только выявляют проблему в коллективе, но и позволяют снять существующее в классе в целом или у отдельных учеников эмоциональное напряжение, выразить подавленные эмоции.
Гораздо легче изменить людей, собранных в группу, чем каждого в отдельности», - писал Курт Левин.

II.2 В первом классе авторы программы создали интегрированный курс «Грамота». Основная задача которого – научить детей учиться. И от того, насколько будут сформированы учебно-познавательные мотивы у младших школьников, в значительной мере зависит успешность их дальнейшего обучения.
Поэтому в обучение включены самые разнообразные интересные познавательные задания, и в качестве обязательного компонента в каждый урок включены учебные дидактические игры, которые помогут сделать процесс обучения интересным и увлекательным для первоклассников.
Всем нам хорошо известно, что дети усваивают новый материал по-разному. Одни всё поняли, усвоили и запомнили уже на первом уроке, а у других учеников процесс усвоения длится значительно дольше. Учитывая это, авторы учебников и учебных тетрадей нашего методического комплекта разработали
для каждой темы задания различной степени сложности. Заданий очень много. Мы имеем возможность выбрать и дать каждому ученику класса задание, точно соответствующее его реальным знаниям. Пусть каждый ребёнок работает в ситуации успеха, это повысит его познавательную мотивацию, даст дополнительный стимул для желания получить новое задание.

II.3 Для создания благоприятного психологического климата на уроке необходимо постоянно помнить о значительных индивидуальных различиях ваших учеников. Поэтому необходимо на уроке учитывать темп работы. Темп работы в классе очень разный. Поэтому детей с особо медленным темпом работы нужно постоянно держать в зоне своего внимания. Этих детей не нужно подгонять, торопить – результат будет противоположным, и, кроме этого, у них сформируется состояние постоянной тревожности, неуверенности в своих силах. Всем своим видом необходимо показывать таким ученикам: что вы видите, что они еще не успели, и что вы их подождете. Подойдите к ним, слегка помогите, ободрите: «Ты всё делаешь правильно, молодец, продолжай». Очень постепенно приучайте их работать быстрее, отмечайте любые, даже малейшие успехи.

II.4 В обеспечении благоприятного психологического климата на уроках первоклашек большую роль играет положительная словесная оценка. Это относится прежде всего к оценке процесса деятельности ученика и отношения его к выполнению учебной задачи. Задача учителя состоит прежде всего в том, чтобы найти достоинства выполненной работы, даже в том случае, если они невелики, и на этом строить свою оценку.
Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать такую же уверенность в обращенных к нему словах учителя, в его действиях. Не скупитесь на похвалы, обращайте внимание на любой правильный ответ, почаще говорите детям: «молодец», «умница», «прекрасно», «сегодня намного лучше, чем вчера», «ты меня очень порадовал своей работой» и т. д.
При оценивании учитель не должен злоупотреблять выражениями типа: «неправильно», «не знаешь», «не стараешься». Целесообразно вообще заменить жесткое «неправильно» на более демократичное «это твое мнение, ты так думаешь, давай послушаем мнение других.
Для развития способности детей сравнивать свой ответ с другими, находить наиболее верное решение учебной задачи учитель может использовать такой прием: выбрать «сигнал» ответа. Выбор красного круга означает «Сомневаюсь, прошу помощи, могу ошибиться», выбор синего квадрата означает «Могу доказать». Такая работа с сигналами развивает детскую инициативу, самостоятельность, снимает «школьную» фобию – боязнь ошибиться, обеспечить для учащегося ситуацию успеха и оптимистический взгляд на собственную деятельность.
II.5 Необходимо отметить, что седьмой год жизни важен тем, что именно в этом возрасте формируется произвольность поведения. Одним из «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения. Требования к «школьному поведению» должны вводится в первом классе очень постепенно. Постараться сделать это не в форме жестких указаний, а в форме пожеланий. И реакция учителя на любые нарушения школьного порядка должна быть в этом классе особой: ни в коем случае – не раздражайтесь, не сердитесь, а, огорчившись, повторите необходимое правило еще раз, приведите примеры нужного поведения других детей в классе. Причем лучше приводить в качестве примера не заведомых отличников, а тех ребят, у которых нужные качества только формируются, которые еще не вверены в своих силах, для них поэтому особенно важна похвала учителя.
В своей практике при обучении «школьному поведению» на уроке, я использую стихотворение А. Л. Барто:

«Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними»

«Учитель спросит – надо встать, когда он сесть позволить – сядь»

«Парта – это не кровать и нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно»
«На уроках не болтай как заморский попугай»

Эти правила мы разучиваем на первых уроках. В случае необходимости мне достаточно напомнить первую стихотворную строчку, чтобы скорректировать поведение учеников.
Для предотвращения любой попытки нарушить рабочий ритм на уроке, необходимо держать в поле зрения весь класс. Особенно следить за теми, у кого внимание неустойчиво. Обращаться чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься. Заканчивать урок необходимо общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делать это не слишком часто.
Помните, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу. Обратитесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает, легче справится. Не допускайте конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения. Помните слова Н. А. Добролюбова, что справедливый учитель – это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.
II.6 Обеспечению благоприятного психологического климата на уроке способствует использование множества игровых моментов. Речь идет об игре как методе обучения. Авторы нашего методического комплекта разработали целую систему постепенно усложняющихся дидактических игр. Эти игры требуют особого искусства педагога, ведь в них, с одной стороны, должно быть правильно и точно передано учебное содержание, а с другой стороны, необходимо придать этому содержанию развлекательный эмоциональный характер, чтобы учебная задача выступала как игровая. Педагогические игры ценны тем, что позволяют учитывать индивидуальные особенности детей, давать им игровые задания в точном соответствии с их уровнем знаний, незаметно для класса помогать в игре слабому ученику. В период обучении грамоте используются такие игры и игровые упражнения: «Назови слово с нужным звуком», «Как тебя зовут?», «Назови похожее», «Живые звуки», «Кто внимательный?», «Найди свой домик».
Во время игры важно показать каждому ребенку класса, что играть легко и интересно, что вы его обязательно похвалите. И, естественно, чем хуже учится ребенок, тем меньше он уверен в себе, тем важнее ему услышать от учителя слова одобрения и тем чаще нужно их произносить.
II.7 использование нетрадиционных форм урока и методов обучения также способствует созданию благоприятного психологического климата. Эти уроки «оживляют передачу знаний для запоминания, пробуждает культурные ценности и смысл знаний.
Главное в нетрадиционном уроке помогают понять творческие принципы:
1. Отказ от шаблона в организации урока.
2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.
3. Не развлекательность, а занимательность и увлечения как основа эмоционального урока.
4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.
5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспеченья взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
6. «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам и склонностям.
7. Использование оценки в качестве формирующего ( а не только результирующего инструмента).
Формы нетрадиционного урока: урок-сказка, урок-выставка, урок-путешествие, урок-сюрприз, урок-рассказ, защита проектов, поездка на поезде, урок-игра, урок-КВН, урок-викторина, урок-аукцион и т. д.











































III. Заключение.
Завершая свое выступление, хочется сказать вот о чем. Гуманизация и демократизация нашего образования зависит прежде всего от нас, от учителей. Нужна серьезная работа по собственному воспитанию, по формированию у себя новой личностной позиции: если ребенок плохо учится, в этом виноват прежде всего учитель. Такой подход себе – трудный, часто болезненно трудный, ведь гораздо легче найти виноватых вокруг, чем обвинить себя, но именно такой подход поможет преодолеть любые трудности в учебе детей.
Давайте попробуем так работать!





15