Урок «Кукла» Е.И.Носов


Тема урока: Е.И.Носов «Кукла
Цели: кратко познакомить учеников с личной и творческой биографией писателя;
П оказать значение нравственных проблем, поднимаемых в рассказе; совершенствовать навыки анализа текста
Ход урока
1.Чтение и анализ статьи учебника «Е.И.Носов»
Беседа по статье:
-Чем знаменит Курск с «древних времен»
-С каким важным событием Великой Отечественной войны связана родина писателя7 (Битва на Курской дуге)
-Расскажите о детских годах Е.И.Носова.
-Сколько примерно лет было Носову, когда он стал противотанковым артиллеристом?
Где и кем работал писатель?
Какова главная тема его творчества?
2.Чтение рассказа «Кукла»
3.Словарная работа
Внапашку-внакидку
Выгон-место, где пасется скот.
Глумиться-злобно и оскорбительно издеваться.
Дурнишник, белокопытник, стрелолист-просторечные названия растений.
Избыть-избавиться от чего-либо.
Картуз-мужской головной убор с жестким козырьком, неформенная фуражка.
Кирзачи-сапоги кирзовые, из кирзы(заменителя кожи, пропитанные специальным составом, предохраняющим от влаги). Кирзовые сапоги носили после войны демобилизовавшиеся фронтовики. Не имея возможности купить другую обувь.
Кювет-канава для стока воды, идущая вдоль дороги.
Святотатство-поругание. оскорбление чего-либо святого.Сижи места рыбалки. насиженные места
Худо-зло. неприятности
Язь-вид речной рыбы
4.беседа по вопросам
-Какое значение имеет начало рассказа? (Писатель сравнивает прошлое и настоящее, и это сравнение не в пользу настоящего, небережного к природе, небережного к истории)
-Как проходит в рассказе о мирной жизни тема войны? (Война отзывается эхом и в мирной жизни. Выяснилось, что у рассказчика и Акимыча во многом сходна фронтовая биография. Последствия контузии на фронте сказываются на здоровье Акимыча. Его внезапная немота и окаменелость ярче высвечивают отношение старого перевозчика к происходящему.)- В какой момент появляется ощущение тревоги в рассказе?
(Когда рассказчик находит «обгорелые останки Акимычева шалаша». Э тот шалаш кто-то сжег, скорее всего от неразумности, просто от скуки, от нечего делать )Прочтите описание пейзажа, который наблюдал герой-рассказчик, идя вслед за Акимычем от слов:
«Мы пошли мимо школьной ограды…» до слов: «..ощущение праздничности и радости бытия».
-Какие эпитеты подчеркивают праздничность и радостность бытия наблюдаемой героем картины?
-Видел ли эту красоту Акимыч?
-Что более всего потрясает Акимыча в истории с куклой?
-Какой вывод делает Акимыч о причинах происшедшего?
(«Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят»)
-Почему Акимыч зарывает куклу в могилу?
(Сам Акимыч говорит: «Может, со мной с войны такое, на всю жизнь нагляделся человечины..» Акимыч видел на войне много смертей, изуродованную человеческую плоть. Ему страшно глумление над человеческим обликом.)-«Он сутуло, согбенно перешагнул через кювет..»- почему именно эти эпитеты использует автор?
Какой из них несет нейтральную, а какой экспрессивную окраску? Уточните значение слов в словаре.
(Сутулый-сутуленный. слегка сгорбленный.Согбенный-(устар. И высок.) сгорбленный. согнутый.
Эти эпитеты показывают состояние Акимыча, согнувшее его горе, его досаду, .боль. Чувства Акимыча искренни, возвышенны, эпитет «согбенно уточняет нейтральный эпитет «сутуло».)Вывод:-О кукле ли горюет Акимыч?
(Акимыч горюет о людях, потерявших нравственные ориентиры, потерявшие чувство ценности человеческой жизни.)
Описанию праздничного пейзажа посвящено около двадцати строк, а описанию куклы ,брошенной в кювет,-восемь.
-Случайно ли это?
-Как вы понимаете слова Акимыча: «Всего не закопать…»?
-Что объединяет рассказчика и Акимыча? Чем интересен и близок Акимы автору?
(Оба «воевали в одной и той же армии», участвовали в одних и тех же боевых операциях ,брали одни и те же города, оба были ранены и попали в госпиталь .Но объединяет бывших фронтовиков не только война. Общее у них отношение к жизни. Они любят природу любят жизнь, не могут смириться с бездумным варварским отношением к ней, не могут пройти мимо чужой беды, мимо святотатства)