Дипломная работа Формирование языковой компетентности младших школьников в процессе изучения имени существительного

Министерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайская государственная академия образования имени В.М.Шукшина»
(ФГБОУ ВПО «АГАО»)
Педагогический факультет
Кафедра методики начального образования



Формирование языковой компетентности младших школьников
в процессе изучения имени существительного

Дипломная работа


Выполнил студент
Н-ZМНО5091____группы
_Половинкина ____________
фамилия
Наталья Алексеевна____
имя, отчество

Научный руководитель:
кандидат филологических наук,______ доцент ___________________________
ученая степень, звание
Ашихмина
Татьяна Аркадьевна
фамилия, имя, отчество
__________________________
(подпись)

Оценка _______________________
«____» _______________20 ___ г.

Подпись___________________
(Председатель ГАК)



Бийск – 2014























Оглавление

Введение.
3

Глава 1. Теоретические основы формирования языковой компетентности младших школьников


1.1. Сущность языковой компетентности
6

1.2. Требования к языковой компетентности.
9

1.3. Развитие языковой компетентности младших школьников.

11

1.4. Возможности УМК по формированию языковой компетентности на примере учебника Т.Г. Рамзаевой (система «Классическая начальная школа»)..


16

Выводы по первой главе
23

Глава II. Опытное обучение по формированию языковой компетентности (на примере изучения склонения имён существительных)


2.1. Уровень сформированности языковой компетентности младших школьников по результатам трех лет обучения

25

2.2..Формирование языковой компетентности учащихся четвёртого класса в процессе изучения имени существительного.

32

2.3. Анализ результатов работы по формированию языковой компетентности..

41

Выводы по второй главе
47

Заключение
49

Библиография...
51

Приложения..
58







Введение
Актуальность исследования состоит в том, что анализ теории и практики формирования языковой компетентности младших школьников свидетельствует о её недостатках. В числе актуальных задач модернизации российского образования – ориентация образовательного процесса на реализацию компетентностного подхода, то есть на формирование ключевых компетенций, основанных на готовности учащихся использовать усвоенные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Это отражено в работах Е.Г.Афанасьевой, Е.Д. Божович и др. [3; 33].
Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования. Это подтверждается работами Г.С.Ковалёвой, Е.С.Савиновой, А.А.Максимовой, К.Г.Митрофанова и др. [24; 26; 31; 34]. Стандартные схемы «знания-умения-навыки» для определения соответствия выпускника школы запросам общества уже недостаточны, традиционно знания, умения, навыки уступают позиции компетенциям. Мало внимания уделяется формированию языковой компетентности младших школьников с учетом их индивидуальных показателей развития (уровень развития языковой компетентности).
Анализ методической, педагогической литературы, наблюдение за учебным процессом показали, что работа по формированию языковой компетентности на уроках русского языка не всегда проводится в достаточном объеме. Это обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. Закрепление полученных знаний на уроке в малой степени имеют практическое применение, в связи с недостатком отведенного на тему времени. Поэтому младший школьник при выполнении самостоятельного задания допускает ошибки. Полученные знания при любой эффективной организации учебного процесса должны подкрепляться последующей индивидуальной и самостоятельной работой, которая необходима каждому ученику для полноценного и прочного усвоения материала. Существует необходимость преодолеть эти недостатки, поэтому все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной проблемы исследования.
Теоретические основы формирования языковой компетентности освещены в работах Е.Д. Божович, Ю.М. Жукова, И.А. Зимней, А.Е. Ивановой, Т.А. Ладыженской, Е.Н. Пузанковой, Н.С. Рождественского, Л.А. Петровской и др. [4; 11; 13; 18; 48; 1; 30].Учёными выявлена сущность языковой компетентности, предложены условия её формирования. Однако они не затрагивают проблемы формирования языковой компетентности в младшем школьном возрасте.
Проблемой формирования языковой компетентности младших школьников в методике преподавания русского языка занимались многие учёные: Е.А. Баринова, М.А. Бочарникова, Т.М. Воителева, В.Г. Горецкий, Т.Г. Рамзаева, А.В. Текучев и др. [2; 5; 6; 22; 40; 22]. Повышение эффективности обучения может успешно реализовано только при условии, если урочные занятия будут высокого качества.
Проблема предупреждения и устранения ошибок в выполнении заданий учащихся определила необходимость проведения специального исследования по формированию языковой компетентности.
Объект: процесс изучения русского языка в начальной школе
Предмет: формирование языковой компетентности младших школьников в процессе изучения склонения имен существительных.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные для формирования языковой компетентности младших школьников виды заданий по русскому языку и способы проверки самостоятельной работы.
Гипотеза: формирование языковой компетентности младших школьников будет эффективным, если:
- дополнить упражнения в учебно-методический комплекс Т.Г. Рамзаевой заданиями на группировку языкового материала, антиципацию учебных действий и обоснование детьми решением грамматической задачи, т.к. упражнений данного типа или недостаточно или они отсутствуют (антиципация).
- реализуются различные виды и задания учебной работы;
- процесс организации, выполнения и проверки заданий организуются систематически;
- способы проверки благоприятствуют усвоению младшими школьниками языковых закономерностей и правил.
Задачи:
1) изучить теоретико-методическую литературу по проблеме исследования;
2) обосновать теоретическую и практическую значимость формирования языковой компетентности младших школьников;
3) провести опытную работу, направленную на формирование языковой компетентности младших школьников в процессе изучения склонения имени существительного;
4) проанализировать результаты работы по формированию языковой компетентности младших школьников.
Методы исследования:
1) анализ лингвистической и методической литературы;
2) педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся;
3) анализ продуктов деятельности ребят.
Новизна исследования состоит в том, что в процессе обучения младших школьников русскому языку на основе требований программы общеобразовательной школы решались задачи дипломного исследования по формированию языковой компетентности младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности педагогов начальных классов образовательных учреждений
Структура дипломной работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 48 наименований, приложений.
Глава 1. Теоретические основы формирования
языковой компетентности младших школьников
1.1. Сущность языковой компетентности
Потребности общества определяют цель современной школы - сфор- мированность человека, способного к систематическому самостоятельному самообучению и саморазвитию.
Способность к самостоятельному самообучению рассматривалась в работах Б.Г. Ананьева, Е.Д. Божович, Л.C. Выготского, Т.А. Ладыженской, И.А. Зимней, В.М. Полонского, Е.Н. Пузанковой, В.В. Соколовой и др [2; 4; 8; 11; 20; 28; 37; 41].
Согласно В.В. Соколовой, условия и задачи модернизации современного образования, способствующие самостоятельному обучению, позволяют новый термин, широко вошедший в практику обучения как компетентность. Она определяет её как комплекс знаний, умений и навыков, приобретаемых человеком в ходе естественной социализации, обучения и воспитания [41].
В зависимости от уровня своей компетентности, выполняя задания, ученик развивает и совершенствует в себе целый комплекс знаний, умений, которые позволяют формировать компетентность младшего школьника.
М.А. Бочарникова характеризует компетентность как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [5]. Компетенция - образ его будущего, ориентир для освоения.
Понятие компетентности трактуется по-разному. В.М. Полонский понимает как совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы практической области знаний [32] .
Компетентность понимается как готовность и способность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на её успешную интеграцию и социум. Такую характеристику даёт Л.А. Петровская [30]. И.А. Зимняя трактует компетенцию как частое понятие, формирующую компетентность, т.е. состояние индивида, способного самостоятельно решать отдельный уровень задач, используя универсальные и специальные способы деятельности [11] .
Задачам данного исследования в большей мере соответствует определение Т.А. Ладыженской, которая определяет её как совокупность определенных знаний, умений и навыков, где человек должен быть осведомлён и иметь практический опыт работы [18] .
Языковая компетентность предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
Иванова А.Е говорит о том, что традиционно языковая компетентность - это знание о русском языке как общественном явлении развивающей системе. Но, если принять во внимание, что в школьные годы ребёнок не только осваивает новое, сколько осмысляет собственный речевой опыт, то представляется, что языковую компетенцию должны составлять языковые, а также учебно-языковые знания и умения, связанные с синтезом, анализом, классификацией и другими операциями с единицами языка[13].
Н.Н. Светловская, рассматривая языковую компетентность в методике преподавания, определяет языковую компетентность как владение системой знаний об изучаемом языке по его уровням: фонематическому, морфемному, лексическому и синтаксическому. Учащийся овладевает языковой компетентностью, если он имеет представление о системе изучаемого языка и может пользоваться этой системой на практике [23] .
На качество овладения языковой компетентностью влияет способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных знаков и правил их соединения. Компетенция определяет лишь универсальные свойства языка.
В начальной школе важно формировать языковую компетентность как языковую способность, т.е. как потенциальное знание языка.
Е.Д. Божович указывает, что одним из наиболее значительных условий в младшем школьном возрасте овладений знаний, умений с психологической точки зрения, является целенаправленная систематическая самостоятельная работа, которая позволяет формировать языковую компетентность как один из компонентов знаний о языке [3] .
Последующее развитие и формирование языковой компетентности младшего школьника обусловлено взаимодействием и изменением знаний о языке, приобретаемых в обучении.

1.2. Требования к языковой компетентности младших школьников
Требования к языковой компетентности учащихся начальных классов сформулированы в программах начального образования [35]. Где языковая компетентность трактуется как совокупность знаний, умений по русскому языку, имеющих практическое самостоятельное решение.
При этом сущность языковой компетентности трактуется через специфику образовательной компетенции как совокупность требований к качеству подготовки учащихся в одной или нескольких образовательных областях. Образовательная компетенция является следствием личностного обучения, поскольку относится к личности учащегося и формируется только в процессе выполнения им определенного комплекса действий.
В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) в языковую компетенцию должны входить метапредметные учебные действия (знания о знаниях, приемах и способах получения и переработки информации), способы и умения учебно-познавательной деятельности. Языковая компетенция включает в себя:
1. Предметные (лингвистические) знания и умения:
- понятие о русском языке как общественном явлении и развивающая система; система лингвистических и формируемых на основе знаний о системе языка;
- систему учебно-языковых умений, навыков и способов познавательной деятельности, связанных с опознаванием языкового материала, его анализом и группировкой (классификацией).
2. Метапредметные (знания о знаниях, приемах и средствах восприятия и смысловой переработки информации) учебные действия:
- уметь соотносить эмпирические знания, накопленные учащимися в жизненной практике, и знания, усвоенные ими в школе;
- уметь ориентироваться в структуре учебного задания; выделять главное (вторичное, неизвестное);
- уметь группировать материал по разным основаниям [24].
В «Основной образовательной программе образовательного учреждения», разработанной Т.Г. Рамзаевой, показало, что в результате изучения курса русского языка учащиеся начальной школы должны:
- научиться осознавать язык как основное средство человеческого общения;
- получить возможность не только в устном общении, но и в письменном общении, удовлетворить потребность в творческом самовыражении;
- научиться использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий [34].
Выпускники начальной школы должны получить первоначальные представления о системе и структуре русского языка, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных учебных действий с языковыми единицами.
Таким образом, требования основного нормативного документа направлены на формирование языковой компетентности, где ребенок должен ориентироваться на предметные и метапредметные учебные действия при выполнении самостоятельной работы.





1.3. Развитие языковой компетентности младших школьников
Языковая компетентность предполагает знание языка и его норм, соответствующих языковым уровням.
В программе развития языковой компетентности младших школьников существует 5 уровней.
Первый уровень овладения считается базовым.
Например, работа над пересказом (изложением), рассказом (сочинением), которая заключается в составлении плана высказывания.
Здесь наиболее эффективным будет синтезирование знаний:
а) составление плана учебного текста и его отдельных частей;
б) осуществление речи некоторых персонажей, ее цель.
Львов М.Р. считает, что каждый последующий уровень характеризуется каким-то усложнением действий, который должен выполнить учащийся в каждой работе относящейся к данной компетентности. Одной из перспективной задач речевой работы является обучение созданию высказываний [27]. Для этого используются следующие задания творческого характера:
1. Закончи текст несколькими предложениями.
2. Запиши начало текста и его предложение.
3. Распространи предложение с помощью второстепенных членов предложения.
4. Составь текст по аналогии с прочитанным.
5. Поставь предложения в нужном порядке, чтобы получился текст.
6. Поставь в правильном порядке части рассказа.
7. Составь рассказ по его началу (концу).
8. Продолжи раскрытия сюжета.
9. Составление рассказа по серии картинок [27].
Сочинения и рассказы являются наилучшим средством развития языковой компетентности учащихся. Они оживляют уроки, увлекают учащихся на деле, показывают им богатейшие возможности языка
и необходимость его изучения.
Дети наблюдают, накапливают материал, обобщают, сопоставляют и делают выводы. Если на первом уровне овладения компетентности учащихся должны пересказать простые по сюжету тексты, то постепенно переходят к сжатым изложениям от лица рассказчика или плана с творческими и грамматическими заданиями.
Высокохудожественные тексты, написанные выдающими мастерами слова, а затем письменно пересказанные детьми способствует развитию речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивает языковое чутье. Развивать самостоятельность и творчество учащихся, сформировать умение передавать свои мысли и знания не возможно, если проводить лишь изложения. Нужны условия, чтобы выражать свои мысли самостоятельно. К. Д. Ушинский писал, что дети более всего учатся подражая, но ошибочно было бы думать, что из подражания сама собой вырастает самостоятельная деятельность [48] .
Устранение речевых ошибок в связи с усвоением грамматического материала, не требуя дополнительного времени, не только повышает культуру речи учащихся, но и помогает им глубже усвоить грамматические понятия, подводит к осознанию роли изучаемых грамматических единиц в речи, в живом общении между людьми.
Необходимо обучать детей самопроверки и простейшему редактированию. Первоначально он носит характер коллективного редактирования текста. Дети заменяют слова, устраняют повторы, изменяют порядок слов, связывают предложения с союзами иногда изменяют последовательность изложения или делают композиционные изменения. Обучение изложению является для учащихся ответственным делом. Развивается дисциплина, внимание, память, мышление и конечно, речь.
Коммуникативная компетентность по мнению Петровской Л.Я. развивается в ходе дискуссии:
На первом уровне.
Разобраться в теме и собрать нужную информацию (дети больше слушают и отвечают, чем проявляют инициативу).
На втором уровне.
Ребенок вносит свой опыт в дискуссию и помогает ее продвижению сообразно  с целями и ситуацией. Кроме того, на этом уровне он должен сделать короткое выступление. Подготовить заметки и отобрать нужные иллюстрации.
На третьем уровне.
Учащиеся способствуют развитию темы, создавая возможность для того, чтобы и другие участники дискуссии помогали ее продвижению.
На четвертом уровне необходимо выработать коммуникативные умения в ходе достижения намеченных результатов.
На пятом этапе.
Прочитать и подытожить информацию[31]. 
Особое внимание уделяется заданиям, посвященных исследованию комплекса умений, связанных с анализом и пониманием текстов – «компетентность чтения». Эту компетентность можно также назвать компетентностью понимания.
При работе с текстовым материалом учащимся нужно продемонстрировать следующие умения:
- уметь определять цель текста;
- уметь определять основную мысль содержащуюся в тексте;
- уметь определять, кому текст  предназначен;
- уметь найти в тексте предложения, наиболее полно отражающие его содержание;
- уметь найти в тексте предложение, наиболее точно отражающее человеческое качество – чувство, переживание, мысль.
Важнейшее место в развитии языковой компетенции младших школьников уделяется вопросу «решения проблем».
Это связанно с тем, что в условиях реальной жизни компетентность в решении проблем является основой для дальнейшего обучения, для эффективной профессиональной деятельности, участия в жизни общества, для организации своей личной жизни.
Например, при работе с текстами, диаграммами, таблицами учащемуся требуется проявить следующие умения наиболее общего интеллектуального характера:
- уметь приводить доводы;
- уметь выбирать свою собственную точку зрения;
- уметь извлекать нужную информацию, анализировать и сравнивать ее;
- уметь определять причины поступков людей.
На уроках обязательно проводятся речевые разминки, используются скороговорки, чистоговорки, считалки, пословицы поговорки с целью обогащения словарного запаса, памяти , мышления. Включают работу в паре, в группе, например: составить из слов карточек готовое высказывание. Постепенно появляются стихотворные попытки, проба пера. Стихи – узор в душе ребят. Дать почувствовать богатство, красоту, выразительную силу языка.
Творчески раскрепощенный эмоционально настроенный ребенок глубже чувствует и понимает прочитанное.
На уроках чтения дети превращаются в театральных актеров, и даже слабый ученик принимает участие в этом действии, раскрывая свои скрытые способности, которые он не всегда может показать на обычном уроке.
Надо чтобы на уроках чтения дети осваивали то, что важно в жизни каждого человека:
- умение передавать информацию;
- поддерживать беседу;
- устанавливать контакты;
- пересказывать, рассказать ситуацию;
- написать письмо, поздравление;
- красочно оформить речь [27].
Принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главная задача становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Фактически он создает условие, в которой становится возможным выработка учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенцией в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий.
Меняется также и смысл термина «развитие». Индивидуальное развитие каждого человека, связано, в первую очередь, с освоением умения, к которым у него уже есть предрасположенность «способность», а не усвоением тематической информацией, которые не только никогда не понадобится в практической жизни, но и, по сути, не имеет никакого отношения к индивидуальности данного человека. 
Успех в работе по развитию языковой компетентности не возможен, если ученик отвечает только вследствие осознания необходимости выполнить задание, предлагаемое учителем. Успех в данной работе будет возможен только в том случае, если она будет проводиться регулярно и в системе [14].
Проверка оценка достижений языковой компетентности школьника является весьма существенной для процесса обучения.
Зажигается в ребенке искра надежды на дальнейшие успехи.
В листе индивидуальных достижений учащихся фиксируются его маленькие победы, где сравнивают ребенка только с ним самим: каким он был и каким он стал, что нового узнал и чему научился.
Какие надо виды и задания учебной работы?
1.4. Возможности УМК по формированию
языковой компетентности на примере учебника Т.Г. Рамзаевой
(система «Классическая начальная школа»)

Для того, чтобы был сформирован в достаточной мере высокий уровень владения языковой компетентностью, нужен достаточно богатый опыт качественных знаний о языке. Содержание, объем и последовательность изучения русского языка младшими школьниками регламентируется двумя нормативными документами, которые составляют учебно-методический комплекс:
1.Программы общеобразовательных учреждений для начальной школы.
2. Календарно-тематический план.
Для выявления уровня возможности формирования языковой компетенции на основе УМК Т.Г. Рамзаевой был выполнен анализ программы и учебных книг. Задачами анализа являлись:
1.Содержание, объем, последовательность изучения языковых единиц.
2.Требования к знаниям, умениям и навыкам.
В программе общеобразовательных учреждений по русскому языку во втором классе изучается имя существительное (ознакомление). Общее значение. Вопросы кто? что? Роль имён существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах существительных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях городов, деревень, улиц, рек, озёр, морей). Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, близкие и противоположные по смыслу.
К концу второго класса обучающиеся должны уметь:
- писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных;
- правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет;
- различать слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?
- устанавливать связь слов в предложении из 3-4 слов; выделять подлежащее [14].
Дальнейшее изучение тем, связанных с изучением этой части речи, происходит в следующем классе по учебнику Т.Г. Рамзаевой. Так, например, в третьем классе - усвоение признаков имен существительных как части речи (что обозначает, на какие вопросы отвечает, род, изменение по числам). Третий класс занимает центральное место в обучении младших школьников русскому языку по всем основным разделам, прежде всего потому, что происходит формирование основных морфологических понятий курса: части речи, склонение имён существительных [38].
В учебнике Т.Г. Рамзаевой третьего класса изучается имя существительное как часть речи: общее значение , вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имён существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях имён существительных: солнце, озеро. Изменение имён существительных по числам и падежам. Склонение имён существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имён существительных женского рода (речь, вещь) и его отсутствие на конце имён существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы) [14].
В соответствии с требованиями программы по русскому языку общеобразовательных учреждений для начальной школы, младшие школьники к концу третьего класса должны владеть определенным кругом знаний и умений в области склонения имен существительных.
К концу третьего класса обучающиеся должны знать: части речи (имя существительное); должны уметь: распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных); изменять имена существительные по числам; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями [36].
В четвертом классе центральное место в курсе русского языка занимает изучение морфологии- имени существительного и других частей речи. В четвертом классе основное место отводится работе над правописанием падежных окончаний. С целью повторения полезно с учащимися вспомнить изученный материал за третий класс и сделать вывод: имена существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду; имена существительные изменяются по числам; имена существительные изменяются по падежам. Глубокое изучение склонения имен существительных организуется в четвертом классе.
Из раздела «Части речи» на изучение имени существительного в четвёртом классе отводится 48 часов [29]. Проводятся такие темы как:
- Склонение имён существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные.
- Три типа склонения имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения в единственном числе (кроме имён существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Управление как вид связи в словосочетаниях (общее понятие).
- Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах: пришёл из школы, из магазина, уехал на Камчатку, в Крым, возвратился с Камчатки, из Крыма и т. п.
- Склонение имён существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок.
Программой предусмотрена работа над формированием навыков правописания падежных окончаний имен существительных. Это сложный орфографический навык, в основе которого лежит комплекс знаний и умений.
Исходя из тематического планирования уроков, к концу четвертого класса обучающиеся должны знать: изученные части речи (в нашем случае имя существительное) и их признаки; три склонения имен существительных, несклоняемые существительные [35].
В процессе изучения темы «Склонение имени существительного» учащиеся должны овладеть определенными компетенциями.
1.Знать определение имени существительного.
2.Знать родовые окончания.
Обучающиеся должны уметь:
1. Распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных).
2.Изменять имена существительные.
3.Определять род имен существительных, стоящих во множественном числе.
4.Изменять имена существительные по числам.
5.Склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями; определять падеж имен существительных[38].
Тема «Склонение имени существительного» трудна, но богата возможностями. В ней раскрываются механизмы включения имен существительных в речевые конструкции: в словосочетания, предложения, текст. Уже в начальных классах склонение рассматривается как изменение формы, т.е. окончаний имен существительных, выражающих различные варианты отношения к другим словам, связей с ними в предложении. При этом каждый падеж может выражать не один тип этих связей, а несколько: это и есть значение падежей.
Выпускники овладевают следующими языковыми компетенциями:
1. Определить грамматические признаки имен существительных- род, число, падеж, склонение, что в дальнейшем послужит ученику (выпускнику начальной школы) возможностью научиться проводить морфологический разбор имени существительного.
2. Оценивать правильность проведения морфологического разбора.
3.Находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными.
Программой, автором которой является Т.Г.Рамзаева, определена последовательность изучения имени существительного, состоящая из четырех этапов [38].
1. Понятие о склонении как изменении окончаний имен существительных по вопросам в зависимости от связи слов в предложении; изучение особенностей каждого из падежей.
2. Первое, второе, третье склонение имен существительных.
3. Правописание падежных окончаний имен существительных 1,2, 3-го склонения в единственном числе.
4. Склонение и правописание имен существительных во множественном числе.
На основе учебника можно дать следующее упражнение 37 .
Упражнение № 433. Задание: просклоняйте имена существительные: жук, река [37]. Младший школьник должен вспомнить определения склонения. Склонение- изменение окончаний имен существительных по вопросам (изменение по падежам). При выполнении задания ученик должен знать и уметь как определять склонение имен существительных, падежные формы имен существительных. Уметь самостоятельно изменять существительные по падежам, опираясь на род и число.
Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.
По дороге ехала машина (где ехала? По чему?) по дороге (Д.п.). Здесь предлагается младшими школьниками таблица падежей и вопросов с предлогами.
В четвертом классе учащиеся изучают тему «Три склонения имен существительных».
Учащимся предлагается таблица склонений имен существительных. Знакомятся с определением:
Существительные бывают 1, 2, 3 склонения. Существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в И.п. относятся к первому склонению: девочка, дедушка.
Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е относятся ко второму склонению: трамвай, поле.
Существительные женского рода с мягким знаком на конце относят к третьему склонению: пристань, ночь.
Со следующим определением: существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания, учащиеся знакомятся при изучении темы «Ударные и безударные окончания имен существительных».
В учебнике преобладают задания, где ученик должен определить склонение имен существительных.
Т.Г. Рамзаева рассматривает склонение как изменение формы, т.е. окончаний имен существительных, выражающих различные варианты отношений к другим словам, связей с ними в предложении [38].
Учащиеся начальных классов принимают сведения о трех типах склонения существительных и признаках, по которым их распознают и могут применять свои знания.
Выполняя письменные упражнения, младшие должны закрепить знания о типах склонения.
Изучение темы «Склонения имен существительных» в начальной школе дает возможность для формирования языковой компетентности младших школьников.



























Выводы по первой главе
В первой главе описаны теоретико-методические основы по формированию языковых компетенций младших школьников в процессе изучения имени существительного. Раскрыто понятие «языковая компетентность» и охарактеризованы пути его формирования, рассмотрена работа с именами существительными, проведён анализ программы и учебника по русскому языку с целью определения методики работы с именами существительными, изучен тест как средство контроля знаний учащихся в процессе изучения русского языка.
Языковую компетентность младших школьников определена как совокупность определённых знаний, умений и навыков по русскому языку, где ученик должен быть осведомлён теоретически и иметь опыт самостоятельной работы. Последующее развитие и формирование языковой компетентности младшего школьника обусловлено взаимодействием и изменением накопленных опытом знаний о языке, приобретаемых в обучении. Основное требование к формированию языковой компетентности в начальной школе – ориентировка на формирование предметных и метапредметных учебных действий.
Какие надо виды и задания учебной работы?

Период обучения в начальных классах характеризуется усвоением младшими школьниками большого количества грамматического материала, в котором одно из мест занимает изучение темы «Имя существительное», т. к. это ведет к языковому и речевому развитию школьников. Характер, глубина и объём сведений по языку зависят от дидактических целей, которые ставятся перед начальным образованием.
Имя существительное занимает интересное место в лингвистической системе, потому что оно обозначает предмет, а почти любое высказывание содержит информацию о предмете или об объекте какого-либо действия. Поэтому в структуре предложения центром является часть речи.
Изучать языковые понятия надо в строго определенных рамках. Период обучения в начальных классах характеризуется усвоением младшими школьниками большого количества грамматического материала, в котором ведущее место занимает изучение темы «Имя существительное», что ведет к языковому и речевому развитию школьников.
Анализ содержания УМК по русскому языку образовательной системы «Классическая начальная школа» Т.Г. Рамзаевой показал, что возможна активизация работы по формированию языковых компетенций младших школьников.
Содержание первой главы является теоретико-методической основой как для проведения опытной работы по формированию языковых компетенций младших школьников, так и для описания хода и результатов опытного обучения.




Глава 2. Формирование языковой компетентности
младших школьников
(на примере изучения склонения имён существительных)

Задача главы: описать ход опытной работы по формированию языковой компетентности младшего школьника в процессе изучения склонения имени существительного.
Цель опытной работы: выявить наиболее эффективные для формирования языковой компетентности младших школьников виды заданий по русскому языку и способы проверки самостоятельной работы.
Опытная работа проводилась в 4 классе МОУ «Сибирячихинская СОШ Солонешенского райна» по образовательной программе «Классическая начальная школа». Опытная работа проводилась с сентября 2013 года по март 2014 года. На каждом этапе решались определенные задачи:
на первом этапе проводилось выявление уровня сформированности языковой компетентности младшими школьниками;
на втором этапе проводилась работа по формированию языковой компетентности учащихся.
на третьем этапе был проведен анализ результатов опытного обучения по формированию языковой компетентности младших школьников.

2.1. Уровень сформированности языковых компетенций
младших школьников по результатам трех лет обучения

Цель: выявить уровень сформированности языковой компетентности младших школьников в области склонения имени существительного.
Задачи:
1. Провести самостоятельную (контрольную) работу.
2. Выполнить анализ детских работ с целью выявления уровня владения базовых языковых компетенций с помощью разных способов проверки.
3. Спланировать работу, направленную на эффективное овладение учащимися базовыми языковыми компетенциями.
Время проведения констатирующего этапа с 16 по 27 сентября 2013 года.
' - -
Определение уровня владения языковой компетентности младших школьников зависит от овладения детьми знаниями, умениями, навыками по окончании изучения имени существительного в третьем классе. Критериями сформированности компетентности стали требования программы по русскому языку: - знание типов склонения имён существительных;
- определение грамматических признаков имени существительного - род, число, падеж, склонение;
- самостоятельное применение теоретических знаний в процессе выполнения работы;
- способность понимать и распознавать части речи в различных конструкциях предложений;
- изменение существительных по числам, падежам (падежные вопросы);
-выполнение морфологического разбора имени существительного.
Каждый из критериев был охарактеризован по трем уровням: высокий, средний, низкий. Высокий уровень соответствует оценкам «отлично» и «хорошо», средний уровень - оценке «удовлетворительно», низкий - «неудовлетворительно». Нами были составлены характеристики уровней владения языковой компетенции младших школьников [см. Приложение 2].
Для определения уровня владения языковой компетентности было предложено выполнить задания, каждое из которых направлено на определение уровня владения какой-либо языковой нормой с учетом одного из критериев [см. выше, с. ].
При составлении заданий учитывались требования программы, предъявляемые к знаниям и умениям младших школьников.
Задание 1. Разделите предложенные слова на группы 1-ого, 2-ого, 3-его склонения.
Н-- к
- j-
Зима, весна, лето, час, минута, год, ночь, карандаш, перо, птица, снегирь, дрозд, озеро, дерево, яблоня, железо, поле, сеялка, судно, гость, солнце.
Задание направлено на выявление умения определять тип склонения имени существительного.
Критерии оценки: за каждое правильное определение склонения ставится 1 балл.
Задание 2. Поставьте второе слово в правильную падежную форму и определите склонение имени существительного.
сзть
Календарь (погода), окраина (деревня), ремонт (квартира), рассказ( писатель), портфель (подруга), тетрадь (Серёжа), берег (река), цветок (сирень), крыло (птица), ветка (яблоня), запах (черёмуха).
Задание направлено на выявление умения согласовывать имена существительные (грамматическая связь), на выбор правильной падежной формы.
4V-
Критерии оценки: каждое правильное написанное словосочетание оценивается в 1 балл.
Критерии оценки: каждое правильно написанное словосочетание оценивается в 1 балл.
Задание 3. Дополните предложения подходящими по смыслу существительными. Укажите склонение и падеж существительных, которые вставили. Выделите окончания. Подчеркните предлоги.
1. Вертолёт пролетел над... . 2. Машина остановилась перед... . 3. Зимой под ... прячется от холода озимая пшеница. 4. За ... росли яблони. 5. Жёлуди надо искать .под.. , а шишки-под... . 5
Задание направлено на выявление умения составлять предложения входящие по смыслу (связь главного и зависимого).
Критерии оценки: каждое правильно написанное предложение оценивается в 1 балл.
Задание 4. Укажите склонение и падеж выделенных существительных. Выделите окончания существительных.
Муравей и голубка.
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула муравья и чуть не утопила.
Голубка несла ветку. Она бросила муравью ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.
Задание направлено на выявление умения ставить слово в нужную па- дежную форму, выбирать нужное окончание.
Критерии оценки: каждое правильное определение склонения и падежа выделенного слова оценивается в 1 балл.
Задание 5. Определите склонение и падеж существительных. Напишите словосочетания, изменяя падеж существительных.
Прочитал (где? в чём?) в (газета, журнал), написал (кому?) (Елизавета Петровна, дядя Миша), ехал (где? по чему?) по (дорога, поляна), прилетел (откуда?) из (Рига, Вологда), дошли (до чего?) до (вокзал, роща).
Задание направлено на выявление умения определять склонение слов с безударными окончаниями существительных в Р.п., Д.п., П.п., умения применять правило и действовать по алгоритму.
Критерии оценки: каждое правильное определение склонения и падежа выделенного слова оценивается в 1 балл.
Выполненные учащимися работы прилагаются в приложении 3. Протоколы результатов выполнения заданий представлены в приложении 4.
По результатам оценивания работ, дети были распределены по трем уровням: высокий уровень (23 - 30 баллов), средний уровень (14 - 22 баллов), низкий уровень (0 - 13 баллов).
Высокий уровень владения языковой компетенцией был выявлен в 40% от общего количества работ. Анализ результатов данных работ показывает, что учащиеся умеют составлять предложения и ставить слово в нужную падежную форму (в Р.п., Д.п., Т.п., П.п.), выбирать нужное окончание, умеют:
- выбирать слова, относящиеся к первому и второму склонению и объяснять.
- выделенные окончания, умеют писать безударные окончания в падежных окончаниях имён существительных, оформлять правильно грамматическую связь существительных и действовать по алгоритму.
Например, Данил К., выполнив контрольную работу в соответствии с высоким уровнем, правильно составил словосочетания существительных, образовал грамматическую падежную форму единственного числа имен существительных. Правильно распределил по группам существительные и определил склонение. Также с этим заданием справились Алёна К., Валя Т., Настя Д. допустила ошибки при образовании грамматической формы : Д.п. и П.п., задание было направлено на умение самостоятельно применять правило и действовать по алгоритму (прочитал в журналы, газеты). Также с заданием справились Егор З., Вадим К.
Настя К. допустила ошибки при образовании грамматической формы родительного и дательного падежа имен существительных (рассказ писател ю, ветка сиренье), а также неправильно определила окончание в подобранном слове (за крыше росли яблони).
В 30 % от общего количества работ был выявлен средний уровень владения языковыми нормами. Младшие школьники не всегда верно образуют форму родительного и дательного падежа, единственного числа имен существительных, неправильно согласовывают имена существительные в словосочетаниях.
ше.
Например, Ваня А., Настя Д. выполняя задание 1 допустили ошибку в образовании грамматической формы имени существительного (цветок сирени), заменили его на (сиреневый цветок). В некоторых словах, при согласовании существительных неправильно образована форма Р.п. и Д.п. (прилетел из Риге, дошли до роще), наблюдается отступление от грамматической нормы.
Егор З., Валя Т., неверно образовали форму родительного падежа имени существительного (календарь подога), допустили ошибки в задали 5 при образовании формы Р.п. и Д.п. (дошли до роще, написал Елизаветы Петровны), и неправильно определили падеж имени существительного поле, солнце - 3-е скл.).
Низкий уровень владения языковой компетенцией, а именно владение морфологическими и грамматическими формами, был выявлен в 30 % от общего количества работ. Младшие школьники не всегда могут правильно выбирать грамматические нормы, признаки имен существительных, характерные для языковой компетентности; допускают ошибки в выборе склонения имён существительных; в изменении существительных по числам, падежам падежные вопросы).
Низкий уровень владения морфологическими нормами был выявлен у Насти Д. и Вани А. Они допустили ошибки при выполнении заданий, связанных с образованием форм Р.п. и Д.п. имен существительных. Настя Д. затрудняется в правильном согласовании имен существительных, затрудняется в определении склонения существительных. Это свидетельствует о низком уровне владения языковой компетентностью.
Например, Алёна К. допускает ошибки в грамматической связи имен существительных, в определении склонения существительного, в выборе падежных окончаний имен существительных (ветка яблоня), допустила ошибку в определении падежа (ночь - 1-е скл., карандаш, дрозд, час - 3-е скл.).
Показатели уровней владения языковой компетентностью младших школьников говорят о несформированности базовых знаний, умений. Младшие школьники допускают ошибки. Это ошибки в образовании падежных норм существительных; в определении склонения существительных.
Для устранения выявленных ошибок необходима работа, направленная
дн- н
· L
на формирование языковой компетентности у младших школьников. Эта работа была проведена на формирующем этапе опытного обучения и описана во втором параграфе текущей главы.
Уровни сформированности языковой компетентности
младшими школьниками в процессе изучения имени существительного на констатирующем этапе

Высокий
23-30 баллов
Средний
11-22 баллов
Низкий
0-10 баллов

Данил К.
Егор З.
Настя Д.

Вадим К.
Настя К.
Ваня А.

Антон О.
Валя Т.
Алёна К.

Матвей Н.




Общее процентное
соотношение


40%
30%
30%




2.2. Формирование языковой компетентности учащихся
четвёртого класса в процессе изучения склонения
имени существительного

Цель: проводилась работа по формированию языковой компетентности учащихся на основе регулярного проведения и проверки самостоятельной работы;
Задачи:
1. Изучить календарно-тематический план обучения младших школьников русскому языку с целью внедрения опытного обучения в учебный процесс.
2. Составить и подобрать упражнения и задания, направленные на усвоение учащимися грамматических форм существительных, на правильное определение типа склонения имён существительных.
3. ПровестиРеализовать работу?? по формированию языковой компетенции младших школьников при изучении склонений имён существительных.
4. Совершенствовать усвоенные школьниками знания, умения в практической самостоятельной деятельности.
Время проведения формирующего этапа с 28 ноября по 27 декабря 2013 года. Опытная работа по формированию языковой компетентности младших школьников проводилась с учетом условий, сформулированных в гипотезе: реализуются различные виды и задания учебной работы; процесс организации, выполнения и проверки заданий реализовался систематически; проверка выполненных заданий велась с учетом степени усвоения младшими школьниками языковых закономерностей и правил и умений детей в познавательной деятельности.

Календарно-тематический план формирования
языковой компетентности младших школьников
в процессе изучения склонения имени существительного
Дата
Учебная тема
Задачи опытного обучения
Содержание


12.10.13г.
Склонение имён существительных.
Формирование знания определять типы склонений имён существительных, определять склонение имён существительных.
См. с. 38


1 6. 10.13г.
Именительный падеж существительных.
Формирование умения определять склонения имён существительных; изменять существительные по числам, падежам (И.п.) (падежные вопросы).
См. с. 40


1 8.10.13 г.
Родительный падеж имён существительных
Формирование учебного действия определять склонения имён существительных; изменять существительные по числам, падежам (Р.п.) (падежные вопросы).
См. с. 40


1910.13 г.
Дательный падеж имён существительных.
Формирование знания определять склонения имён существительных; изменять существительные по числам, падежам (Д.п.) (падежные вопросы).
См. с. 41


15.11.13г.
Три склонения имён существительных.
Формирование умения определять 1-е, 2-е, 3-е склонения имён существительных.
См. с. 42


16.11.13 г.
Упражнения в определении склонений имён существительных.
Формирование практических действий по написанию безударных окончаний существительных 1, 2, 3 склонений в Р.п., Д.п., П.п.
См. с. 42.


18.11.13 г.
Упражнения в распознавании типа склонений имён существительных, употреблённых в косвенных падежах.
Формирование умения написания грамматических форм над образованием существительных в косвенных падежах.
См. с. 43



20.11.13г.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонений.
Формирование знания написания грамматических форм через образование форм существительных единственного и множественного чисел; определение склонения имён существительных.
См. с. 43


22.11.13 г.
f
Правописание окончаний существительных в родительном падеже.
Формирование практических навыков написанию форм существительных в Р.п. единственного числа.
См. с. 44


25. 11.13 г.
Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже.
Формирование умений по образованию форм существительных в. Д.п.
См. с. 44


12 ноября 2013 года. Фрагмент урока по теме «Склонение имён существительных».
Задача опытного обучения: формирование знания различать типы склонений имён существительных, определять склонение имён существительных. Проверка задания: индивидуальная. Учитель предусматривает подробные ответы учеников.
На доске текст, в котором не хватает слов:

Привлекает к себе внимание (где?) в ... Пушкина (что?) ... поэта. Книги, книги, книги ... .В старинных переплётах, они строго стоят (на чем?) ... вдоль (чего?) ... .
Пропущены слова: в кабинете, библиотека, на полках, стен.
У: Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу имена существительные, которые написаны под данным текстом.
Д: Читают и подбирают подходящие слова.
У: Прочитайте первое предложение. Как оно будет звучать?
Д: Привлекает к себе внимание в комнате Пушкина библиотека поэта. У: Определите падеж вставленного существительного, пользуясь памяткой.
Д: Привлекает внимание (где? в чём?) в кабинете (П.п.). Привлекает - внимание (что?) библиотека поэта (И.п.).
У: Определите тип склонения существительных.
Д: Кабинет - 2-е склонение. Библиотека - 1-е склонение.
У: Прочитайте следующее предложение.
Д: В старинных переплётах они строго стоят на полках вдоль стен.
У: Определите падеж вставленного слова.
Д: Стоят (где? на чём?) на полках (П.п.). Стоят вдоль (кого? чего?) ;стен (Р.п.).
Учащиеся применяют знания в употреблении падежной формы и в определении типа склонения имён существительных.
В результате работы дети закрепляют знания о типах склонения имени существительного, умения изменять существительные по числам, падежам (падежные вопросы). Работа на данном этапе направлена на формирование у учащихся умения в употреблении имени существительного.
16 ноября 2013 года. Фрагмент урока по теме «Именительный падеж существительных».
Задача опытного обучения: формирование умения определять склонение имён существительных; изменять существительные по числам, падежам 1.п.) (падежные вопросы).


Проверка задания: выборочная проверка.
На карточке:
Папа согласился взять меня в поход. Сестра положила в мешок хлеб и сахар, ложки, перочинный ножик и увеличительное стекло. Ранним субботами утром мы уже были на окраине деревни Гребешки.
У: Прочитайте. Ребята, вам необходимо выбрать и подчеркнуть те существительные, которые относятся к именительному падежу. Назовите их.
Д: Папа, сестра.
У: Почему вы выбрали именно эти слова?
Д: Существительные в именительном падеже отвечают на вопрос кто? чno? И в предложении являются подлежащим. Папа (И.п.) согласился, сестра (И.п.) положила.
У: К какому типу склонения относятся слова папа, сестра.
Д: Папа, окончание - а, 1-е склонение; сестра, окончание - а, 1-е склонение.
Учащиеся применяют умения в употреблении падежных форм существительных в И.п. В результате работы дети закрепляют умение распознавать части речи в различных конструкциях предложений, определять тun склонения имени существительного.
18 ноября 2013 года. Фрагмент урока по теме «Родительный падеж существительного».
Задача опытного обучения: формирование умения определять склонение имени существительного, образовывать форму Р.п. имен существительных.
Проверка задания: взаимопроверка.
На доске:
Полетел (город), съехал ....(гора), отплыл ....(берег), стоял (калитка).
У: Составьте словосочетания, употребляя предлоги ОТ, ДО, У, С. Определите падеж.
Д: Проверяют задание друг у друга.
У: Прочитайте первое словосочетание. Объясните свой выбор.
Д: Долетел до (кого? чего?) города (Р.п.). Существительные в родительном падеже отвечают на вопрос кого? чего?
У: Второе словосочетание.
Д: Съехал (с кого? чего? откуда?) с горы (Р.п.).
У: Как будет звучать следующее словосочетание? Какой предлог вы поставили?
Д: Отплыл (от кого? чего? откуда?) от берега (Р.п.).
У: Какой предлог вы поставили в последнем словосочетании?
Д: Предлог У. Стоял у (кого? чего?) калитки (Р.п.).
У: Родительный падеж употребляется с предлогами ОТ, ДО, У, С, ИЗ, ДЛЯ, ОКОЛО, ПОСЛЕ.
Учащиеся самостоятельно образуют падежные формы существительных. Ребята закрепляют практические действия правильного образования форм существительных в Р.п. Анализируют словосочетания и рассуждают о написании падежных окончаний имён существительных. В результате работы закрепляют навыки изменять существительные по числам, падежам (падежные вопросы).
20 ноября 2013 года. Фрагмент урока по теме «Дательный падеж имён существительных».
Задача опытного обучения: формирование умения определять тип склонения имён существительных; изменять существительные по числам, падежам (Д.п.) (падежные вопросы).
Проверка задания: выполнение в классе работы.
На доске: Дательный падеж.
На карточке:
Плыть по реке, подойти к причалу, спрятаться в норе, сшить для ма- лыша, остановиться около магазина.
У: Определите падеж существительных по вопросу и предлогу. Подчеркните словосочетания, в которых существительные стоят в дательном падеже. Назовите существительные в дательном падеже.
Д: Плыть (по чему?) по реке (Д.п.). Имя существительное в Д.п. употребляется с предлогом ПО. Подойти (к чему?) к причалу (Д.п.).
У: В каких падежах стоят оставшиеся существительные?
Д: Спрятаться (в чём? где?) в норе (П.п.). Сшить для (кого? чего?) малыша (Р.п.). Остановиться (около чего? где?) около магазина (Р. п.).
У: Придумайте существительное дательного падежа.
Учащиеся образуют падежные формы существительных. Ребята закрепляют знание правильного образования форм существительных в Д.п. с предлогами.
В результате работы совершенствуются усвоенные школьниками знания в практической деятельности.
16 декабря 2013 года. Фрагмент урока по теме «Три склонения имён существительных».
Задача опытного обучения: формирование умения определять 1-е, 2-е, 3-е склонения имён существительных.
Проверка задания: опрос по карточкам. Два ученика у доски выполняют задание, а остальные проверяют с места.
На доске:
Лужа, лист, осень, земля, облако, грусть, воробьишка, солнце, ночь.
У: Ребята, определите склонения существительных.
На доске алгоритм определения склонения.
1.Поставить имя существительное в начальную форму.
2. Определи род.
3. Выясни окончание в начальной форме.
4. По роду и окончанию узнай склонение.
1-е скл.; 2-е скл.; 3-е скл.
У: Какие существительные относятся к первому склонению?
Д: Существительные ж.р. - лужа, земля; м.р. - воробьишка. Окончание-а (1-е скл.).
У: Ко второму склонению?
Д: Лист - м.р., окончание нулевое, 2-е скл. Облако - ср.р., окончание - о, 2-е скл. Солнце - ср.р., окончание - е, 2-е скл.
У: К третьему склонению?
Д: Ночь, грусть, осень - ж.р., нулевое окончание, 2-е скл.
У: Сейчас вы разделитесь на пары. Каждой паре нужно будет придумать по три примера существительных на каждый тип склонения.
Учащиеся применяют знания в определении склонений. В результате работы ребята закрепляют умение сравнивать окончания, отнесённые к тому или иному типу склонения и определять типы склонений. Правильно следовать алгоритму в ходе выполнения задания.
17 декабря 2013 года. Фрагмент урока по теме «Упражнения в распознавании типа склонений имён существительных, употреблённых в косвенных падежах».
Задача опытного обучения: формирование умения написания грамматических форм существительных в косвенных падежах.
Проверка задания: самопроверка.
На карточке:
Стекло получают из песк.., сод., и других веществ. Смесь плавят в пе- чах при высокой температур., и получают тягучую масс... Из этой масс., можно прокатать лист и получить оконное стекло. Стекло - удивительный материал.
У: Демонстрирует выполненное задание на доске.
Стекло (В.п.) получают из песка (Р.п.), соды (Р.п.) и других веществ, смесь (В.п.) плавят в печах при высокой температуре (П.п.) и получают тягучую массу (В.п.). Из этой массы (Р.п.) можно прокатать лист и получить конное стекло. Стекло (И.п.) - удивительный материал.
Учащиеся применяют умения написания грамматических форм существителъных в И.п. и в косвенных падежах.
В результате работы ученики закрепляют умение определять грамматические признаки имени существительного - род, число, падеж, изменять существительных по числам, падежам (падежные вопросы); опреде- лятъ тип склонения, закрепляют знания о типах склонения имён существительных.
На формирующем этапе опытное обучение было направлено на работу по формированию языковой компетентности младших школьников через организацию заданий и их проверки. При формировании языковой компетентности учитывались условия, определённые в гипотезе: для закрепления знаний, умений, навыков применялись различные виды учебной работы и задания к ней; процесс организации, выполнения и проверки заданий реализовался систематически; проверка выполненных заданий велась с учетом степени усвоения младшими школьниками изучаемого материала; применялись способы проверки, стимулирующие усвоение младшими школьниками языковых закономерностей и правил.
Таким образом, содержание опытной работы соответствовало поставленным задачам дипломного исследования.
Систематическая работа позволила проследить за процессом формирования у учащихся языковой компетентности. Она показала, что учащиеся ус-пешно справляются с большинством заданий. Использование на уроках русского языка специально отобранного материала, регулярная проверка задания в учебном процессе также способствовали повышению формирования языковой компетентности младших школьников. Контрольный этап, который описан в третьем параграфе текущей главы, позволил выявить эффективность проведенной работы.


2.3. Анализ результатов опытного обучения по формированию
языковой компетентности младших школьников


Цель: выявить изменение уровня сформированности языковой компетенции младших школьников через организацию учебной работы.
Задачи:
1. Провести контрольную работу.
2. Выполнить анализ работ с целью выявления уровня сформированности базовых знаний, умений и навыков на основе организации домашних заданий и способов проверки.
Время проведения контрольного этапа с 21 января 2014 года по 8 марта 2014 года.
Все этапы опытного обучения планировались с учетом выдвинутой гипотезы: процесс организации, выполнения и проверки заданий реализовывался учителем систематически; способы проверки благоприятствовали усвоению младшими школьниками языковых закономерностей и правил; проводил рефлексию школьников на процесс собственной учебной деятельности.
На контрольном этапе опытного обучения использовались те же упражнения, что и на констатирующем этапе [см. с. 32]. Учащимся было предложено выполнить те же задания [см. с. 32], но они предполагали наличие большей самостоятельности при выборе грамматических форм существительных и определения склонения имён существительных (см. далее). При составлении заданий учитывались требования программы, предъявляемые к знаниям и умениям младших школьников [см. с. 23]. Анализ детских работ, выполненных на контрольном этапе, проводился по тем же критериям, что и на констатирующем этапе [см. с. 32].
Задание 1. Разделите предложенные слова на группы 1-ого, 2-ого, 3-его склонения.
Зима, весна, лето, час, минута, год, ночь, карандаш, перо, птица, сне- гиръ, дрозд, озеро, дерево, яблоня, железо, поле, сеялка, судно, гость, солнце.
Задание направлено на выявление умения определять тип склонения имени существительного.
Критерии оценки: за каждое правильное определение склонения ставится 1 балл.
Задание 2. Поставьте второе слово в правильную падежную форму и определите склонение имени существительного.
Календарь (погода), окраина (деревня), ремонт (квартира), рассказ писатель), портфель (подруга), тетрадь (Серёжа), берег (река), цветок сирень), крыло (птица), ветка (яблоня), запах (черёмуха).
Задание направлено на выявление умения согласовывать имена существительные (грамматическая связь), на выбор правильной падежной формы.
Критерии оценки: каждое правильно написанное словосочетание оценивается в 1 балл.
Задание 3. Дополните предложения подходящими по смыслу существительными. Укажите склонение и падеж существительных, которые вставили. Выделите окончания. Подчеркните предлоги.
1. Вертолёт пролетел над... . 2. Машина остановилась перед... . 3. Зимой под... прячется от холода озимая пшеница. 4. Жёлуди надо искать под..., а шишки - под... . 5. За ... росли яблони.
Задание направлено на выявление умения составлять предложения подходящие по смыслу (связь главного и зависимого).
Критерии оценки: каждое правильно написанное предложение оценивается в 1 балл.
Задание 4. Укажите склонение и падеж выделенных существительных. Выделите окончания существительных.
Муравей и голубка.
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула му- равья и чуть не утопила.
Голубка несла ветку. Она бросила муравью ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.
Задание направлено на выявление умения ставить слово в нужную падежную форму, выбирать нужное окончание.
Критерии оценки: каждое правильное определение склонения и падежа выделенного слова оценивается в 1 балл.
Задание 5. Определите склонение и падеж существительных. Напишите словосочетания, изменяя падеж существительных.
Прочитал (где? в чём?) в (газета, журнал), написал (кому?) (Елизавета Петровна, дядя Миша), ехал (где? по чему?) по (дорога, поляна), прилетел (откуда?) из (Рига, Вологда), дошли (до чего?) до (вокзал, роща).
Задание направлено на выявление умения определять склонение слов с безударными окончаниями существительных в Р.п., Д.п., П.п., умения применять правило и действовать по алгоритму.
Критерии оценки: каждое правильно написанное словосочетание оценивается в 1 балл.
Выполненные работы прилагаются в приложении 9. Протоколы результатов выполнения заданий представлены в Приложении 10, 11.
По результатам оценок работ, дети были распределены по трем уровням [см. Приложение 2]: высокий уровень (23 - 30 баллов), средний уровень (10-22 баллов), низкий уровень (0-9 баллов).
Высокий уровень владения языковой компетенцией был выявлен в 60% от общего количества работ.
Анализ результатов данных работ показывает, что учащиеся умеют составлять предложения и ставить слово в нужную падежную форму (в Р.п., Д.п., Т.п., П.п.), выбирать нужное окончание, умеют выбирать слова, относящиеся к первому и второму склонению и объяснять выделенные окончания, умеют писать безударные окончания в падежных окончаниях имён существительных, составлять правильно грамматическую связь существительных и действовать по алгоритму.
Например, Егор З., показатели работы которого на констатирующем этапе были не высоки (средний уровень владения языковой компетентностью), выполнив работу на контрольном этапе, показал умение правильно составлять словосочетания существительных, образовывать грамматическую падежную форму единственного числа имён существительных. Правильно распределил по группам существительные и определил склонение.
Повысились показатели работы Вали Т.. Она правильно образовала грамматическую форму Р.п., Д.п. и П.п., задание было направлено на умение самостоятельно применять правило и действовать по алгоритму (прочитал в журнале, газете).
Учащиеся, чьи работы соответствовали высокому уровню на констатирующем этапе, но допустившие по одной ошибке в написании грамматических форм существительных и в определении склонения существительного, на контрольном этапе с заданием справились безошибочно.
В 40 % от общего количества работ был выявлен средний уровень владения языковыми нормами. Младшие школьники не всегда верно образуют форму родительного и дательного падежа, единственного числа имен существительных, неправильно согласовывают имена существительные в словосочетаниях.
Например, у Вани А. повысились показатели работы (на констатирующем этапе был выявлен низкий уровень владения языковой компетентностью). Он при выполнении заданий, связанных с образованием форм Р.п. и Д.п. имен существительных, употребил правильные окончания (голубка несла ветку). Ваня стал использовать правильное согласование имен существительных. Но в определении падежа и склонения существительных допускает ошибки. Не может подбирать подходящие вопросы и определять падеж. Следовательно, наиболее эффективными в работе над грамотным употреблением формы существительных явились упражнения по определению склонений имён существительных.
Из трёх условий, выдвинутых в гипотезе, значимыми оказались все: реализация различных видов и заданий учебной работы, систематическая организация учебной работы и ее проверки, разнообразные способы проверки выполненных учебных заданий.
Уровни сформированности языковой компетентности младшими школьниками в процессе изучения имени существительного на контрольном этапе

Высокий
23-30 баллов
Средний
11-22 баллов
Низкий
0-10 баллов

Данил К.
Настя Д.


Вадим К.
Ваня А.


Антон О.
Настя К.


Егор З.
Матвей Н.


Валя Т.



Алёна К.




Общее процентное соотношение


60%
40%
0%





Выводы по второй главе

Во второй главе описан ход опытной работы по формированию языковой компетентности младших школьников через учебную работу работу на примере изучения склонения имён существительных. Она проводилась в три этапа, на каждом из которых решались определенные задачи: на первом этапе проводилось определение уровня сформированности языковой компетентности младшими школьниками; на втором этапе проводилась работа по формированию языковой компетентности учащихся на основе регулярного проведения и проверки учебных заданий; на третьем этапе был проведен анализ результатов опытного обучения формирования языковой компетентности младших школьников при проведении учебной работы.
На констатирующем этапе для определения уровня сформированности языковой компетентности учащимся было предложено выполнить задания, каждое из которых направлено на определение уровня владения языковым правилом (определение падежной формы существительных, написание падежных окончаний, определение грамматических признаков существительных, определение типа склонения). Задания позволили закрепить знания и сформировать умения учащихся в употреблении падежных форм и определении типа склонений существительных при письме.
На формирующем этапе было проведено опытное обучение, направленное на формирование языковой компетентности учащихся на основе регулярного проведения и проверки учебных заданий на уроках русского языка; выявлены наиболее эффективные условия для успешного усвоения языковых правил младшими школьниками при изучении склонения имён существительных.
На контрольном этапе были выявлены изменения уровня языковой компетентности владения младшими школьниками при организации учебной работы.
Все этапы опытного обучения проведены с учетом выдвинутой гипотезы: реализовались различные виды и задания учебной работы, процент выполнения учебной работы учащимися увеличился с реализацией процесса выполнения и проверки учебных заданий учителем систематически, способы проверки благоприятствовали усвоению ребятами начальных классов языковых закономерностей и правил.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Цель дипломной работы, направленная на выявление наиболее эффективных для формирования языковой компетентности младших школьников видов учебной работы, заданий по русскому языку и способов проверки самостоятельной работы, достигнута.
В ходе выполнения исследования были решены следующие задачи;
1. Языковая компетентность определена как система знаний, умений и навыков младших школьников, имеющая практический самостоятельный опыт работы; описаны классификации понятия языковой компетентности.
2. Описаны требования к языковой компетентности младших школьников.
3. Выявлены наиболее эффективные способы проверки учебного задания задания как условие формирования языковой компетентности.
4. Проанализированы возможности учебно-методического комплекта по русскому языку Т.Г. Рамзаевой как основы для формирования языковой компетентности младших школьников.
5. Проведено опытное обучение, направленное на формирование языковой компетентности через организацию учебной работы младших школьников по русскому языку;
6. Выявлены изменения уровня языковой компетентности младшими школьниками. Показателем эффективности опытной работы явилось то, что повысились теоретические знания о типах склонения имени существительного, умения определять типы склонений, навык правописания безударных окончаний существительных первого, второго и третьего склонения. Учащиеся стали допускать меньше ошибок в образовании грамматических форм существительных единственного числа Р.п., Д.п. и П.п. Значительно снизился уровень ошибок в определении типа склонения. Письменная речь младших школьников стала грамотнее.
Таким образом, гипотеза о том, что формирование языковой компетентности младших школьников будет эффективным на основе выполнения учебной работы при условии реализации различных видов и заданий, систематического выполнения и проверки учебных заданий; способов проверки, благоприятствующих усвоению младшими школьниками языковых закономерностей и правил, подтвердилась.
Результаты выпускной квалификационной работы имеют практическое значение: опытным путём доказана необходимость регулярной проверки учебного задания. Перспектива продолжения выявления эффективности организации и проверки учебной работы связано с тем, что недостаточно исследованным аспектом формирования языковой компетентности является работа над ошибками, допущенными в ходе выполнения учебного задания.







Библиография
1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в «начальных классах» [Текст] / Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичёвой. -М.: Педагогика, 2010. -248 с.
2. Баринова, Е.А. и др. Методика русского языка [Текст]: Учебное пособие для студентов факультетов русского языка и литературы пед. институтов / Под ред. Е.А. Бариновой. - М.: Просвещение, 2011. - 368 с
3. Божович, Е.Д. Развитие языковой компетенции младших школьников: проблемы и подходы [Текст] / Е.Д. Божович // Вопросы психологии. - 2010. - №1.- С. 33-44.
4. Божович, Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования. - М.: Издательство НПО «МОДЭК». - 2012. - 288 с.
5. Бочарникова, М.А. Компетентностный подход: история, проблемы реализации [Текст] / М.А. Бочарникова // Начальная школа. - 2009. - №3. - С. 6-92.
6. Воителева, Т.М. Теория и методика обучения русского языка Текст]: учебное пособие для вузов / Т.М. Воителева. - М.: Дрофа, 2011. - 16 с.
7. Воспитание младших школьников: пособие для студентов среднего и высшего пед. учебн. заведений, учителей начальных классов и родителей [Текст] / Сост.1.B. Ковинько. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 288 с.
8. Волынкин, В.И. Педагогика в схемах и таблицах [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.И. Волынкин. - М.: [Издательский центр Академия], 2011. - 420 с.
9. Вопросы методики преподавания русского языка в средней школе [Текст] / Под ред. А.В. Текучёв. - М.: Просвещение, 2009. -135 с.

10. Дмитриева, О.И. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 3 класс [Текст] / О.И. Дмитриева. - М.: ВАКО, 2009. - 208 с. - (Учебный год).
11. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2008. - 252 с.
12. Иванов, С., Кузнецова, М. Правописание: Склонение имён существительных [Текст] / С. Иванов, М. Кузнецов // Русский язык в школе. -2008. -№ 15.-С. 34-43.
13. Иванова, А.Е. Языковая компетенция испытуемых в психологическом эксперименте [Текст] / А.Я. Иванова // Начальная школа (плюс до и после). - 2011. - №3. - С. 127-129.
14. Иваниенко О.А. Развитие личности в процессе выполнения домашнего задания // Издательский дом “Первое сентября”. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” [Электронный ресурс] / Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Загл. с экрана. - Яз. Рус.
15. Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. Русский язык. Методическое пособие к комплекту «Русский язык» 3 класс начальной школы [Электронный ресурс] Режим доступа//
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
16. Ковригина, JI.B. К проблеме языковой компетенции как условия успешного освоения письменной речи // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 5 - С. 69-70 // URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
17. Купров, В.Д. Домашние задания по русскому языку / В.Д. Купров // Начальная школа, - 2011. - №12. - С. 19-27.
18. Курлат, А.М. Компетентностный подход в подготовке будущего педагога к реализации преемственности дошкольного и начального школьного образования [Текст] / А.М. Курлат // Начальная школа. - 2010. - №11.-С. 32-37.
19. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи [Текст]: учебное пособие / Т.А. Ладыженская. - М., 2011. - 256 с.
20.Линк, А.Я. Этимология и формирование языковой компетенции младшего школьника [Текст] / Н.А. Линк // Начальная школа плюс до и после.- 2009. - №11.-С. 1-4.
21. Лобчук, Е.И. Урок русского языка: взгляд методиста [Текст] / Е.И. Лобчук // Начальная школа. - 2010. - № 9. - С. 7-9.
22. Локацениа, Т. Т. Современный урок Текст / под ред. Т.Т. Локацениа, Е.Е. Алимова. - М.: учитель. - 2009. - 324 с.
23.Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / М.Р.
24.Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка Текст]: учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности № 2101 «Русский язык и литература» / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 2008. - 240 с.
25. Максимова, А.А. Развитие компетентностного подхода в начальных классах [Текст] / А.А. Максимова // Начальная школа (плюс до и после). - 2009.-№ 1.-С.З-6.
26.Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников [Текст] / Под общей редакцией Т.Г. Рамзаевой. - СПб.: Специальная литература, 2010. - 168 с.
27. Митрофанов К.Г. Компетентностный подход в образовании: Проблемы, понятия, инструментарий [Текст] / К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова и др. - М.: Просвещение, 2010. - 196 с.
28. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Российская Академия наук институт русского языка им. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО ИТИ Технология, 2009. - 994 с.
29. Педагогика [Текст]: Педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений /
С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др./ Под ред. С.А. Смирнова. 4 -е пед., испр. - М.: Издательский центр Академия, 2011. - 512 с.
30. Программы общеобразовательных учреждений. Часть 1. Москва
«Просвещение» 2012.
31. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 640 с.
32. Петровская, Л.Я. Общение - компетентность - тренинг [Текст]: избранные труды / Л.Я Петровская. - М.: Просвещение, 2009. - 388 с.
33. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / Под ред. В.М. Полонского. - М.: Высшая школа. - 2010. - 512 с.
34. Проблемы и перспективы развивающего образования [Текст] / Под ред. Е.Г. Афанасьевой. - М.: Просвещение,2009. - 87 с.
35. Проблемы и перспективы развития образования в современных социокультурных условиях [Текст]: материалы Всероссийской научно- практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения
К.Г. Колтакова (Бийск, 25-26 апреля 2008 г.) в двух частях. Часть II / Отв. ред. В.П. Никишаева; Бийский пед. гос. университет им.В.М. Шукшина. - Бийск: ГОУ ВПО «БПГУ», 2008. - 334 с.
36. Программы общеобразовательных учреждений начальные классы(1 - 4) Ч. 1. [Текст] / Сост. И.А. Петрова, Е.О. Яременко. - М.: Просвещение, 2011.- 391 с.
37. Пузанкова, Е.Н. Развитие языковой способности при обучении русскому языку в средней школе [Электронный курс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
38. Рамзаева, Т.Г. Русский язык [Текст]: учебник для 3 кл. четырёхлетней начальной школы / Т.Г. Рамзаева. - 6-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2009. - 255 с.
39. Рамзаева, Т.Г. Русский язык . 4 кл. [Текст]: книга для учителя /
Т.Г. Рамзаева. - М.: Дрофа, 2009. - 256 с.
40. Рамзаева, Т.Г. Русский язык [Текст]: учебник для 4 кл. четырёхлетней начальной школы / Т.Г. Рамзаева. - 5-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008. - 255 с.
41. Рамзаева, Т.Г., Щёголева, Г.С. Русский язык 3 кл. [Текст]: книга для учителя / Т.Г. Рамзаева. - М.: Дрофа, 2008. - 128 с.
42. Редозубов, С.П. Методика русского языка в начальной школе Текст]: учебник для пед училищ / С.П. Редозубов. - 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение. 2009. - 368 с.
43. Русский язык в начальных классах [Текст]: Теория и практика обучения: учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика начального обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др./Под ред. М.С. Соловейчик. -5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр Академия, 2010. - 384 с.
44. Самсонова, А.В. Урок русского языка [Текст] / А.В Самсонова // Детский досуг. - 2007. - №3. - С. 156-160.
45. Соболева, О.Л. Программа по русскому языку четырёхлетней начальной школы [Текст] / O.JI. Соболева. - М.: Издательство Ювента, 2008. -64 с.
46. Фролова, Л.А. Организация самоконтроля на уроках русского языка в 4-м классе. [Текст] / Л.А. Фролова // Начальная школа + до после. - 2012. - №9.-С. 33-36.
47. Черепанова, Л.В. Роль «Языкового портфеля» в формировании лингвистической компетенции школьников [Текст] / Л.В. Черепанова // Русский язык в школе. - 2011. - №5. - С. 41-44.
48. Формы организации педагогического процесса [Электронный ресурс]. Режим доступа http: // www. gumer. info/ bibliote-Buks/ Pedagog/ slast/ 16. php.
























13PAGE 15


13PAGE 141715



Допустить к защите
________________________
Зав. кафедрой ____________
«___» ____________ 200__г.



Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 5 Заголовок 615