Статья “Коммуникативно-ориентированный подход при обучении диалоговой речи на начальном этапе обучения”
“Коммуникативно-ориентированный подход при обучении диалоговой речи на начальном этапе обучения” Актуальность данной темы обусловлена следующими факторами: 1) Особая социальная значимость диалогической речи в межличностной коммуникации- 2) Интерес к проблематике речевого воздействия в современной методике, педагогике и лингвистике- 3) Особое место, которое занимает диалогическая речь в методике изучения иностранных языков. К резервам совершенствования учебно-воспитательного процесса следует отнести знание и понимание каждым учителем сущности, специфики своего предмета, того потенциала, который заложен в этой школьной дисциплине для решения стратегической задачи школы. Какую лепту может внести английский язык в ее решение? Главное, что можно сделать, обучая иностранному языку, - формировать у школьников умение общаться (коммуникативные умения), необходимые для человека как члена общества, члена коллектива. Оно предполагает умение слушать собеседника, вступать в общение, поддерживать его и т.д. Поэтому основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. Несмотря на то, что диалогическая речь сложнее монологической, и с точки напряженности внимания, и с точки зрения разнообразия и качества используемых речевых образцов, и по ряду других причин, тем не менее, с точки зрения последовательности в обучении устной речи все же предпочтение следует отдать диалогической речи. Ведь именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые используются затем в монологической речи. Опираясь на объект исследования – учебный процесс, и предмет исследования – диалогическую речь были определены следующие задачи исследования: 1) Обосновать основные принципы диалогизации содержания процесса обучения иностранному языку. 2) Выявить особенности диалогической речи в процессе коммуникации. 3) Разработать систему действий по организации процесса формирования диалогической речи. Уже на начальном этапе обучения английскому языку учащиеся могут, а учитель должен им помочь приобрести умение пользоваться изучаемым языком для общения. На начальном этапе устное начало с первых шагов создает условия для раскрытия коммуникативной функции языка, учитывая способности учащегося 8 – 10 лет к более легкому восприятию звучащей речи и воспроизведению услышанного и приближает процесс обучения к условиям реального общения, что вызывает интерес учащихся к предмету и создает высокую мотивацию к изучению английского языка. Общая психологическая характеристика процесса овладения иностранным языком требует рассмотрения ряда некоторых вопросов: Как происходит овладение иностранным языком? В каком возрасте лучше всего начинать обучение? Какая продолжительность устной работы? Данные, которыми располагают психологи, свидетельствуют о том, что, чем раньше начинает ребенок обучаться иностранному языку, тем более легким и более прочным оказывается его усвоение. Однако одновременное усвоение ребенком родного и иностранного языков иногда вредно сказывается как на речевом, так и на умственном его развитии. Поэтому многие ученые полагают, что обучения детей иностранному языку следует начинать после того, как они укрепились в родном языке, т.е. примерно в возрасте 5 – 6 лет [1, c 47]. Под начальным этапом в СШ понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникабельной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета. Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Нельзя не согласиться с английским методистом Г. Пальмером, который придавал очень большое значение началу в изучении иностранного языка. Так он писал: “Take care of the first two stages and the rest call take care of itself [2, c 138]. Продолжительность устной работы определяется рядом факторов. Во-первых, возрастом: чем младше школьник, тем продолжительней должна быть устная работа. Во-вторых, самим отобранным учебным материалом, насколько его характер и объем позволяет обеспечивать информативность первых печатных материалов. В-третьих, оснащенностью учебного процесса. Например, при видеозаписи, когда представляется возможность видеть ситуацию, слышать звучащую речь и видеть ее в виде титров, можно сократить период только устной работы. В-четвертых, условиями обучения, к которым относятся наполняемость группы, ее личный состав, квалификация учителя, его личностные характеристики. Исходя из вышесказанного, на начальном этапе обучения английскому языку учителю нужно руководствоваться принципами коммуникативной направленности: 1) Вводя слова, словосочетания или фразу, необходимо подобрать ситуацию, которая показала бы детям функцию, назначение этой единицы в общении. Если же единицы языка подаются вне ситуации и акцент делается на форму и значение, а не показывается употребление, то нарушается принцип коммуникативной направленности, и это сказывается на интересе учащихся к усвоению, так как с первых шагов ученик не понимает, зачем они ему нужны. 2) Поскольку усвоение материала возможно при его многократном повторении, то нужно обеспечить достаточное количество их, каждый раз привнося что-то новое, какую-то новизну в подобранные ситуации. Все используемые упражнения, по возможности необходимо сделать коммуникативно-направленными, придумывая задания к ним, исходя из реальных условий обучения в конкретном классе. 3) Помня о том, что устное общение, коммуникация есть активное взаимодействие говорящего и слушающего, в ходе овладения материалом необходимо обеспечивать активное участие каждого школьника в данном процессе. 4) Организуя общение учащихся на основе усваиваемого материала, нужно создавать благоприятные условия для общения, психологически благоприятную атмосферу, располагающую детей к тому, чтобы слушать, говорить, читать на изучаемом языке и делать это с удовольствием. А для этого нельзя показывать свое раздражение неумению учеников выполнить то или иное задание, необходимо вселять в них уверенность, что они уже могут что-то понять, сказать на языке, подчеркивать их успехи, чем их неудачи, учитывайте личные взаимоотношения детей при организации беседы (диалога) и т. д. 5) Общение осуществляется не только устно но и через чтение. Для этого нужно широко использовать задания коммуникативного характера, то есть, что узнал, о чем прочитал, как к этому относишься (нельзя давать повторного прочтения текста, не меняя задания). Какая же психологическая характеристика диалогической речи? В психологическом плане диалогическая речь всегда обладает следующими характеристиками: 1) Диалогическая речь всегда мотивирована. Это означает что мы всегда говорим по какой-то причине, с какой-то целью, которая определяется либо внешними, либо внутренними стимулами. Эту характеристику непременно нужно учитывать уже на начальном этапе. Нужно вызывать у ученика желание, потребность говорить, а для этого необходимо создавать условия, при которых появилось бы желание что-то сказать, выразить свои мысли, чувства, а не только воспроизводить чужие, что, к сожалению, часто наблюдается в школе, когда учащемуся не представляется такая возможность, а подменяется воспроизведением заученного наизусть. Для этого очень важен выбор и создание учебно-речевых ситуаций. Например, учащиеся 2 класса с удовольствием обсуждают тему ”My Pet”. Они приносят игрушки, картинки и фотографии своих питомцев и говорят о них в классе, или о том, о ком они мечтают, что придает высказыванию личностный смысл. 2) Речь всегда обращена к слушателю, адресована аудитории. Это означает, что мы всегда говорим с кем-то, для кого-то, чтобы высказать свое мнение, поделиться мыслями, убедить, доказать, спросить, попросить, и т д. Иными словами, речь должна носить обращенный характер. Эта характеристика тесно связана с предыдущей. Говорящий привлекает слушателей тогда, когда он выражает что-то свое, индивидуальное. Так, если учащийся рассказывает о своем любимом животном, да еще показывает фотографию или игрушку (Например, собаки пуделя), он “создает” себе слушателя, и его речи приобретает обращенный характер. 3) Речь всегда эмоционально окрашена, поскольку говорящий выражает свои мысли, чувства, отношение к тому, что он говорит. 4) Речь всегда ситуативно-обусловлена, так как она протекает в определенной ситуации. Прежде чем представить методику формирования диалогической речи на начальном этапе, следует дать определение диалогу. “ Диалог – цепь реплик или серия высказываний, которые обычно порождаются в условиях непосредственного общения двух или более лиц (собеседников)”. Диалогическая речь – это объединенное ситуационно – тематической общностью и коммуникативными мотивами сочетание устных высказываний, последовательно порожденных двумя и более собеседниками в непосредственном акте общения. [3, c 26 ] Диалог связан с рядом умений обеспечивающих ход беседы: 1) стимулирование собеседника на высказывание. Стимулирование может быть - Вопрос, например: Are you going home? Does Pete live far from school? Where are you going? - Утверждение, например I’m going home, которое может стимулировать разную по форме реакцию: Why? Do you? OK. Let’s go together. - Просьба, предложение, например: Help me, please. Let’s go there. 2) реагирование на речевой стимул. 3) развертывание реплики-ответа на придание высказываниям характера беседы.[4, c 38] Например: - Have some more fish? - No thank you. It is very nice, but I can’t it any more. Обучение диалоговой речи начинается с обучения реагированию на реплику собеседника. Сначала учитель дает стимулирующие реплики, разнообразя их в зависимости от типа диалогических единств, а учащиеся овладевают умением реагировать на них. Разнообразие реакций зависит от класса (1,2,3) от языковых средств, которыми они располагают, от индивидуальных особенностей учащихся. Например, на реплику стимул What’s his name? (показывается фотография) могут быть различные реакции. P1 – Anton Pavlovich P2 – His name is A P P3 – I don’t know P4 – I don’t remember P5 – I don’t know what his name is. Дальше стимулирующие реплики дают сами дети, а их одноклассники реагируют на них. После того, как учащиеся научаться без труда, в быстром темпе реагировать на стимул с помощью 1 реплики, учитель показывает им, как можно развернуть реагирующую реплику в короткое высказывание. Например: P1 – What season do you like, Galina Evgenievna? T – I like spring. It’s warm. The sun shines brightly. And I can work in the garden/ And what about you, Alla? Для того, чтобы обучение реагированию не было формальным и носило коммуникативный характер, учитель может использовать разнообразные игры. Например, очень важно научить учащихся быстро реагировать на стимулирующие вопросы. Для этого можно использовать игру “пинг-понг” - Do you like to play badminton? - Yes, I do - Can you play it well? - Yes, I can - Did you play it in the camp? - Yes, I did - Is it difficult to play it? - No, it isn’t - Will you teach me to play it? - Yes I’ll do it with great pleasure Эта игра проводится в темпе, формирует у учащихся правильную реакцию на разнообразные стимулирующие вопросы. Учитель начинает игру, затем передает свою функцию детям. Таким образом, учащиеся запоминают структуру английского диалога и сами диалогические единицы, что позволяет им использовать те из них, которые подходят для данной ситуации общения. Обучение диалогической речи может стимулироваться наглядностью, прослушанным или прочитанным текстом, просмотренным диафильмом или слайдом или заданной вербальной ситуацией. Хорошим и очень полезным упражнением для формирования диалоговой речи, является задание типа Listen, read and act, что, к сожалению, не всегда выполняется на уроках. Если единицей обучения является краткий диалог-образец, то работа с ним происходит в три ступени: 1. Восприятие и понимание 2. Воспроизведение (простое и с модификацией) 3. Использование его в новых ситуациях Стимулирующей для развития диалогической речи может быть и вербально заданная ситуация. Например, You meet a friend. He says he has a new art flat (house). Have a talk with him about his new flat(house).В сильном классе такого задания достаточно. В слабом классе можно дать опоры в виде вопросов или только вопросительных слов: When…, where…, How many rooms…,Is it far from …? etc Диалогическую речь можно стимулировать просмотром диафильмов и организацией беседы t – d, р1 р2: о ком (чем) они узнали из диафильма, понравился ли диафильм, что понравилось. Например, в 4 классе детям предлагают посмотреть фильм “Tim Goes to School” и побеседовать на эту тему. Безусловно, каждый творчески работающий учитель, исходя из конкретных условий своей группы, может использовать и другие приемы. Самое главное, при организации диалогического общения – создание положительного эмоционального настроя к выполняемой детьми деятельности. Формальное выполнение заданий, способствующих развитию навыков диалогической речи, сводят на нет практический результат. Литература. 1. Беляев Б В “Очерки по психологии обучения иностранным языкам” Просвещение, М 1985 2. Palmer. H. The Scientific Study and Teaching of Lenguages. London 1992 3. Скалкин ВЛ Обучение диалогической речи Киев 1989 4. Уайзер Г.М. Климентенко А.Д. Развитие устной речи на английскои языке. М 1992 5. Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках. Под ред. В.А. Бухбиндера. Киев, 1990 6. “Методика начального обучения иностранным языкам”. Под ред. ИВ Карпова и ИВ Рахманова М., 1987 7. Маслыко ЕА Учебное общение на уроке английского языка Минск \-1990 8. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. Под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин, М. 1987 9. Пассов Е.И. Коммуникативные упражнения. М., 1987