Организация психолого-педагогического сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в школе

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Булгакова Ирина Ивановна
(МБОУ КСОШ №32, с. Красная Поляна, Ростовская область)


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Организация психолого-педагогического сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной сельской школе





по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов тьютеров, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
03-2014 Булгакова

2014 год
Содержание
Введение ..3-6
Глава I. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в сельской общеобразовательной школе..7-13
Анализ нормативно- правовых документов по проблеме «Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в сельской общеобразовательной школе»7-12
Анализ состояния работы со здоровыми детьми в условиях перехода к инклюзивному образованию в сельской общеобразовательной школе...13-13
Глава II. Организация психолого-педагогического сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной сельской школе 14-21
2.1. Направление деятельности психолога по организации сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в сельском ОУ.14-16
2.2. Формирование у здоровых детей способности принятия детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования.17-21
Заключение 22-23
Список литературы 24-25









Введение
Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных
и инвалидов, которые практически не имели возможности получить
образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их
не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Дети с ограничениями
в здоровье всегда страдают от дискриминации и отчуждения в т.ч. и в
образовании. Значительное число их обучается в условиях специального
(коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы
необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и
лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной
адаптации.
В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к
обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.
Существует такое понятие – инклюзия, которое означает полное включение
детей с различными возможностями во все аспекты жизни школьного
учреждения, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все
остальные дети. Это требует реальной адаптации пространства школьного
учреждения к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без
исключения, ценить и уважать различия.
Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями
здоровья в образовательных учреждениях представляет собой еще один шаг к
обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного
образования. Независимо от социального положения, физических и умственных
способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому
ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в
получении адекватного уровню его развития образования.
Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного
доступа к получению того или иного вида образования и создание
необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без
исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних
учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического
статуса родителей, психических и физических возможностей.
Для реализации поставленных задач и получения положительных результатов,
необходимо очень хорошо потрудиться, а еще потребуется немало финансовых
вложений. И только тогда, это даст хороший достойный социальный эффект:
Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам следует
научиться успешно решать проблемы:
- каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь
возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;
- необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;
- лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь
доступ к обучению совместно с обычными детьми;
Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень
социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в
инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных
учреждениях.
В инклюзивной среде при взаимодействии со своими здоровыми
сверстниками у детей с ограниченными возможностями улучшаются навыки
коммуникации.
В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более
насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение
навыков и достижений.
Актуальность данной темы заключена в том, что дети с особенностями
развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении
образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями
оптимальные условия обучения.
Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить,
что это не только создание технических условий для беспрепятственного
доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные
учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который
должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с
ограниченными возможностями здоровья.
Поэтому я считаю, что в школе должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.
Цель работы - организация психолого-педагогического сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной сельской школе.
Задачи:
Проанализировать нормативно- правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностях здоровья в Российской Федерации.
Проанализировать состояния готовности школьников к обучению с детьми-инвалидами в сельской общеобразовательной школе.
Определить основные направление деятельности психолога по организации сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образовательному пространству.
Разработать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения у здоровых детей способности принятия детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования через взаимодействия диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, просветительского направления деятельности, совершенствовать систему просвещения родителей.
Методы исследования- анализ, наблюдение, тренинги и др.
Практическая значимость работы заключается в том, чтобы показать администрации сельской общеобразовательной школы возможные пути разрешения проблем, возникающих в процессе организации инклюзивного образовательного пространства в сельской школе.






















Глава I. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в сельской общеобразовательной школе

Анализ нормативно- правовых документов по проблеме «Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в сельской общеобразовательной школе»
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и отказ от представлений об организации отдельного обучения определили происходящие изменения в социально-культурной среде, переосмысление обществом отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, потребовали пересмотра и уточнения содержания нормативно-правового обеспечения.
Нормативно-правовую основу для организации образования лиц с ОВЗ, детей с инвалидностью, в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
· международные;
· федеральные;
· правительственные;
· ведомственные;
· региональные.
Международная:
1. «Всеобщая декларация прав человека», принята Генеральной
Ассамблеей 10 декабря 1948 года.
2. «Декларация ООН о правах инвалидов», провозглашена
резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря
1975 года.
3. «Всемирная программа действий в отношении инвалидов»,
принята 3 декабря 1982 года.
4. «Конвенция ООН о правах ребенка» от 20 ноября 1989 года (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня
1990 года.
5. «Всемирная декларация об образовании для всех», принята
в Джонтьен, 1990 г.
6. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для
инвалидов», приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от
20 декабря 1993 года.
7. «Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», принята в Саламанке, Испания, 7–10 июня 1994 г.
8. «Дакарские рамки действий», приняты Всемирным форумом
по образованию в 2000 году.
9. «Конвенция о правах инвалидов», Проект резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 января 2007.Федеральное законодательство.
Федеральная:
1. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» -
Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями).
2. «О порядке и условиях признания лица инвалидом» – Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 (в ред. Постановления правительства РФ от 07.04.2008 № 247). 211
3. «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями
медико-социальной экспертизы». Приложения № 2 и № 3 к приказу
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
4.08.2008 г. № 379н.
4. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых
при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы» – Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. № 535).
5. «Об образовании» – Закон Российской Федерации от 10.07.1992
№ 3266-1 (ред. от 27.12.2009).
6. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» – Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р.
7. «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья» – Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.).
8. «Концепция модернизации российского образования на пери-
од до 2010 года» – Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря
2001 г. № 1756-р).
9. «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6.
10. «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» – Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 года
№ 03-51-5ин/23-03.
11. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» – Постановление Правительства Российской
Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666.
12. «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития» – Письмо Минобразования РФ от 30 мая
2003 г. № 27/2887-6.212
13. «Об организации работы с обучающимися, имеющими
сложный дефект» – Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003
№ 27/2722-6.
14. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагоги-
ческой комиссии» – Приказ Министерства образования и науки РФ
от 24 марта 2009 года № 95.
15. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК)
образовательного учреждения) – Письмо Министерства образования
Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6).
16. «О создании условий для получения образования детьми
с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалида-
ми» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008
№ АФ-150/06.
17. «Об утверждении Единого квалификационного справочника
руоводителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» – Приказ
Минздравсоцразвития России № 593 от 14 августа 2009 г.
18. «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» – Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. № 1.
19. «Методические рекомендации о деятельности 10–12 классов
в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII
вида с углубленной трудовой подготовкой» – Письмо Минобразования РФ от 19 июня 2003 г. № 27/2932-6.
20. «Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании
и документов об окончании специальной (коррекционной) обще-образовательной школы VIII вида, специального (коррекционного)
класса общеобразовательного учреждения» – Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2005 г.
№ 281.
21. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» – Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373.
22. «О совершенствовании комплексной многопрофильной
психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам» (вместе с «Методическими рекомендациями по расчету бюджетных ассигнований на оказание
государственным (муниципальным) учреждениям для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на основе государственного (муниципального) задания») – Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 сентября 2009 г.
23. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» – Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271.
Документы правительства Российской Федерации.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 200 года «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»;
- Конвенция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011г. №103-р;
- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 года №175.
Выводы – стратегия действий в интересах детей ставит задачу законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ОВЗ на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования, а также в соответствии с вышеперечисленными федеральными и правительственными законодательными актами в каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей инвалидов, детей с ОВЗ и успешную их социализацию.
Региональное законодательство.
-Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении Положения об организации дистанционного образования детей –инвалидов реализуемого подведомственным Минобразования Ростовской области учреждениями»;
- Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области, министерства здравоохранения Ростовской области, министерства труда и социального развития Ростовской области, главного управления МВД России по Ростовской области 22.01.2013/05.02.2013/14.02.2013/06.02.2013/ № 32/122/123/112 «Об организации деятельности ПМПК по освидетельствованию детей с ОВЗ в 2013 г.»;
Муниципальное законодательство.
Договор о взаимодействии территориальной ПМПК с социально-психологической службой ОУ, по реализации консультативной, коррекционно-педагогической деятельности.
Анализ состояния работы со здоровыми детьми в условиях перехода к инклюзивному образованию в сельской общеобразовательной школе.
В современном образовательном пространстве инклюзия признана наиболее развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Между тем, далеко не все участники образовательного процесса сегодня, готовы принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта неготовность имеет не только материально-техническую основу, но психологическую, морально – этическую.
Отсюда вытекает одна из первоочередных задач – формирование в обществе, и прежде всего у подрастающего поколения толерантного отношения к детям, сверстникам с недостатками в физическом и (или) психическом развитии.
Сторонники инклюзии в качестве основных достоинств совместного обучения рассматривают следующие:
увеличение возможностей реализации творческого и познавательного потенциала ребенка-инвалида, поскольку обучение в массовой школе расширяет социальные сети, позволяя наладить связи с большим количеством сверстников, что очень важно для развития детей;
здоровые дети узнают о проблемах своих сверстников-инвалидов, приобретают в процессе общения с ними способность тонко чувствовать трудности другого, учатся деликатности. У них появляются такие качества, как сострадание и человеколюбие, они становятся добрее и терпимее. Эти навыки пригодятся во взрослой семейной жизни, а для многих - и в профессиональной. Здоровый ребенок получает жизненный опыт любви и принятия, который невозможно недооценить;
Глава II. Организация психолого-педагогического сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной сельской школе
2.1. Направление деятельности психолога по организации сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в сельском ОУ.
Работу со здоровыми детьми по формированию установки принятия детей инвалидов я считаю возможным организовать с включением элементов тренингов, деловых игр.
Логично выстроить структуру тренингов в виде нескольких основных блоков:
1. Просветительский блок:
а) информационный блок – призванный дать детям ответ на вопрос «что такое инклюзивное образование», его основные принципы, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья; преимущества инклюзии детей с нарушениями здоровья, возможные трудности и проблемы;
б) законодательный блок – позволяющий получить информацию о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о российском и международном законодательстве, обеспечивающим право на равный доступ детей к образованию;
2. Так называемый психологический блок – призванный помочь здоровым детям решить проблемы и трудности психологического характера:
а) разрушение барьеров, стереотипов – предполагает рассмотрение существующих стереотипов к людям с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидности; выработку основных направлений по разрушению барьеров;
б) развитие толерантности, формирование позиции принятия Другого.
В рамках данного блока я считаю, что нужно придерживаться подхода, определяющего толерантность как сознательное допущение субъектом чего-либо, что им не одобряется; как добровольное воздержание от учинения препятствий осуждаемому «другому» при условии, что у субъекта есть возможность оказать ему сопротивление, есть власть помешать свободному самовыражению «другого; как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения.
Суть позиции безусловного положительного отношения состоит в том, что вероятность продвижения человека вперед увеличивается, если он испытывает чувства безопасности и свободы. Человекоцентрированный подход предполагает снятие чувства беспокойства и неуверенности за счет безусловного положительного отношения к Другому. Человек сам начинает раскрываться своему опыту и начинает принимать то, что ранее им отвергалось. Происходит реорганизация Я, снимаются различия между Я-реальным и Я-идеальным.
Безусловное принятие предполагает в частности принятие как «хороших» (позитивных, зрелых, просоциальных) переживаний и чувств, так и «плохих» (болезненных, продиктованных страхом, инфантильных, асоциальных) фрагментов эмоционального опыта другого, как стабильных и последовательных проявлений, так и его нестабильности и непоследовательности.
Безусловное позитивное принятие означает проявление заботы о Другом человеке, но такой заботы, которая не является опекой. Это забота, сохраняющее за человеком возможность оставаться автономным, она не посягающая на его собственный опыт, его собственные переживания и чувства.
К. Роджерс верил, что при условии безусловного положительного принятия и понимания Другого, люди будут осуществлять личностный рост в направлении, которое является для них единственно подходящим и уникальным. Когда человек становится самим собой, то он, как это ни парадоксально, начинает изменяться.
Основная цель занятий – формирование установок понимания и принятия чужого мнения, умение эмпатировать, элементарно налаживать контакты. Тренинговые упражнения, наполняющие данный блок, направлены на решение следующих задач: осознание собственной уникальности и уникальности других; развитие умения понимать чувства, эмоции, действия, отношение других людей; овладение умением сопереживать через установление эмоционального контакта и регулярного общения.
При ведении просветительской работы со здоровыми детьми необходимо, определить, что дети знают об инвалидах и их трудностях; разъяснить, какие бывают инвалиды, в чем их различие; рассказать о жизни людей с инвалидностью, их возможностях и трудностях; использовать имитацию, когда сами дети в игровых упражнениях делают то, что и инвалиды; вести уроки с инвалидами. На занятиях использовать интерактивные методы обучения, такие, как: игры, моделирование ситуаций, характерных для различных форм инвалидности, показ видеофильмов, конкурсы. В итоге дети понимают, что люди с инвалидностью такие же, как и все остальные, только с ограниченными возможностями. А при создании определённых условий эти возможности возрастают и различия стираются.



Формирование у здоровых детей способности принятия детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования

Ниже представлены упражнения, которые я использую для работы со здоровыми детьми в рамках «Подготовки учащихся массовой общеобразовательной школы к принятию особых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию». - Общение-это (упражнения «Передай другому», «Что помню?», «Спина к спине», «Пересказ текста» и т. д.) ;
- Понимание (упражнения «Экстрасенс», «Враг-друг», «Как дела?», «Контрабандисты», «Объясняю –понимай!», «Передача чувств», «Эмоциональные загадки», «Чувства животных»);
- Неверные средства общения (упражнения «Сидящий и стоящий», «Спиной друг к другу», «Вместо ссоры – помирились», «Мостик дружбы», «Моя проблема в общении»);
- Упражнение-разминка «Карандаши»,
- Упражнение «Нобелевская премия»; - Упражнение «Паутина предрассудков»;
- Игра «Неведомые миры»; - Упражнение «Войди в роль инвалида»; - Упражнение «Обсуждение Декларации прав человека»; - Знакомство с притчей и её обсуждение; - Упражнение «Цветик-семицветик»; - Упражнение «Законы жизни»; - Упражнение «Инвалидное кресло»; - Упражнение «Барьеры»; - Упражнение об отношениях и осведомлённости; - Упражнение о значении (силе) слова; - Упражнение «Слепой, глухой, немой»; - Упражнение «За кругом»; - Упражнение «Взаимодействие»;
- Упражнение «Я особенный»;
Достаточно важно при переходе к инклюзивному образованию, на
мой взгляд, организовать работу не только с педагогами, детьми,
администрацией учебного заведения, но и с родителями. Анализ современных исследований, а также собственный опыт работы позволяют
утверждать, что в сопровождении нуждаются родители детей обеих
категорий - и здоровых детей, и детей с особыми образовательными
потребностями.
Можно выделить следующие основные принципы психолого-педагогического сопровождения родителей:

· рекомендательный характер советов сопровождающего;

· приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;

· непрерывность сопровождения;

· мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения:
согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих
единые ценности, включенных в единую организационную модель и
владеющих единой системой методов.
Наиболее приоритетными направлениями работы с родителями в
настоящее время считаются круглые столы, семинары, подготовка и
распространение буклетов, оформление стендового материала.
Родители здоровых детей часто высказывают опасения в том, что
развитие их ребенка может задерживаться присутствием тех, кто требует
значительной поддержки. Важным при работе с данной категорией
родителей я считаю донести уже накопленный опыт, доказывающий,
что успеваемость здоровых детей не становится хуже, а часто их
показатели оказываются выше в интеграционных условиях, чем в простом
классе массовой школы.
Основу работы с родителями здоровых детей должен составить цикл
занятий, направленных на развитие толерантности. В работе с родителями
здоровых детей нужно придерживаемся подхода, определяющего
толерантность как сознательное допущение субъектом чего-либо, что им
не одобряется; как добровольное воздержание от учинения препятствий
осуждаемому «другому» при условии, что у субъекта есть возможность
оказать ему сопротивление, есть власть помешать свободному
самовыражению «другого»; как уважение и признание равенства, отказ от
доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия
человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого
многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки
зрения.
Основная цель занятий - формирование установок понимания и
принятия чужого мнения, умение проявлять эмпатию, элементарно
налаживать контакты. Тренинговые упражнения, наполняющие данный
блок, направлены на решение следующих задач: осознание собственной
уникальности и уникальности других; развитие умения понимать чувства,
эмоции, действия, отношение других людей; овладение умением
сопереживать через установление эмоционального контакта и регулярного
общения.
Основная цель совместных занятий - дать родителям ответ на вопрос
«что такое инклюзивное образование». Считаем целесообразным
организовывать совместную работу с родителями обоих категорий детей
по следующему алгоритму:
1. Просветительский блок:
а) информационный блок – призванный дать родителям ответ на
вопрос «что такое инклюзивное образование», его основные принципы,
каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья;
преимущества инклюзии детей с нарушениями здоровья, возможные
трудности и проблемы;
б) законодательный блок – позволяющий родителям получить
информацию о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о российском и международном законодательстве, обеспечивающем право на равный доступ детей к образованию; о том какую законодательную базу нужно иметь, чтобы выстроить систему инклюзивного образования, какая роль отводится родителям, а какая - самим детям, через какие инстанции нужно пройти ребенку, чтобы попасть в общеобразовательное заведение, как выстраивается график занятий ребенка и какие условия создаются для того, чтобы ребенку было комфортно в школе.
2. Так называемый психологический блок – призванный помочь
родителям и «больных» и «здоровых» детей решить проблемы и
трудности психологического характера:
а) разрушение барьеров, стереотипов – предполагает рассмотрение
существующих стереотипов в отношении людей с инвалидностью и
подходов к пониманию проблем инвалидности; выработку основных
направлений по разрушению барьеров;
б) приобретение навыков, призванных помочь в улучшении ведения
переговоров с представителями органов образования и школьных
администраций;
3. Блок обмена опытом:
а) совместное обсуждение опыта зарубежных стран по внедрению
инклюзивного образования;
б) совместное обсуждение проблем и трудностей, с которыми
пришлось столкнуться при переходе к инклюзивному образованию;
в) совместное обсуждение конкретных примеров – историй о детях с
инвалидностью, которые успешно учатся в массовых школах.
Совместные занятия позволят реализовать основной принцип
инклюзии «Другой – не значит плохой!» и защитить права детей с
ограниченными возможностями на равный доступ к образованию и
общению со сверстниками. Работа, построенная подобным образом,
поможет родителям лучше понимать проблемы детей, а родителям детей-
инвалидов избавиться от чрезмерной опеки над ними, поскольку дети
становятся более самостоятельными и уверенными в себе.





















Заключение
Переход к инклюзивному образованию - процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Предложенная система психолого-педагогического сопровождения позволяет снизить социально-психологическую напряженность, возникающую при обучении и воспитании детей в общеобразовательных учреждениях, обеспечить позитивное развитие личности ребенка на всех этапах его пребывания в общеобразовательной среде.
Таким образом, деятельность сопровождения позволяет решить вопрос комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
Уже сейчас интегрированные (инклюзивные) формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья активно внедряются в практику работы нашего образовательных учреждения. Разрабатывается программа «Уроки доброты». Причем, в ее содержание и организацию заложены возможности в интерактивных формах проводить уроки доброты со всеми участникам образовательного процесса без ограничения возраста. «Уроки доброты» должны стать основой для подготовки учреждения к приему детей-инвалидов. Их освоят профессиональные участники образования, а в дальнейшем их смогут проводить и сами ребята, и волонтеры, и родители. Наша работа в образовательном учреждении направлена на формирование понимания того, что инклюзия и интеграция в целом ряде случаев является необходимым условием для дальнейшей социализации и независимой жизни детей-инвалидов.
Однако есть и проблемы. Они связаны и с подготовкой педагогических кадров в плане расширения знаний учителей по специальной психологии и лечебной педагогике, и с подготовкой родительской общественности по вопросам толерантности и нравственного воспитания. И, конечно, с подготовкой ребенка-инвалида и его семьи к поступлению в общеобразовательное учреждение.
Сегодня мы признаем, что далеко не всех детей можно обучать
в общеобразовательных школах, поскольку не готова образовательная среда и не всем детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам это показано.
Именно такой подход поможет нашим детям и детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам реализовать весь свой потенциал.
Я уверены, что каждодневная забота о детях, понимание и тепло по отношению к ребенку и его семье, способны творить чудеса.
Ребенок-инвалид и наше общество пока только учатся жить вместе. На этом пути мы – взрослые, родители и специалисты, становимся спокойнее, мудрее и добрее.
Принимая такого ребенка, общество подтверждает: дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные права с другими детьми!














Литература
Всемирная конференция в Саламанке (1994) «Доступность и качество об-
разования» (World Conference on Special Needs Education Access and Quality).
2. Конвенция ООН «О правах инвалидов» (2006).
3. Купустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы.-М., Ака-
демия. 2001.
4. Ямбург Е.А. Школа для всех Адаптивная модель. Теоретические основы
и практическая реализация. – М., 1996.
5. Кузнецова Л.В., Феофанов В.Н. Психологическое здоровье педагога как
фактор эмоционального благополучия учащихся // Профилактика кризис-
ных состояний, усиление жизнестойкости, предупреждение суицидального
поведения. Материалы Круглого стола факультета психологии, социальной
медицины и реабилитационных технологий РГСУ и Международной ассо-
циации предупреждения суицидов (IASP), М., 2009, стр. 5–18.
6. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции деятельности у детей. –
М., 1978.
7. Показатели инклюзии /практическое пособие/ Москва, РООИ Перспек-
тива, 2008. – 124 с.
8. Социально-педагогическая интеграция. Первые шаги: толерантность –
объединяем усилия. – М.: Теревинф, 2001. – 140 с.
9. Романов П. Политика инвалидности: социальное гражданство инва-
лидов в современной России. /П. Романов, Е. Ярская-Смирнова. – Саратов:
Научная книга, 2006. – 260 с.
10 .С. Керне «Интеграция в общество людей с особыми потребностями» Доклад, представленный на Первой московской международной конференции. 1995, Москва .
Ш. Рамон «Социальная эксклюзия и социальная инклюзия», Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. - М., 2003
Т. Бут «Политика включения и исключения в Англии: В чьих руках сосредоточен контроль?» Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. - М., 2003
Интернет ресурсы.
http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/doc4.doc
http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/index.php
http://beregitedetei.ru/new_project/inkluz_planir
http://www.1540.ort.ru/integration/teachers/pirart2.php
http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/art9.php
Брызгалова С.О. Разработка муниципальной модели интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями на основе системно-комплексного подхода. – Екатеринбург, 2007.
15. Голикова Т.А. Инклюзивное образование: опыт, проблемы, поиски [Электронный ресурс]. 2.
http://www.sch1961.ru/work_op.php?id=106
16. Малафеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: часть 1. – М., 1996. 3.
17. Малафеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: часть 2. – М., 1996.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 142115




15