Организация психолого-педагогического сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в школе
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Булгакова Ирина Ивановна (МБОУ КСОШ №32, с. Красная Поляна, Ростовская область)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Организация психолого-педагогического сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной сельской школе
по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов тьютеров, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда» 03-2014 Булгакова
2014 год Содержание Введение ..3-6 Глава I. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в сельской общеобразовательной школе..7-13 Анализ нормативно- правовых документов по проблеме «Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в сельской общеобразовательной школе»7-12 Анализ состояния работы со здоровыми детьми в условиях перехода к инклюзивному образованию в сельской общеобразовательной школе...13-13 Глава II. Организация психолого-педагогического сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной сельской школе 14-21 2.1. Направление деятельности психолога по организации сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в сельском ОУ.14-16 2.2. Формирование у здоровых детей способности принятия детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования.17-21 Заключение 22-23 Список литературы 24-25
Введение Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Дети с ограничениями в здоровье всегда страдают от дискриминации и отчуждения в т.ч. и в образовании. Значительное число их обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации. В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Существует такое понятие – инклюзия, которое означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни школьного учреждения, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации пространства школьного учреждения к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей. Для реализации поставленных задач и получения положительных результатов, необходимо очень хорошо потрудиться, а еще потребуется немало финансовых вложений. И только тогда, это даст хороший достойный социальный эффект: Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам следует научиться успешно решать проблемы: - каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний; - необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей; - лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению совместно с обычными детьми; Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных учреждениях. В инклюзивной среде при взаимодействии со своими здоровыми сверстниками у детей с ограниченными возможностями улучшаются навыки коммуникации. В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков и достижений. Актуальность данной темы заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения. Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому я считаю, что в школе должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах. Цель работы - организация психолого-педагогического сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной сельской школе. Задачи: Проанализировать нормативно- правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностях здоровья в Российской Федерации. Проанализировать состояния готовности школьников к обучению с детьми-инвалидами в сельской общеобразовательной школе. Определить основные направление деятельности психолога по организации сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образовательному пространству. Разработать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения у здоровых детей способности принятия детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования через взаимодействия диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, просветительского направления деятельности, совершенствовать систему просвещения родителей. Методы исследования- анализ, наблюдение, тренинги и др. Практическая значимость работы заключается в том, чтобы показать администрации сельской общеобразовательной школы возможные пути разрешения проблем, возникающих в процессе организации инклюзивного образовательного пространства в сельской школе.
Глава I. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в сельской общеобразовательной школе
Анализ нормативно- правовых документов по проблеме «Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в сельской общеобразовательной школе» Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и отказ от представлений об организации отдельного обучения определили происходящие изменения в социально-культурной среде, переосмысление обществом отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, потребовали пересмотра и уточнения содержания нормативно-правового обеспечения. Нормативно-правовую основу для организации образования лиц с ОВЗ, детей с инвалидностью, в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней: · международные; · федеральные; · правительственные; · ведомственные; · региональные. Международная: 1. «Всеобщая декларация прав человека», принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года. 2. «Декларация ООН о правах инвалидов», провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года. 3. «Всемирная программа действий в отношении инвалидов», принята 3 декабря 1982 года. 4. «Конвенция ООН о правах ребенка» от 20 ноября 1989 года (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года. 5. «Всемирная декларация об образовании для всех», принята в Джонтьен, 1990 г. 6. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года. 7. «Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», принята в Саламанке, Испания, 7–10 июня 1994 г. 8. «Дакарские рамки действий», приняты Всемирным форумом по образованию в 2000 году. 9. «Конвенция о правах инвалидов», Проект резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 января 2007.Федеральное законодательство. Федеральная: 1. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями). 2. «О порядке и условиях признания лица инвалидом» – Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 (в ред. Постановления правительства РФ от 07.04.2008 № 247). 211 3. «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Приложения № 2 и № 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. № 379н. 4. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» – Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. № 535). 5. «Об образовании» – Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 27.12.2009). 6. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» – Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р. 7. «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» – Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.). 8. «Концепция модернизации российского образования на пери- од до 2010 года» – Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р). 9. «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6. 10. «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» – Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 года № 03-51-5ин/23-03. 11. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» – Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666. 12. «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития» – Письмо Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. № 27/2887-6.212 13. «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» – Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 № 27/2722-6. 14. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагоги- ческой комиссии» – Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95. 15. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения) – Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6). 16. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалида- ми» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06. 17. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руоводителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» – Приказ Минздравсоцразвития России № 593 от 14 августа 2009 г. 18. «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» – Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. № 1. 19. «Методические рекомендации о деятельности 10–12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой» – Письмо Минобразования РФ от 19 июня 2003 г. № 27/2932-6. 20. «Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) обще-образовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения» – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. № 281. 21. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» – Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373. 22. «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам» (вместе с «Методическими рекомендациями по расчету бюджетных ассигнований на оказание государственным (муниципальным) учреждениям для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на основе государственного (муниципального) задания») – Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 сентября 2009 г. 23. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» – Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271. Документы правительства Российской Федерации. - Постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 200 года «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»; - Конвенция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011г. №103-р; - Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 года №175. Выводы – стратегия действий в интересах детей ставит задачу законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ОВЗ на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования, а также в соответствии с вышеперечисленными федеральными и правительственными законодательными актами в каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей инвалидов, детей с ОВЗ и успешную их социализацию. Региональное законодательство. -Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении Положения об организации дистанционного образования детей –инвалидов реализуемого подведомственным Минобразования Ростовской области учреждениями»; - Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области, министерства здравоохранения Ростовской области, министерства труда и социального развития Ростовской области, главного управления МВД России по Ростовской области 22.01.2013/05.02.2013/14.02.2013/06.02.2013/ № 32/122/123/112 «Об организации деятельности ПМПК по освидетельствованию детей с ОВЗ в 2013 г.»; Муниципальное законодательство. Договор о взаимодействии территориальной ПМПК с социально-психологической службой ОУ, по реализации консультативной, коррекционно-педагогической деятельности. Анализ состояния работы со здоровыми детьми в условиях перехода к инклюзивному образованию в сельской общеобразовательной школе. В современном образовательном пространстве инклюзия признана наиболее развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Между тем, далеко не все участники образовательного процесса сегодня, готовы принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта неготовность имеет не только материально-техническую основу, но психологическую, морально – этическую. Отсюда вытекает одна из первоочередных задач – формирование в обществе, и прежде всего у подрастающего поколения толерантного отношения к детям, сверстникам с недостатками в физическом и (или) психическом развитии. Сторонники инклюзии в качестве основных достоинств совместного обучения рассматривают следующие: увеличение возможностей реализации творческого и познавательного потенциала ребенка-инвалида, поскольку обучение в массовой школе расширяет социальные сети, позволяя наладить связи с большим количеством сверстников, что очень важно для развития детей; здоровые дети узнают о проблемах своих сверстников-инвалидов, приобретают в процессе общения с ними способность тонко чувствовать трудности другого, учатся деликатности. У них появляются такие качества, как сострадание и человеколюбие, они становятся добрее и терпимее. Эти навыки пригодятся во взрослой семейной жизни, а для многих - и в профессиональной. Здоровый ребенок получает жизненный опыт любви и принятия, который невозможно недооценить; Глава II. Организация психолого-педагогического сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной сельской школе 2.1. Направление деятельности психолога по организации сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в сельском ОУ. Работу со здоровыми детьми по формированию установки принятия детей инвалидов я считаю возможным организовать с включением элементов тренингов, деловых игр. Логично выстроить структуру тренингов в виде нескольких основных блоков: 1. Просветительский блок: а) информационный блок – призванный дать детям ответ на вопрос «что такое инклюзивное образование», его основные принципы, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья; преимущества инклюзии детей с нарушениями здоровья, возможные трудности и проблемы; б) законодательный блок – позволяющий получить информацию о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о российском и международном законодательстве, обеспечивающим право на равный доступ детей к образованию; 2. Так называемый психологический блок – призванный помочь здоровым детям решить проблемы и трудности психологического характера: а) разрушение барьеров, стереотипов – предполагает рассмотрение существующих стереотипов к людям с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидности; выработку основных направлений по разрушению барьеров; б) развитие толерантности, формирование позиции принятия Другого. В рамках данного блока я считаю, что нужно придерживаться подхода, определяющего толерантность как сознательное допущение субъектом чего-либо, что им не одобряется; как добровольное воздержание от учинения препятствий осуждаемому «другому» при условии, что у субъекта есть возможность оказать ему сопротивление, есть власть помешать свободному самовыражению «другого; как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения. Суть позиции безусловного положительного отношения состоит в том, что вероятность продвижения человека вперед увеличивается, если он испытывает чувства безопасности и свободы. Человекоцентрированный подход предполагает снятие чувства беспокойства и неуверенности за счет безусловного положительного отношения к Другому. Человек сам начинает раскрываться своему опыту и начинает принимать то, что ранее им отвергалось. Происходит реорганизация Я, снимаются различия между Я-реальным и Я-идеальным. Безусловное принятие предполагает в частности принятие как «хороших» (позитивных, зрелых, просоциальных) переживаний и чувств, так и «плохих» (болезненных, продиктованных страхом, инфантильных, асоциальных) фрагментов эмоционального опыта другого, как стабильных и последовательных проявлений, так и его нестабильности и непоследовательности. Безусловное позитивное принятие означает проявление заботы о Другом человеке, но такой заботы, которая не является опекой. Это забота, сохраняющее за человеком возможность оставаться автономным, она не посягающая на его собственный опыт, его собственные переживания и чувства. К. Роджерс верил, что при условии безусловного положительного принятия и понимания Другого, люди будут осуществлять личностный рост в направлении, которое является для них единственно подходящим и уникальным. Когда человек становится самим собой, то он, как это ни парадоксально, начинает изменяться. Основная цель занятий – формирование установок понимания и принятия чужого мнения, умение эмпатировать, элементарно налаживать контакты. Тренинговые упражнения, наполняющие данный блок, направлены на решение следующих задач: осознание собственной уникальности и уникальности других; развитие умения понимать чувства, эмоции, действия, отношение других людей; овладение умением сопереживать через установление эмоционального контакта и регулярного общения. При ведении просветительской работы со здоровыми детьми необходимо, определить, что дети знают об инвалидах и их трудностях; разъяснить, какие бывают инвалиды, в чем их различие; рассказать о жизни людей с инвалидностью, их возможностях и трудностях; использовать имитацию, когда сами дети в игровых упражнениях делают то, что и инвалиды; вести уроки с инвалидами.На занятиях использовать интерактивные методы обучения, такие, как: игры, моделирование ситуаций, характерных для различных форм инвалидности, показ видеофильмов, конкурсы. В итоге дети понимают, что люди с инвалидностью такие же, как и все остальные, только с ограниченными возможностями. А при создании определённых условий эти возможности возрастают и различия стираются.
Формирование у здоровых детей способности принятия детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования
Ниже представлены упражнения, которые я использую для работы со здоровыми детьми в рамках «Подготовки учащихся массовой общеобразовательной школы к принятию особых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию».- Общение-это (упражнения «Передай другому», «Что помню?», «Спина к спине», «Пересказ текста» и т. д.) ; - Понимание (упражнения «Экстрасенс», «Враг-друг», «Как дела?», «Контрабандисты», «Объясняю –понимай!», «Передача чувств», «Эмоциональные загадки», «Чувства животных»); - Неверные средства общения (упражнения «Сидящий и стоящий», «Спиной друг к другу», «Вместо ссоры – помирились», «Мостик дружбы», «Моя проблема в общении»); - Упражнение-разминка «Карандаши», - Упражнение «Нобелевская премия»;- Упражнение «Паутина предрассудков»; - Игра «Неведомые миры»;- Упражнение «Войди в роль инвалида»;- Упражнение «Обсуждение Декларации прав человека»;- Знакомство с притчей и её обсуждение;- Упражнение «Цветик-семицветик»;- Упражнение «Законы жизни»;- Упражнение «Инвалидное кресло»;- Упражнение «Барьеры»;- Упражнение об отношениях и осведомлённости;- Упражнение о значении (силе) слова;- Упражнение «Слепой, глухой, немой»;- Упражнение «За кругом»;- Упражнение «Взаимодействие»; - Упражнение «Я особенный»; Достаточно важно при переходе к инклюзивному образованию, на мой взгляд, организовать работу не только с педагогами, детьми, администрацией учебного заведения, но и с родителями. Анализ современных исследований, а также собственный опыт работы позволяют утверждать, что в сопровождении нуждаются родители детей обеих категорий - и здоровых детей, и детей с особыми образовательными потребностями. Можно выделить следующие основные принципы психолого-педагогического сопровождения родителей:
· рекомендательный характер советов сопровождающего;
· приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;
· непрерывность сопровождения;
· мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов. Наиболее приоритетными направлениями работы с родителями в настоящее время считаются круглые столы, семинары, подготовка и распространение буклетов, оформление стендового материала. Родители здоровых детей часто высказывают опасения в том, что развитие их ребенка может задерживаться присутствием тех, кто требует значительной поддержки. Важным при работе с данной категорией родителей я считаю донести уже накопленный опыт, доказывающий, что успеваемость здоровых детей не становится хуже, а часто их показатели оказываются выше в интеграционных условиях, чем в простом классе массовой школы. Основу работы с родителями здоровых детей должен составить цикл занятий, направленных на развитие толерантности. В работе с родителями здоровых детей нужно придерживаемся подхода, определяющего толерантность как сознательное допущение субъектом чего-либо, что им не одобряется; как добровольное воздержание от учинения препятствий осуждаемому «другому» при условии, что у субъекта есть возможность оказать ему сопротивление, есть власть помешать свободному самовыражению «другого»; как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения. Основная цель занятий - формирование установок понимания и принятия чужого мнения, умение проявлять эмпатию, элементарно налаживать контакты. Тренинговые упражнения, наполняющие данный блок, направлены на решение следующих задач: осознание собственной уникальности и уникальности других; развитие умения понимать чувства, эмоции, действия, отношение других людей; овладение умением сопереживать через установление эмоционального контакта и регулярного общения. Основная цель совместных занятий - дать родителям ответ на вопрос «что такое инклюзивное образование». Считаем целесообразным организовывать совместную работу с родителями обоих категорий детей по следующему алгоритму: 1. Просветительский блок: а) информационный блок – призванный дать родителям ответ на вопрос «что такое инклюзивное образование», его основные принципы, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья; преимущества инклюзии детей с нарушениями здоровья, возможные трудности и проблемы; б) законодательный блок – позволяющий родителям получить информацию о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о российском и международном законодательстве, обеспечивающем право на равный доступ детей к образованию; о том какую законодательную базу нужно иметь, чтобы выстроить систему инклюзивного образования, какая роль отводится родителям, а какая - самим детям, через какие инстанции нужно пройти ребенку, чтобы попасть в общеобразовательное заведение, как выстраивается график занятий ребенка и какие условия создаются для того, чтобы ребенку было комфортно в школе. 2. Так называемый психологический блок – призванный помочь родителям и «больных» и «здоровых» детей решить проблемы и трудности психологического характера: а) разрушение барьеров, стереотипов – предполагает рассмотрение существующих стереотипов в отношении людей с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидности; выработку основных направлений по разрушению барьеров; б) приобретение навыков, призванных помочь в улучшении ведения переговоров с представителями органов образования и школьных администраций; 3. Блок обмена опытом: а) совместное обсуждение опыта зарубежных стран по внедрению инклюзивного образования; б) совместное обсуждение проблем и трудностей, с которыми пришлось столкнуться при переходе к инклюзивному образованию; в) совместное обсуждение конкретных примеров – историй о детях с инвалидностью, которые успешно учатся в массовых школах. Совместные занятия позволят реализовать основной принцип инклюзии «Другой – не значит плохой!» и защитить права детей с ограниченными возможностями на равный доступ к образованию и общению со сверстниками. Работа, построенная подобным образом, поможет родителям лучше понимать проблемы детей, а родителям детей- инвалидов избавиться от чрезмерной опеки над ними, поскольку дети становятся более самостоятельными и уверенными в себе.
Заключение Переход к инклюзивному образованию - процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Предложенная система психолого-педагогического сопровождения позволяет снизить социально-психологическую напряженность, возникающую при обучении и воспитании детей в общеобразовательных учреждениях, обеспечить позитивное развитие личности ребенка на всех этапах его пребывания в общеобразовательной среде. Таким образом, деятельность сопровождения позволяет решить вопрос комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Уже сейчас интегрированные (инклюзивные) формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья активно внедряются в практику работы нашего образовательных учреждения. Разрабатывается программа «Уроки доброты». Причем, в ее содержание и организацию заложены возможности в интерактивных формах проводить уроки доброты со всеми участникам образовательного процесса без ограничения возраста. «Уроки доброты» должны стать основой для подготовки учреждения к приему детей-инвалидов. Их освоят профессиональные участники образования, а в дальнейшем их смогут проводить и сами ребята, и волонтеры, и родители. Наша работа в образовательном учреждении направлена на формирование понимания того, что инклюзия и интеграция в целом ряде случаев является необходимым условием для дальнейшей социализации и независимой жизни детей-инвалидов. Однако есть и проблемы. Они связаны и с подготовкой педагогических кадров в плане расширения знаний учителей по специальной психологии и лечебной педагогике, и с подготовкой родительской общественности по вопросам толерантности и нравственного воспитания. И, конечно, с подготовкой ребенка-инвалида и его семьи к поступлению в общеобразовательное учреждение. Сегодня мы признаем, что далеко не всех детей можно обучать в общеобразовательных школах, поскольку не готова образовательная среда и не всем детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам это показано. Именно такой подход поможет нашим детям и детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам реализовать весь свой потенциал. Я уверены, что каждодневная забота о детях, понимание и тепло по отношению к ребенку и его семье, способны творить чудеса. Ребенок-инвалид и наше общество пока только учатся жить вместе. На этом пути мы – взрослые, родители и специалисты, становимся спокойнее, мудрее и добрее. Принимая такого ребенка, общество подтверждает: дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные права с другими детьми!
Литература Всемирная конференция в Саламанке (1994) «Доступность и качество об- разования» (World Conference on Special Needs Education Access and Quality). 2. Конвенция ООН «О правах инвалидов» (2006). 3. Купустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы.-М., Ака- демия. 2001. 4. Ямбург Е.А. Школа для всех Адаптивная модель. Теоретические основы и практическая реализация. – М., 1996. 5. Кузнецова Л.В., Феофанов В.Н. Психологическое здоровье педагога как фактор эмоционального благополучия учащихся // Профилактика кризис- ных состояний, усиление жизнестойкости, предупреждение суицидального поведения. Материалы Круглого стола факультета психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий РГСУ и Международной ассо- циации предупреждения суицидов (IASP), М., 2009, стр. 5–18. 6. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции деятельности у детей. – М., 1978. 7. Показатели инклюзии /практическое пособие/ Москва, РООИ Перспек- тива, 2008. – 124 с. 8. Социально-педагогическая интеграция. Первые шаги: толерантность – объединяем усилия. – М.: Теревинф, 2001. – 140 с. 9. Романов П. Политика инвалидности: социальное гражданство инва- лидов в современной России. /П. Романов, Е. Ярская-Смирнова. – Саратов: Научная книга, 2006. – 260 с. 10 .С. Керне «Интеграция в общество людей с особыми потребностями» Доклад, представленный на Первой московской международной конференции. 1995, Москва . Ш. Рамон «Социальная эксклюзия и социальная инклюзия», Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. - М., 2003 Т. Бут «Политика включения и исключения в Англии: В чьих руках сосредоточен контроль?» Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. - М., 2003 Интернет ресурсы. http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/doc4.doc http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/index.php http://beregitedetei.ru/new_project/inkluz_planir http://www.1540.ort.ru/integration/teachers/pirart2.php http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/art9.php Брызгалова С.О. Разработка муниципальной модели интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями на основе системно-комплексного подхода. – Екатеринбург, 2007. 15. Голикова Т.А. Инклюзивное образование: опыт, проблемы, поиски [Электронный ресурс]. 2. http://www.sch1961.ru/work_op.php?id=106 16. Малафеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: часть 1. – М., 1996. 3. 17. Малафеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: часть 2. – М., 1996.