Духовно-нравственное воспитание детей на уроках музыки
Методическая разработка: « Воспитание нравственной культуры детей на занятиях эстетического цикла дополнительного образования».
Трефилова О.А, преподаватель музыки.
2013 год.
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки.
Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки - воспитание души. Таинственная, бездонная, искренняя – вот «портрет» души маленького человека. Человека, который смотрит на меня широко открытыми глазами. Человека, который верит, что мир прекрасен.
«Человек должен родиться дважды,- писал Гегель,- один раз естественно, а затем духовно…»
Сегодня, пожалуй, как никогда прежде, вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения стоит остро. Большую роль в укреплении всей духовно-нравственной системы ценностей у учащихся играют учреждения дополнительного образования детей. Как педагог музыки, я вижу большие воспитательные возможности музыкального искусства в формировании нравственных начал наших воспитанников. И основная моя цель: содействовать музыкально-эстетическому воспитанию детей, развитию их вкуса, приобщению их к высоким патриотическим, нравственным идеалам через наиболее доступный вид искусства – музыку.
Мир музыки очень трудно объяснить словами. Музыку надо слушать, слышать и чувствовать. Это ведь очень тонкий инструмент духовного совершенствования человека, способный привнести в его жизнь ту особенную эмоциональную окраску, без которой она была бы серой, тусклой, невыразительной. Особенно трудно объяснить словами музыку духовную. Духовная музыка – это музыка религиозного содержания. Но существует и другое понимание духовности. Любое истинное произведение искусства несёт в себе проявление высокого духа. Духовность – как высшая гармония, лад, высшая правда и любовь. Если музыка помогает ребёнку раскрыться, приобщиться к высокому – она и будет для него духовной. Наиболее ярко выражено духовное воспитание во время занятий музыкой, а именно при игре фортепианных произведений П.И. Чайковского из « Детского альбома». Произведения «Утренняя молитва» и «Мама» – тот духовный и душевный мир, интонации которого воспитывают любовь к родителям: и небесным и земным.
«Утренняя молитва».П.И. Чайковский.
Работая с ребенком над этим произведением, провожу беседу: Молитвой всегда начинался день дворянского ребенка19 века. Молясь, он настраивался на добрые мысли и поступки. Светлая тональность соль мажор, простая гармония, равномерное ритмическое движение и строгая четырехголосная фактура (словно поет хор) – все это передает настроение сосредоточенности и покоя. Прошу вслушаться в тишину звуков…(и услышать может быть не один, а несколько голосов). Это голоса, которые звучат в душе человека ( ведь не зря мелодию называют « душой музыки»). И от того, какой из них заговорил, зависит наш внешний облик, наше настроение.
Вот послушай притчу о том, как это бывает.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
А что нужно делать, чтобы быть добрым? ( Ответы ученика)
Прошу рассказать о добром поступке, который он совершил сам и который оставил добрые воспоминания в его сердце. Дети по природе нежны, жалостливы, незлобивы, искренни. Эти добрые качества в них ещё слабы и нуждаются в постоянном развитии. По мере этого, как ребёнок растёт, надо укреплять в ребёнке такое настроение или чувство, которое само бы боролось с его дурными наклонностями и поддерживало добрые. К счастью, в человеке есть заложенная Богом способность оценивать свои поступки - это совесть, нужно развивать в ребёнке чуткую совесть и приучать его прислушиваться к его голосу.
Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с ребенком нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественной произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для ребенка образом.
Нравственное воспитание культуры младших школьников особенно важно, потому как именно в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Идеальным средством формирования духовно-нравственных основ личности детей являются музыкальные произведения, связанные со сказкой.
В младших классах обучение навыков фортепианной игры связываю с музыкой сказочных героев: Марш Черномора М.И.Глинки, « Баба Яга» П.И.Чайковский, детские песни В.Я. Шаинского « Улыбка», Песня кота Леопольда из мультфильма « Приключения кота Леопольда», песни из мультфильма «3 поросенка» и т.д. Эта музыка наиболее близка и интересна детям. Она обеспечивает мотивацию на овладения духовно – нравственных основ личности, обеспечивает представление о нравственной культуре, « о добре и зле».
Для формирования нравственных культуры личности школьника на уроке я выбираю методы: слушание музыки, собственное исполнение учеником произведений и беседу. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее развитие духовно-нравственное. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать. Классическая и народная музыка оказывает большое влияние на развитие ребенка как личности. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка мы формируем основы его духовно-нравственного сознания и музыкальной культуры в целом.
Для воспитания нравственной культуры и этического сознания в нашей школе проводятся множество мероприятий: презентации, лекции концерты, музыкальные олимпиады, музыкальные лекции – беседы,социальные акции и т.д.
Подробнее остановлюсь на акции « Дорога у храму», которая прошла 3 февраля 2013 года в воскресной школе Кирилло – Мефодиевского храма п.Оболенск. Выдержки из протокола мероприятия.
Присутствовали: дети и родители Воскресной школы, учащиеся музыкального отделения эстетического отдела «ЦВР».
Цели и задачи мероприятия:
Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся на основе примеров и жизненного опыта детей.
Методы проведения – поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, компьютер.
Музыкальный материал: детские песни « Улыбка» муз. В.Шаинского, « Дорогою добра» песня из к-ма « Приключения маленького Мука», выступления учащихся.
Музыкальные инструменты: синтезатор, флейта.
Подготовила и провела мероприятие этической направленности преподаватель музыки Трефилова О.А. В беседе состоялся этический диалог между преподавателем и детьми. Дети активно участвовали и отвечали на вопросы, дополняли пословицы о дружбе и добре, играли в игру « Сказочный герой - добрый и злой», вспоминали сказки о добре и зле, отгадывали загадки. Яркая, красочная презентация усиливала эффект заинтересованности, прибавляла этический заряд.
Концерт учащихся музыкального отделения внес разнообразие и познакомил детей со звучанием синтезатора и флейты.
В концерте приняли участие ученики муз. отделения пр. Трефиловой О.А, Гришановой Л.Б, Гришанова А.А, Шатурной С.И.
Преподаватель художественного отделения Уланова Г.А. провела конкурс рисунков на тему: «Сказочные герои».
Таким образом, музыка – прекрасный воспитатель, и ценность её особенно велика в воспитании духовного и нравственного облика детей. Музыка постоянно заставляет человека меняться, и это делает его более восприимчивым и социально адаптивным, ведь музыка – это чрезвычайно важное и – главное! – ничем не заменимое средство для воспитания современного человека, умеющего применять свои знания в жизни.
Свою работу хочется закончить стихами В. Соколова.
Спасибо, музыка, за то,Что ты меня не оставляешь,Что ты лица не закрываешь,Себя не прячешь ни за что.Спасибо, музыка, за то,Что ты единственное чудо,Что ты душа, а не причудаЧто для кого-то – колдовство!
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования « Центр внешкольной работы».
Методическая разработка: « Воспитание нравственной культуры детей на занятиях эстетического цикла дополнительного образования».
Трефиловой О.А, преподаватель музыки.
Оболенск
2013