ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЩЕНИЯ К РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА А.С.ПУШКИНА)


ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЩЕНИЯ К РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА А.С.ПУШКИНА)


В «Стандарте среднего (полного) образования по литературе» РФ и в программах указывается, что выпускники средней (полной) школы в применении к образовательной области «Филология» (в частности, после изучения творчества А.С.Пушкина) должны разбираться в таких понятиях, как «вечные темы в творчестве», «чувства добрые» в пушкинской лирике, философская глубина лирики, отражение в произведениях поэта духовного мира человека, тема человеческой судьбы, власти и народа, греха и возмездия и т.д. То есть выпускники школы должны иметь представление о нравственно - философских понятиях, которые являются предметом не только литературы, но и таких наук, как нравственное богословие, философия, литературоведение и др. Однако школьная программа не предусматривает изучение этих наук, поэтому основная нагрузка в решении указанной проблемы приходится на предмет литературы. Русская классика основана на традициях православия, поэтому формирование нравственных качеств на уроках литературы невозможно без обращения к духовным истокам.
В основу предлагаемой разработки легла идея о том, что необходимо изучать русскую классическую литературу, постигая её глубинную духовную сущность. Для этого необходимо овладеть знаниями основных нравственных понятий, без которых невозможно осознать идею произведений. Так как большинство писателей, чьи произведения входят в школьную программу по литературе, были и остаются по своему мировоззрению православными христианами, то и понятия эти мы должны рассматривать с точки зрения православия. То, что в первую очередь эти понятия «отрабатываются» на творчестве А.С.Пушкина, оправдано тем, что именно он положил начало «святой» русской литературе. Являясь «по букве» писателем чисто светским, он в то же время «по духу» унаследовал христианскую систему ценностей русской культуры, ее религиозную точку зрения на мир, жизнь и человека. Но, руководствуясь принципами концентрации воспитания на развитии культурной компетентности личности, а также систематичности и последовательности образования, эти понятия включаются в общую систему ценностей ученика и применяются при изучении творчества других авторов, других школьных предметов, и в целом помогают сформировать мировоззрение.
Новым стал опыт обращения к одним и тем же нравственным ценностям в каждом классе и рассмотрение их с разных позиций с целью все более глубокого проникновения в сам смысл понятия. Любое нравственное понятие можно представить в виде детской пирамидки: оно состоит из множества простых элементов, но образует единое гармоничное целое. Если выпускникам школы необходимо ориентироваться в таких сложных определениях, как смысл жизни, грех и возмездие и т.п., то нужно формировать их постепенно, добавляя с каждым годом новое, обращаясь в 5 классе, например, к такому близкому детям понятию, как послушание (которое тоже является составной частью «вечных» тем), а к 10-му классу выходить на проблему смысла жизни.
Цель
Способствовать формированию нравственной личности с позитивным отношением к вечным жизненным ценностям.
Задачи
познакомить с основными нравственными понятиями, определить их сущность;
показать значимость, важность и необходимость вечных нравственных ценностей для человека в обычной жизни и в критические моменты;
соотнести православные традиции с нравственной идеей изучаемого произведения;
побудить учеников к размышлению о собственном духовном опыте.


СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕНЫХ ПОНЯТИЙ
У ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЩЕНИЯ К РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА А.С.ПУШКИНА)

Класс
Произведение
традиции православия
нравст. понятие

5 класс




«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»


Воспитание в русской православной семье; традиционная иерархия «девочка – невеста – жена – мать»; мужчина как защитник семьи, Родины, веры.
Целомудрие
Смирение
Любовь и брак
Долг


6 класс



Рассказ о ссылке в Михайловское,
«Пущину»

Уединение как повод к размышлению о смысле жизни; традиция покаяния (рассказ о ссылке в Михайловское как периоде нравственного очищения молодого поэта).
Грех
Покаяние
Сопереживание


«Дубровский»



Традиция создания семьи; обряд обручения и венчания как благословение Господа, которое не в силах разрушить человек.
Отношение к бунтовщикам как к разбойникам, противящимся в силу своей гордыни воле Божьей.
Смирение
Долг
Любовь и брак
Бунт как проявление человеческой гордыни

7 класс






«Станционный смотритель»

Евангельская притча о блудном сыне; традиция милосердного отношения к «маленьким» людям; библейская заповедь о почитании родителей; грех и раскаяние.
Милосердие
Самопожертвование
Грех и его последствия
Раскаяние



«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре)

Монашество на Руси; монах как совесть всего народа; смиренное осознание греховности народа и неотделение себя от этого.
Смиренная мудрость
Пророчество
Соборность


8 класс






«Капитанская дочка»





Русское православное воспитание в семье; традиция родительского благословения в важнейшие моменты жизни. Традиционное понимание цепи событий как проявления Промысла Божия в жизни отдельного человека и государства в целом. Отношение к смерти. Монархизм как черта русского менталитета.
Целомудрие
Смирение
Родительское благословение
Божий Промысел
Бунт как проявление человеческой гордыни
Любовь как примиряющее начало


9 класс







«Пророк»

Понимание нравственно - исторической роли пророка как глашатая воли Божьей.
Целомудрие как полное знание мира
Пророчество как абсолютное смирение перед волей Господа


«Евгений Онегин»
(главы)




Отрыв от традиций русского православного воспитания в дворянских семьях и последствия этого (на примере образа Евгения Онегина).

Грех уныния, праздности и их последствия


10 класс
«Отцы пустынники»

Традиция духовного очищения во время Великого поста; молитва прп. Ефрема Сирина как «великопостная» молитва; традиция покаяния. Таинство исповеди как акт примирения с Господом.
Грехи (уныние, праздность, гордыня и др.)
Целомудрие
Умиление
Покаяние
Духовная жизнь человека
Соборность
Смысл жизни


«Евгений Онегин»


Понимание православным человеком смысла жизни как спасение для мира Горнего (на примере образа Татьяны).
Самопожертвование
Целомудрие
Любовь и брак
Смирение
Смысл жизни








ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ «ЦЕЛОМУДРИЕ» В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С.ПУШКИНА С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Слово «целомудрие» в современном русском языке имеет иное значение по сравнению с веком XIX. Соответственно и понятие вслед за лексическим значением слова претерпело изменение. Сравним семантику слова:

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Советская энциклопедия, 1970. с. 859.

Протоиерей Г.Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. – М: Отчий дом, 2006. С. 806 – 807.

Целомудрие – 1. То же, что девственность. 2. перен. Строгая нравственность, чистота.
Целомудрие – благоразумие (2 Мак. 4, 37. Деян. 26, 25); чистота помыслов и телесная; непорочность.
Целомудрю – вразумляю, научаю (Тит. 2, 4).
Целомудрюся – образумляюсь, поступаю благоразумно (1 Петр. 4, 7).
Целомудренно – трезво, чисто (Прем. 9, 11).


Сложному богословскому понятию «целомудрие» более соответствует перевод с церковно-славянского языка прот. Г.Дьяченко, определением которого мы и будем руководствоваться. Кроме того, отметим, что в понимании данного слова огромную роль играет его буквальное прочтение: «целое мудрие» или «целая мудрость», т.е. мудрость нерасчлененная, цельная – единое знание о мире и месте человека в нем. Таким образом мы видим, что это нравственное понятие настолько многогранно и содержит так много смысловых пластов, что его невозможно понять «с ходу». Это обуславливает принцип постепенного «погружения» в понятие, рассмотрение его с разных сторон, переживание практического его функционирования в разных жизненных ситуациях на примерах действий и поведения героев пушкинских произведений. Необходимо отметить, что любое нравственное понятие имеет такие же свойства многогранности и «многосмысловости», поэтому такая система работы применима также к формированию других нравственных качеств и на примере произведений других православных авторов.
Приведем пример постепенного формирования и развития у школьников понятия «целомудрие» при изучении произведений А.С.Пушкина разных жанров.

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
5 класс


Перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте. Развитие теоретического мышления способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преобразовывает не только познавательную деятельность учащихся, но и характер их отношения к окружающим людям и себе. В связи с этим 5 класс – период, когда еще успешно закладываются основы нравственных понятий и представлений о мире.
В программе по литературе для общеобразовательной школы предлагаются для изучения два текста: перевод сказки «Спящая царевна» В.А.Жуковского и пушкинская сказка «О мертвой царевне и семи богатырях». Сравнивая эти произведения, пятиклассники под руководством учителя, приходят к выводу о том, что, несмотря на общий источник сюжетов, сказка Жуковского остаётся, по сути, западноевропейской, для Пушкина же важно наполнение сказки подлинным «русским духом», о котором он пишет во вступлении к поэме «Руслан и Людмила»:
Здесь русский дух,
Здесь Русью пахнет.
Остановимся лишь на одном, кульминационном, эпизоде в пушкинском произведении – пробуждении королевичем Елисеем своей невесты от колдовского сна, в который она погрузилась, отведав яблоко от лже-черницы. Как ни странно, если учитель на уроке спросит пятиклассников (даже перечитавших сказку дома!), каким способом королевич будит царевну, то ответ однозначен: «Он целует её». Возможно, это связано с наложением текста Жуковского – в нем, действительно, поцелуй стал спасением для девушки. Возможно также и наложение зрительных образов – в известном мультфильме советских времен («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», Москва, 1951г.) видеоряд таков: Елисей открывает крышку хрустального гроба тяжко вздыхает целует в губы царевну она открывает глаза и протягивает руки к королевичу объятия. Но ведь это вовсе не то, о чём пишет Пушкин! Вчитаемся в его строки:
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами
И, качаясь над цепями
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба
Ах!.. и зарыдали оба.
Разбору этого отрывка посвятим часть урока. Во-первых, обратим внимание детей на то душевное состояние королевича, в котором он пребывал после сообщения ветра о гибели невесты:
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть ещё хоть раз.
Понятна сила переживаний Елисея, потерявшего возлюбленную. Дети сочувствуют его горю, поэтому сами объясняют, почему он разбил гроб: это происходит случайно, Елисей не смог сдержаться, соразмерить свою силу при виде мертвой царевны. Но в жизни нет случайностей: от этого удара пробуждается девица. Почему Пушкин так целомудренно убирает европейскую традицию поцелуя? Дети пытаются найти ответ. Наиболее частый ответ: «Стыдно!» Но ведь кругом нет людей, а они любят друг друга. Кого же им стыдиться? Дети задумываются, и часто не могут ответить. Тогда учитель напоминает о чуде пробуждения девушки. Кто вершит чудеса, почему они происходят? ( Бог всюду, и всё тайное на самом деле явно. Русской традицией предписывалось целомудренное поведение юноши и девушки, по которой целоваться было невозможно, стыдно. Вместо поцелуя и объятий у Пушкина – слёзы – слёзы счастья, благодарности Богу за сотворённое чудо.
Учитель на уроке в 5 классе может и не упоминать слово «целомудрие», но важно, чтобы прозвучало и было осознано школьниками слово «стыд», которое является составной частью формируемого понятия.

«Капитанская дочка».
8 класс
В подростковом возрасте важным для ребенка становится самопознание, самореализация, самоопределение в обществе. Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. В связи с этим важно обращать внимание детей на примеры поведения героев литературных произведений в той или иной ситуации – обыденной, бытовой и острой, критической. Вопрос, как поведут себя герои – будут верны себе или изменят, предадут свои прежние идеалы, – обычно вызывает живой отклик учеников. Самую высокую планку задают герои пушкинской «Капитанской дочки».
Многие исследователи отмечают, что главным героем романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» становится воля Провидения, или, другими словами, воля Божья. «Невидимый властитель становится поистине главным героем повести. Он все делает, все определяет, и Гринев в конце концов почувствовал его рукуИ мы, вслед за ним прослеживая сюжетные узлы повести, всякий раз поражаемся, насколько результаты всегда были противоположны человеческим замыслам; а потом вдруг видим, что ничего из содеянного не пропало, но каким-то удивительным образом вернулось и принесло свои плоды. И даже прямые замыслы злых сил все время кем-то обращались на благо» Способность подчиниться воле Божьей и определяет духовный строй лучших героев «Капитанской дочки», «простое величие простых людей» (Н.В.Гоголь). В страшной ситуации бунта проявляется со всей отчетливостью действительная суть людей: и старенький комендант, и Василиса Егоровна, и Иван Игнатьич, и отец Герасим со своей попадьей, и Палаша проявляют истинное благородство, идут в своем служении любви и долгу до конца. Они словно связаны определенной нормой поведения, их внутренняя суть предопределяет для каждого именно такую, зачастую становящуюся светлым трагическим Искуплением судьбу. Главной героиней романа становится внешне не примечательная Маша Миронова. Она скромна, осторожна, почти незаметна, но она же – предмет любви всех, кто ни столкнется с ней. Для всех, от романтичного пылкого юноши до весьма прозаичного, далекого от чувствительных излияний Савельича, она является образцом душевной красоты, ведь «нельзя было ее узнать и не полюбить».
Обратим внимание на портрет Маши: «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели», одета «просто и мило». Она кротка и спокойна. Но эта же тихая и слабая девушка находит в себе силы выстоять в таких страшных ситуациях, где сломились бы и богатыри. Кто дает ей эту силу? Ответ очевиден. При всей многогранности характера Маши в нем нет диссонансов. Духовный путь многих – вечное метание в плену жара страстей или холодного благоразумия. Характер же Маши – монолит. Она обладает истинным целомудрием. Не претендуя на всеобъемлющее знание о мироустройстве, не мучаясь в поисках надуманного смысла жизни, Маша говорит просто, но вместе с тем безмерно глубоко: «Буди во всем воля Господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно». Это не опускание рук, не пасование перед неприятностями – это настоящий подвиг, подвиг самоотречения, высшая духовная самореализация. Осознать это нашим детям довольно сложно, но важно дать пример достойного поведения в жизни, какой являет героиня А.С.Пушкина.
«Отцы пустынники и жены непорочны»
10 класс

Старший школьный возраст в психологическом плане характеризуется тем, что у учащихся формируется мировоззрение, обобщенная форма самосознания, открытие собственного «Я», переживаемого в форме чувства своей индивидуальной целостности и неповторимости. К овладению внутренним миром, по мнению Л.С.Выготского, и сводится функция его «открытия». Десятиклассники могут самостоятельно анализировать, сравнивать, делать выводы, поэтому изучение шедевра духовной лирики А.С.Пушкина целесообразно начать со сравнительного анализа текстов.
Стихотворение «Отцы пустынники» отражает духовный опыт переживания великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина.

А.С.Пушкин «Отцы пустынники»
Молитва св. Ефрема Сирина

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.


Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.



При сравнительном анализе текста ученики неизбежно обратятся к словарю церковнославянского языка, чтобы быть точными в переводе таких слов, как «живот», «любоначалие» и др., обратят внимание на грамматические, синтаксические особенности, но, пожалуй, самое главное - благодаря особой стилистике церковнославянского языка настроятся на вдумчивое и высокое восприятие текста.
Великий пост, предназначенный Церковью для сугубого очищения души от греха, оказывается особенно необходимым сердцу поэта, столь мучительно своей греховностью терзавшегося. Покаяние Пушкина сосредоточено на слове «падший»: оно точно выражает трезвость самооценки поэта и искренность его смирения. Стихотворение состоит из двух частей: вначале поэт раскрывает значение для себя великопостной молитвы, затем дает ее поэтическое переложение, которое можно рассматривать как некий комментарий к каноническому тексту, подлинную исповедь.
Обратим внимание прежде всего на различия между текстами и зададим вопрос: с какой целью Пушкин переставляет слова в переложении, добавляет что-то; нет ли здесь потаенного смысла. Сравним: в молитве - «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми», у Пушкина – «дух праздности унылой» (соединение двух грехов – праздность, безделье, душевная и телесная леность ведет к унынию), добавлена характеристика к греху любоначалия – «змеи сокрытой сей» (грех гордыни, видимо, грыз душу поэта изнутри). Далее по тексту перестановки значительные и знаменательные. К перечислению греховных страстей Пушкин присоединяет просьбу к Богу помочь узреть эти грехи и присовокупляет к ним еще один – грех осуждения. Поэт, в отличие от преподобного, соединяет все грехи вместе, подчеркивая логику: сначала добиться чистоты сердца, избавиться от греха, а потом наполнить сокровищами небесными: смирением, терпением, любовью, целомудрием. Поэт сознательно меняет порядок перечисления, установленный в молитве. Целомудрие он ставит в конце, видя в нем как бы итог, верхнюю ступень духовного восхождения, ибо выстраивает свою «лествицу»: от смирения и терпения к любви и целомудрию. Это не противоречит святоотеческой мудрости. Ведь целомудрие, которое понимается обыденным сознанием несколько упрощенно, есть именно цельная мудрость, охватывающая всё единство бытия. Целомудрие есть не что иное, как высшая степень соборного сознания.
Таким образом выстраивается система постепенного «вхождения» в нравственное понятие, от осознания на простом уровне в 5 классе, к более сложному и полному в 8 классе и, наконец, к классическому пониманию в старших классах. Следует, однако, заметить, что теория нравственности без практики мертва. Если дети не видят в жизни примеров хорошего нравственного поведения со стороны взрослых, сверстников, если не применяют (или даже не имеют возможности применить!) полученный в теории опыт, то есть опасность воспитать фарисеев, бойко рассуждающих о морали, но на деле отвергающих её. Во всяком деле нужна мера, гармония, пример которой – творчество А.С.Пушкина.























БИБЛИОГРАФИЯ

Алпатова Т.А. Лиризм романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».// Литература в школе. № 2, 1998. С. 12 – 15.
Дунаев М.М. Православие и русская литература. Т.I – II. – М.: Христианская литература, 2001. С. 233 – 235.
Карушева - Елепова М.Ю. Духовно-религиозные мотивы лирики А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Поэтический диалог - спор. – Архангельск: ПГУ, 2000. С.3.
Карушева - Елепова М.Ю. Трагедия А.С.Пушкина «Борис Годунов» в современном изучении. – Архангельск: ПГУ, 2000.
Коровина В.Я. Литература: 7 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2003.
Непомнящий В. О Пушкине и его художественном мире. // Литература в школе. № 3, 1996. С.10 – 11.
Православная культура в школе. Уроки русской литературы. – М.: Духовные истоки, 2004.
Преподобные Старцы Оптинские. Жития и наставления. – Свято – Введенская Оптина Пустынь, 2002. С. 400.
Протоиерей Г.Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. – М: Отчий дом, 2006. С. 806.
Резников В. (священник). Размышления на пути к вере (О поэзии А.С.Пушкина). – М.: Слово, 1997.
Резников В. (священник). Чувства добрые // литературная газета. – 1991. - № 5 (5341). С.11.
Слободской С. (протоиерей). Закон Божий. Руководство для семьи и школы. – С.-Пб.: Сатисъ, 2004.












13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 215