Рабочая программа элективного курса в 9 классе (подготовка к ГИА)


МКОУ средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов
имени А.Некрасова
города Кирово - ЧепецкаКировской области
Рабочая программа
подготовительного курса по обществознанию
9 классы
Учитель: Квач Елена Анатольевна,
высшая квалификационная
категория
2014-2015 учебный год
г. Кирово-ЧепецкПрограмма курса подготовки к ГИА по обществознанию
Пояснительная записка
Планирование  к  данному  учебному  курсу  составлено  в  соответствии 
со Стандартом основного общего образования по предмету обществознание
с  требованиями к ГИА
на  основе Государственной   общеобразовательной   программы,  утвержденной   Министерством Образования РФ.

Курс «Подготовка к ГИА по обществознанию» для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук:
социологии,
экономической теории,
политологии,
правоведения,
психологии,
этики
в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме.
Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях.

Программой предусмотрено проведение занятий
в 9 классе – 34 часа в год, 1 час в неделю
Курс включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 8-9классы».
При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, урок – диспут, комбинированные уроки, практические занятия.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ЕГЭ.
Программа
Введение (1ч.)
ГИА как форма итоговой аттестации по обществознанию.
Тема 1. Современное общество.(4 ч.)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.
На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества.
Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.
Социальные конфликты, пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей. (9ч.)
Биологическое и социальное в человеке.
Человек и его ближайшее окружение.
Личность и межличностные отношения.
Семья как малая группа
Особенности подросткового возраста.
Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.
Мышление и речь
Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8ч.)
Экономика и её роль в жизни общества.
Экономические системы.
Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Предпринимательство.
Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства.
Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 4. Политика и право. (8ч.)
Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан.
Политический режим. Демократия.
Правовое государство и гражданское общество
Власть. Роль политики в жизни общества.
Правоохранительные органы в Российской федерации.
Органы государственной власти Российской федерации.
Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества. (3ч.)
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры.
Наука в жизни современного общества.
Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.
Итоговое повторение (1 ч.)
Учебно-тематический план
№ п/п Названия тем, уроков Количество
часов
1 Введение. ГИА как форма итоговой аттестации 1
Тема 1. Современное общество 4
2 Общество – динамичная саморазвивающаяся система 1
3 На пути к современной цивилизации 1
4 Глобальные проблемы современности 1
5 Социальные конфликты и пути их решения. 1
Тема 2. Человек среди людей 9
6 Биологическое и социальное в человеке. 1
7 Человек и его ближайшее окружение. 1
8 Личность и межличностные отношения. 1
9 Семья как малая группа 1
10 Особенности подросткового возраста. 1
11 Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. 1
12 Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. 1
13 Мышление и речь 1
14 Межличностные конфликты, их конструктивное решение. 1
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества 9
15 Экономика и её роль в жизни общества 1
16 Экономические системы. Разбор ситуаций 1
17 Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. 1
18 Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. 1
19 Предпринимательство. 1
20 Рынок и рыночный механизм. 1
21 Экономические цели и функции государства. 1
22 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. 1
23 Налоги, уплачиваемые гражданами. 1
Тема 4. Политика и право 8
24 Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства Р.Ф. 1
25 Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан 1
26 Политический режим. Демократия. 1
27 Правовое государство и гражданское общество 1
28 Власть. Роль политики в жизни общества. 1
29 Органы государственной власти Российской федерации. 1
30 Правоохранительные органы в Российской федерации. 1
31 Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. 1
Тема 5. Духовная жизнь общества 2
32 Формы и разновидности культуры 1
33 Образование и самообразование 1
34 Итоговое повторение
1
Требования к уровню подготовки выпускниковпо обществознанию (базовый уровень)
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Литература
«Обществознание» 9 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010;
Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 9 класс / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановского. - М.: Просвещение, 2009;
Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М., АСТ:Астрель, 2009
ГИА 2009(в новой форме) Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . – М.: Издательство «Экзамен»,2009.
Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. – М., 2002.
Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., - М. : ВИТА ПРЕСС, 2008.
Конституция РФ.- Санкт-Петербург 2012
Мухаев Р. Т. Политология. И – М., 2000
Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова– М.: Просвещение 2010
Обществознание 9 кл./под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. – М.: Просвещение 2010
Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2011.
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2009:Обществознание/ авт. – сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2011.
Сборник кодексов РФ. – М., 2002
Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2000
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
1. Основные Internet-адреса:
http://www.mon.gov.ru – Министерство  образования и науки
http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
http://www.vesbook.ru - Официальный информационные портал единого государственного экзамена
http://www.consultant.ru/- Официальный сайт компании "КонсультантПлюс"
2. Электронные учебные пособия:
1С: Школа. Экономика и право,9-11 классы.
Учимся вместе. Обществознание. 8-11 классы.
Проверь себя. Тесты для абитуриентов. Обществознание
Видеохрестоматия "Основы права"
Мультимедийное учебное пособие по курсу "Обществознание. 8-11 класс"
Учебное электронное издание по курсу "Обществознание. Практикум"