Конспект урока по математике Слагаемые. Сумма. (1 класс)
Тема: Слагаемые. Сумма. Использование этих терминов при чтении записей.
Тип урока: урок изучения нового.Цель урока:
познакомить с терминами «слагаемое», «слагаемое», «сумма»;
закрепить умения прибавлять и вычитать по 1, по 2;
активизировать мыслительную деятельность, развивать логическое мышление, усидчивость;
пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания;
прививать любовь к математике.
Оборудование: карточки с числами в пределах 10, таблица, на которой написан пример на сложение: (3 + 2 = 5) и обозначены слагаемые и сумма, рисунок с изображением Машеньки, Ванюшки, гусей-лебедей.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель:
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.Будем слушать, рассуждатьИ друг другу помогать.
Учитель: А урок у нас какой? Учитель: Математику называют царицей наук, потому что нет такой профессии, где бы ни применялись знания математики.
Учитель: Вот мы сейчас, ребята, и проверим ваши знания по математике: знаете ли вы цифры, умеете ли вы считать и решать задачи. Закрепим умения прибавлять и вычитать по 1, по 2. Познакомимся с терминами «слагаемое», «слагаемое», «сумма».
II. Устные упражнения и практическая работа
1. Игра «Где мое место?»
(К доске вызываются 10 учащихся, каждый из которых получает карточку с числами от 1 до 10. Дети должны быстро построиться по порядку номеров у доски).
Учитель: Правильно ли построились ребята?Учитель: Назовите соседей числа 3. Учитель: Назовите предыдущее число по отношению к числу 7. Учитель: Назовите следующее число числа 8. Учитель: А теперь постройтесь, начиная с самого большого. Учитель: Кто стоит перед Машей? Учитель: Кто находится между Сашей и Пашей? Учитель: Кто стоит за Валерой? Учитель: Кто стоит последним?
2. Закрепление прибавления и вычитания по 1, по 2.
Учитель: Ой, ребята, у нас в классе случаются чудеса. К нам в окно залетел волшебный мячик. Давайте поиграем. Тому, кому мячик попадет в руки, надо назвать следующий пример на сложение или вычитание с числами 1 и 2. (Например: я кидаю мяч Маше и говорю: к 1 + 1 = 2. Маша бросает мяч следующему и говорит: к 2 + 1 = 3 и т.д. В процессе игры каждый ученик должен получить мяч, назвать пример и бросить следующему).
3. Работа с примерами.
5 + 1 + 1 =6 – 1 – 1 =9 – 2 = 4 – 2 = 7 – 2 =2 – 2 =
III. Работа над новой темой
Вступительное слово учителя:
Учитель: Сегодня, ребята, у нас совсем необычный урок. На нем мы с вами отправимся в волшебный мир русской народной сказки. Вы, конечно, часто слушали ее, видели по телевизору. А теперь вы можете стать ее героями. Я напомню вам начало сказки. Слушайте.
(Кратко рассказываю начало сказки до тех слов, как Маша догадалась, что гуси-лебеди унесли ее братца, и бросилась догонять их).
Учитель: Ребята, давайте поможем Машеньке освободить братца. Для этого нам придется хорошо думать, считать, правильно выполнять все задания:
1) Бежит девочка, стоит печь. Девочка просит сказать, куда полетели гуси, но печь просит съесть пирожок и выполнить задания:
5 – 2 =8 – 1 –1 = 7 + 1 =10 – = 8 – 1 = 63 + + = 5
2) Побежала девочка дальше. Стоит яблоня.
Учитель: «Яблоня, покажи, куда гуси-лебеди полетели?»
– Решите задачу: «В небе было 5 гусей-лебедей. К ним подлетело еще двое гусей-лебедей. Сколько стало гусей-лебедей в небе?
(к 5 + 2 = 7 – выкладывают в кассах цифр)
3) На пути появляется речка.
Учитель: «Реченька! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?»
– Давайте поможем Машеньке построить мост из бревен через молочную речку – кисельные берега. Это не просто. Чтобы положить бревно, надо рассмотреть рисунок наверху на стр. 86.
– Сколько красных квадратиков ?Учитель: Сколько синих?Учитель: Сколько всего?Учитель: Как получили число 5?Учитель: Чтобы положить второе бревно, надо прочитать название чисел при сложении.Учитель: Какие 2 числа мы прибавили? Учитель: Они тоже имеют свои имена. Числа, которые складывали, называются слагаемыми. Назовите первое слагаемое.Учитель: Назовите второе слагаемое.Учитель: В результате сложения мы получили сумму. Сумма сложения равна 5. Слева тоже записана сумма. Это сумма – выражение. А справа сумма – результат. Сумма чисел 3 и 2 равна 5.
(Вывешиваю таблицу)
Учитель: Давайте немного отдохнем.
4) Физкультминутка.
«Топай, Мишка,Хлопай, Мишка.Приседай со мной, братишка.Руки вверх, вперед и вниз,Улыбайся и садись»
Учитель:
5) – Чтобы положить 3-е бревно, надо решить примеры № 1 (1-й пример стр. 86) – устно.6) 4-е бревно (решить 2-й пример из № 1 стр.86)7) 5-е бревно (решить 3-й пример из № 1)8) 6-е бревно (№ 2 – 1 ст.) – 9) 7-е бревно (№ 2 – 2 ст.)10) 8-е бревно (№ 2 – 3 ст.)
11) 9-е бревно (№ 2 – 4 ст.)
(Дети решают)
Учитель: Молодцы! Помогли Машеньке добраться до домика Бабы-Яги. Надо помочь ей вытащить братика из избушки. Для этого надо правильно выполнить задание:– Решить задачи № 3 и № 4 стр. 87Выполнили задание – вытащили Ванечку. Молодцы!– Как вы думаете, догонит их Баба-Яга или гуси-лебеди?Учитель: Почему? Кто им поможет?Учитель: Молодцы! Вот Машенька с братцем целы и невредимы прибежали домой, и гуси-лебеди не догнали их.– А тут скоро и мама с папой Машенькины приехали из города, привезли детям подарки. Вас тоже ждут красивые книжки-раскраски. Будете раскрашивать и считать.
IV. Итог
Учитель: Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке. А теперь давайте вспомним все вместе, чему учились на уроке?Учитель: Какие новые слова и понятия вы узнали?Учитель: Посмотрите на доску: 6 + 2. Чему равно это выражениеУчитель: Как можно записатьУчитель: Как называется цифра 6 в этом примере? Учитель: Что такое 2?Учитель: Назовите сумму.Учитель: А где еще суммаУчитель: Молодцы!
Учитель: Урок окончен.