Выступление на педагогическом совете школы по теме Мотивация учебной деятельности

Мотивация учебной деятельности - важнейший элемент успешности ученика. Для того чтобы учащийся включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им т.е. чтобы они стали значимы для него.
Мотивация достижения успеха является позитивным мотивом учащихся. «Необходимо дать детям радость успеха в учении, пробудить чувство гордости, собственного достоинства» , - писал В.А.Сухомлинский.
Первое знакомство с детьми проходит на занятиях в «Школе будущего первоклассника». Вот они передо мной такие все разные: спокойные и подвижные, любопытные и настороженные, но всех их привели родители которые тоже переживают за своих детей. Как правило на этом этапе у учащихся преобладает внешняя положительная мотивации «Я учусь , чтобы доставить радость родителям.» Моя задача поддержать эту мотивацию и развивать другие. Все занятия проходят в игровой форме, за правильные ответы, активную работу ребенок получает звездочку. В конце занятия подводится итог и определятся победитель дня. Здесь важно следить , чтобы в течении учебного занятия каждый ребенок получил хотя бы одну звездочку.
В 1 классе с этой целью я применяю цветовую методику или методику цветового дерева: по окончании уроков каждый ученик оценивает свои достижения за день и наклеивает листок – символ на свое дерево. Зеленый листок обозначает «знаю, умею, уверен, получилось», желтый – «получилось, но не все, что задумал», красный – «пока многое не получается, нужна помощь».
Цветовую методику можно использовать после выполнения проверочной или контрольной работы ,до проверки работы учителем. Контрольные работы даются разного уровня. Первоначально я помогаю в выборе контрольной работы, поскольку не каждый ученик способен сразу правильно определить свои силы и часто его самооценка бывает завышена или наоборот занижена.
После проверке контрольной работы каждый ученик получает не только результат, но и рекомендации или пожелания учителя, например: «Ты молодец справился. Думаю в следующий раз ты можешь повысить свой уровень сложности». «Не расстраивайся, мы еще раз поработаем. Помни: если долго мучиться, то всегда получиться».
С целью изучения и формирования мотивации учеников проводятся наблюдения за ними, анализируются их суждения и поступки. Основными методами исследования являются письменные опросы и наблюдения.
В конце первого класса я проводила опрос учащихся. Ученики получили листы с вариантами ответов на вопрос: «Почему вы учитесь?». Им было предложено обвести кружком номера любых трех ответов.
Я учусь потому, что на уроке интересно.
Я учусь потому, что заставляют родители.
Я учусь потому, что хочу больше знать.
Я учусь, чтобы потом хорошо работать.

·Я учусь, чтобы доставить радость родителям.
Я учусь, чтобы не отставать от родителей.
Я учусь, чтобы не опозорить свой класс.
Я учусь потому, что в наше время нельзя быть незнайкой.
Я учусь потому, что мне нравится учитель.
Ответы составлены так, что их анализ позволяет выявить наличие трех видов мотивов учения:
внутренних (ответы 3,4,8)
внешних положительных (ответы 1,5,9)
внешних отрицательных (ответы 2,6,7)
В итоге были получены следующие результаты. У моих первоклассников преобладала внутренняя мотивация к учению 50%, внешних положительных 38%, внешних отрицательных мотивов 12%.
К четвертому классу положение как правило меняется: ученики начинают понимать, что знания нужны не для того, чтобы доставить кому-то удовольствие или чтобы быть не хуже других, а для того, чтобы быть более развитым, иметь в будущем хорошую работу.
Например, в конце первого класса первоклассникам предлагается принять участие в конкурсе «Созвездие» проводимого по инициативе учебного центра «Лидер». Если на первый конкурс ребята шли с настороженностью, то когда участниками были получена грамоты и другие дети с удовольствием участвовали в следующих конкурсах. Во втором классе в марафоне «Эрудит» приняли участие уже 4 ученика. В «Русском Медвежонке» участвовало 12 человек, причем первое место по школе занял Цурбелев Андрей для меня это было неожиданно, думаю для него тоже. После классного часа на котором проводился анализ итогов конкурса , многие почувствовали себя увереннее и другие захотели себя испытать. Вот уже переплетаются внешние и внутренние мотивы, повышается самооценка, уходят сомнения. И уже в следующем конкурсе «Инфознайка» захотело участвовать 14 человек.
С этой же целью, повышение мотивации учебной деятельности, побудить чувство гордости, собственного достоинства. Я на первом собрании предлагаю родителям оформить портфолио их ребенка, а мы с детьми уже заполняем его. Они с большим удовольствием листают свои папки и своих одноклассников, ревностно следят, чтобы все их успехи были отмечены и лучшие работы попали в папку. В четвертом классе после выпускного концерта эти портфолио я раздаю детям. Я надеюсь, что эта работа в пятом и следующих классах продолжается.






















Выступление на педагогическом совете.


Т Е М А :







Подготовила учитель начальных классов:

Ефанова Ирина Дмитриевна.




г.Изобильный 2010 г.





 "Мотивация
учебной
деятельности".