Статья по теме Ритмопластика на занятиях внеурочной деятельности театрального кружка
Ритмопластика на занятиях в театральной студии
Не для кого не секрет, что театральная деятельность помогает детям всесторонне раскрыть свой потенциал. Поэтому на протяжении двух лет я реализую программу внеурочной деятельности «Театр и дети» для учащихся 5-6 классов. И сегодня в своем выступлении хочу подробнее рассказать о таком разделе программы как «Ритмопластика».
Обратимся к истории возникновения понятия «ритмопластика».
Термин «ритмопластика» был введен в начале 20 века Э.Ж.-Далькрозом, основываясь на художественных феноменах своего времени, разработал систему музыкального воспитания через движение. В дальнейшем идея «двигательной формы восприятия музыки» (С. Руднева) получила развитие в музыкальной педагогике и легла в основу отечественной системы музыкально-ритмического воспитания для детей (А.Н. Ветлугина, Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина, Н.А. Метлов, М.А. Румер). Современные педагоги дополнили эту систему авторскими разработками по музыкальной театрализации (К.В. Тарасова), танцевально-игровой деятельности (А.И. Буренина), музыкально-игровому фольклору (Н.Г. Куприна), логоритмике, музыкальной моторике.
Ритмопластика - система физических упражнений, имеющих целью всестороннее гармоничное развитие тела (Толковый словарь Д.Н. Ушакова);
Ритмопластика – это особый символический язык, через который проявляется внутренний мир личности. Движение человека, стиль его ритмопластического выражения и взаимодействия с окружающими – это сфера не только эстетическая, но и социокультурная.
Так некоторые ученые выделяют такое понятие как, «Ритмопластическое развитие личности» - процесс совершенствования движений к их выразительности, эмоциональной отзывчивости, эстетичности и культуросообразности, что обеспечивает личности способность к самовыражению и взаимодействию с социальным окружением через принятые в нем ритмопластические модели.
Цели ритмопластики:
1) раскрепощение, снятие зажимов;
2) развитие пластичности (через движение, танец к зрителю);
3) вживание в роль;
4) синхронизация работы в коллективе, взаимопонимание в движениях и поведении.
Благодаря ритмопластике развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать музыку и содержание образа движением. В скором времени ритмопластика может даже стать своеобразным уроком физкультуры (альтернатива 3-му часу). К сожалению, на уровне нашего города ритмопластика, а точнее ритмика осуществляется в большей части в детском саду и в начальной школе. Но именно в младшем подростковом возрасте (5-6 классы) особенно важны упражнения по ритмопластике. Особенно они важны для участников театральной студии. Ведь данный раздел способствует развитию танцевальных способностей и формированию устойчивой связи театрального исполнения с движением.
В настоящее время заинтересованность в данном разделе повышается. Но проблема ритмопластического развития ребенка как процесса освоения культурных смыслов выразительного движения до сих пор не получила методологического обоснования и методического обеспечения.Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Виды упражнений по ритмопластике, используемые в театральной студии
1. Игрогимнастика или упражнения на ориентировку в пространстве
Из колонны, в шахматном порядке, различные виды кругов. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок, с другими предметами.
2. Игротанцы или игры под музыку
Хореографические упражнения, танцевальные шаги, ритмические бальные танцы. Разучивание движений разных направлений танцев: «Конькобежцы», «Вальс цветов», «Макарена», «Полька тройками», «Веселый перепляс», Вальс «Пробуждение», «Круговая кадриль», «Московский рок-н-ролл», «Давай танцуй», «Танец с хлопками», «Русский хоровод», «Дружба».
3. Танцевально-ритмическая гимнастика
В ритмическую гимнастику можно включать следующие движения:
--движения отдельными частями тела, сгибания и разгибания, повороты и вращения с большим и маленьким напряжением, махи ногами и руками;
--ходьба, бег, подскоки, прыжки;
--элементы художественной гимнастики и танцевально-хореографические.
«Зарядка», «Увезу тебя в тундру», «Танцуй со мной», «Воробьиная дискотека», «Сосулька», «Веселая коляда», «Король городка», «Приходи сказка», «В лесу расцвел подснежник». Обобщающие упражнения пальчиками.
4. Музыкально-подвижные игры
Движения зависят от темпа и характера музыки. «Дирижер – оркестр», «У оленя дом большой», «Тихо-громко», «Юрта», «Музыкальные змейки».
5. Танцевальная импровизация
Выполнение заданий на самостоятельную подготовку танцевальных этюдов в заданном стиле из заданных движений.
Заключение
Ритмичная музыка, сопровождающая выполнение танцевальных упражнений, может способствовать настройке организма на определенный темп работы, повышает его работоспособность, отделяет наступление утомления, помогает бороться с влияниям однообразия.
15