Внеурочная работа. Программа Театрального кружка

ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА
Пояснительная записка.
Основная масса учащихся, как известно, начинает приобщение к театру вместе с поступлением в школу. Именно школа берет на себя функцию массового целенаправленного приобщения к театру, т. к. театр приносит радость соучастия сотворчества. Непреодолимая и естественная склонность детей к театральной игре – главная черта детского состояния. Исходя из этих фактов, можно предположить, что у учащихся школы (особенно младшего и среднего звена) существует способ к специфическому отражению жизни на сцене – «театр для себя». Поэтому, стремление детей познать мир и себя, самовыразиться как художник (дремлющий в душе каждого ребенка), - побудило создать в школе театральный кружок.
Программа театрального кружка способна развить детей к восприятию прекрасного в себе и в человеке и к созданию прекрасного в себе и вокруг себя. Это духовное и пластическое развитие школьника (любого возраста). Это обязательно граничит и проникает в нравственную задачу – воспитание духовных ценностей. Появление духовных ценностей органично связано с процессами критического мышления и самосознания. А, если принять за аксиому, что люди могут жить сообща, то надо еще формировать способность к деятельности в группе, т. е. коммуникативные способности. Это осознается особенно важно при работе с программой эстетического воспитания.
Общеобразовательная школа дает нужный объем знаний, умений и навыков школьнику в рамках школьной программы. Но современный выпускник должен не только хорошо владеть этими знаниями, но и ориентироваться и общаться в той ситуации, в которую он попадает, входя во взрослую жизнь. Для этого он должен уметь предвидеть проблемы и находить пути их решения, продумывать и выбирать варианты действий. Выпускник должен развить в себе творческие способности, чтобы решать новые для себя задачи. Театральные занятия – одни из самых творческих возможностей самореализации школьника. Здесь творчество и фантазия соседствуют друг с другом. Программа театрального кружка носит практико – ориентированный характер и направлена на формирование у школьника стремление видеть и создавать вокруг себя прекрасное, желание изучать театральное мастерство. Обучение по данной программе создает благоприятное условия для знакомства учащихся с основными вопросами теории театра, законами актерского мастерства, сцены речи, сцены движения, сценического оформления и грима, театрального костюма и т. д. Дети практически обучаются изготавливать бутафорию, декорацию, элементы сценического костюма.

Цель работы кружка:
– создание школьного театра, который основывается на коллективе единомышленников. Цель данной программы – формирование у учащихся качество творчески думающей, активно – действующей и легко – адаптирующейся личности, способной к самореализации. Развитие понимания и любви к искусству во всех ее проявлениях.
Задачи:
- развитие учащихся школы высоких эстетических чувств и вкуса;
-приобщение их к эстетической культуре;
- развивать творческие способности, фантазию;
- вовлекать учащихся в художественно – творческую деятельность школы;
- расширять общий и интеллектуальный кругозор;
- воспитывать трудолюбие, последовательность действий, умение доводить начатое действие до конца.
- воспитывать взаимопомощь и выручку, культуру общения между собой;
- раннее выявление способных и одаренных детей, создание условий для развития индивидуальных способностей каждой личности.
- изучение истории театрального искусства и костюма, умению накладывать театральный грим, различать виды театра и искусства;
- расширять знания о литературе, драматургии и различной режиссерской постановки;
- формировать у детей уверенность в себе, стремление преодолевать собственную скованность, закомплексованность.
Прогнозируемый результат.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Итог кружковой работы, проделанной в течение года – это постановка спектакля.

Организация учебно–воспитательного процесса.
Основной формой учебного процесса является кружковое занятие. Курс рассчитан на одно занятие в неделю. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста на 2 года обучения.(68часов) Само занятие включает в себя одновременно и теорию о чем – либо, и различные тренинги (речевой, пластический, физический), этюды, ролевые игры. Дети в кружок набираются по желанию и способностям. В программе реализуется идея межпредметных связей с историей, изобразительным искусством, театром. Обучение на занятиях осуществляется на основе как коллективной работы с учащимися, так и индивидуальной.

Содержание работы.
Основное содержание занятий кружковцев составляет работа по сценическому воплощению пьесы. Он строится на основе принципов реалистического искусства. Это необходимое условие для решения всего комплекса художественно – воспитательных задач. Необходимо помочь школьникам действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом. Подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления, оценки происходящего в сценических условиях. Важно развивать у детей интерес к таким сопоставлениям, помогать им осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь. Особое внимание следует обращать действием словом, т. к. прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы. Занятия драмкружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве. Совместные просмотры спектаклей, фильмов, посещение выставок местных художников, музея. Школьники выполняют самостоятельно творческие задания: устные рассказы о прочитанных книгах, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинение сказок и рассказов и т. п. Беседы о театре знакомят детей в доступной им форме, знакомят с его видами и жанрами. Раскрывает общественно – воспитательную роль театра, знакомят с национальным театром. Практическое знакомство со сценическим действием начинаются с игр – упражнений, ролевых игр (с первого года обучения), импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту детей, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы . Этюды - импровизации учебного характера проводятся не только на начальной стадии, но и позднее – либо параллельно с работой над пьесой, либо в процессе репетиции. Учебные этюды – импровизации, не связанные с репетируемой пьесой, могут служить эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы. Работа над воплощением пьесы строится на основе углубленного анализа пьесы (выявления темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их
жизни, определяется жанр пьесы и т. д.). Разбор, как над пьесой, так и над отдельными сценами, картинами. Очень важна и непосредственная организация показа пьесы. К каждому спектаклю готовятся костюмы, реквизит, декорация, программки, экспликацию музыки (пишется фонограмма) и света. За работу занавесом и дежурные в зале отвечают незанятые кружковцы. На занятиях в основном проводятся групповые тренинги, этюды: этюды – упражнения, этюды на сюжеты известных литературных произведений. Каждая театральная группа работает по принципу творческой лаборатории, вбирает в себе все виды искусства, т. к. известно, что театр – синтетический вид искусства.
Виды выполнений итоговой работы. Итоговая работа театрального кружка – коллективная постановка спектакля, вечера или праздника. Самостоятельная работа ученика проявляется на сцене, как освоения актерского мастерства. Театральная постановка осуществляется под руководством педагога. Актерская игра на сцене дает возможность наблюдать за умениями и навыками, которые приобрел ученик, восхищаться его талантом, творческой игрой импровизации (которые он «отточил» в процессе обучения). Это своего рода отчет итоговой работы в участии в создании спектакля (театрализованного представления) на городских фестивальных мероприятиях. Динамика интереса учащихся к данному курсу отслеживается с помощью опроса. Учащиеся должны знать: основы актерского мастерства, теорию театра: виды искусства и тетра, историю театра и костюма, театральные термины. Учащиеся должны уметь: использовать знания теории актерского мастерства на практике: в постановках сценок, спектаклей; правильно, четко говорить, умение держаться на сцене (актерам и ведущим); анализировать свою роль и умению перевоплощаться; оценивать поступки и действия свои и партнера; верить в предлагаемые обстоятельства и умению импровизировать (сохранять внутреннюю импровизационность); чувствовать темпо – ритм и атмосферу сцены (легкая, радостная или наоборот – грустная и напряженная); соотносить свою работу с коллективом; разбираться в театральных жанрах. Уметь изготавливать бутафорию, элементов костюма, декорации; составлять эскизы. Знать основные понятия об искусстве, видах театра, театральной терминологии. Свободно оперировать полученными знаниями. Театр-общественное явление. В учебно- тематическом плане блока «Театр-общественное явление» учащиеся изучают все о театре, и его цеха: узучают театральные терминологии, жанры, виды театра и драматургии, историю театра и костюма. Узнают об значимости светового и музыкального оформления, изготовления костюма и бутафории. Учатся сами изготавливать их. Знакомятся с театральными художниками, делают сами эскизы костюмов и декораций. Практически учатся накладывать театральный грим.
Основы актерского мастерства. В учебно-образовательном блоке «Основы актерского мастерства» учатся владеть своим телом и голосом: соответствующая пластика, походка, движение; умение говорить громко, четко, литературно правильно. Систематические тренинги на речевой аппарат и на пластику, на психофизику актера - раскрепощают ребят и разрабатывают их навыки и умения работать на зрителя. Систематические тренинги и этюды на психофизику актера, на оценку происходящего, на действие партнера и т. д. постепенно практически позволяют учащимся приобретать актерские навыки.

ТЕМЫ:
1.Театральная игра – игра, воплощенная в жизнь. Театр, его специфика. История театра. Театр – общественное место. Вежливые действия
2. Мастерство актера (тренинги, этюды, репетиции и т. п. )
3. Говорим четко, понятно, громко.
4. Актерская игра – репетиции. Представление. Актер – режиссер. Работа актера над образом.
5 Анализ пьесы и действий.
6 Этюды на заданную тему.
7 Я в «предлагаемых обстоятельствах» автора.
8 Этюды по сказкам.
9 Проявление характера персонажа в общении.
10 Импровизация.
11 Постановочные цеха театра.
12 Экскурсия в театр.
13 Органы речи.
14 Дыхание.
15 Голос.
16 Дикция.
17 Формы речи.
18 Выступление.

Календарно – тематическое планирование. 1 год

тема
пред.
дата
реаль. дата.

1
Сбор коллектива - организационные моменты. Планирование на год. Что такое театр?



2
Виды театра. Виды театральных кукол.



3
Сценическая речь, бытовая. Форма речи. Тренинг речевой.



4
Формы речи. Слушание, как вид речевой деятельности.



5
Игры – упражнения для развития движения губ.
Театральные профессии. Тренинг на речевой аппарат – артикуляция, дикция.



6
Виды театра: драма, музыкальные театры. Речевой тренинг.
Работа актера над собой. Актерский тренинг. Мастерство.



7
Искусство. Вид искусства. Актерский тренинг: речь и пластика. Понятие : «верю - не верю»



8
Дыхание. Правильная осанка – путь к правильному дыханию. Ролевая игра.



9
Диафрагменное дыхание. Упражнение на его развитие.
Голос. Диапазон голоса. Тренинг.



10
Пословицы и поговорки. Ролевая игра



11
Работа над текстом. Чтение по ролям. Дикция. Интонация. Ролевая игра.



12
Актерское мастерство – пластика актера.
Актерское мастерство – я и партнер.



13
Актерское мастерство. Этюды на заданную тему.



14
Работа над текстом – пластика и речь актера. Ролевая игра.
Сказки, стихи. Речевой тренинг.



15
Выразительность речи актера. Просмотр спектакля, его анализ.



16
Психофизика актера. Тренинг: движение и речь.



17
Сценическая речь: полётность голоса, сила голоса. Тренинг



18
Актер – режиссер. Партнерство. Настроение и речь. Тренинг.



19
Логика и последовательность действия актера.



20
Актерское мастерство-внимание, оценка. Я и партнер. Ролевая игра на тему.



21
Внимание и воображение. Тренинг.



22
Приемы релаксации актера. Тренинг. Коллективное сочинение. Ролевая игра на фантазию и воображение.



23
Концентрация внимания. Тренинг на пластику и речь.



24
Логическое чтение текста. Тренинг на артикуляцию. Дикция актера. Речевой тренинг: расслабление мышц гортани.



25
Действие – речь актера. Тренинг: диафрагменное дыхание.



26
Театр – коллективное творчество. Театральные профессии, цеха.



27
Просмотр и обсуждение спектакля. Его анализ.



28
Логическое ударение. Тренинг актера



29
Парные этюды: я и партнер. Тренинг. Работа с текстом. Пауза в тексте.



30
Этюды на взаимодействие с партнером. Работа с текстом.



31
Этюды на взаимодействие с партнером. Работа с текстом.



32
Концентрация дыхания и внимания. Работа с текстом.



33
Речь и пластика. Приспособление актера. Репетиции.



34
Выступление. Анализ выступления. Подведение итогов






Программа разработана на основе программы, методических рекомендации и пособий:
1. Научно – Исследовательского института художественного воспитания Академии Педагогических наук СССР. Уроки театра на уроках в школе. Москва, 1990
2. Челябинского областного института усовершенствования учителей. Стуль М.П. Творческие игры и театрализованные упражнения в школьном классе. Челябинск, 1991;
3. Санкт – Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Корогодский З. Я. Начало. Санкт – Петербург, 1996.
Литература и учебные пособия: 1. Уроки театра на уроках в школе. Программа, методические рекомендации. Академия педагогических наук. Москва, 1991. 2. Творческие игры и театрализованные упражнения в школьном классе. Стуль М. П. Пособие для педагогв. Челябинский институт усовершенствования учителей. Челябинск, 1991. 3. Начало. Корогодский З.Я. С – Петербургский университет профсоюзов. С – Петербург, 1996. 4. Театр. Самодеятельный театр. Репертуар и методика. Москва: «Искусство», 1990 -11 5. Беседы о театре. Брудный Д. Л. Ленинград: «Просвещение», 1983. 6. Из записных книжек. Станиславский К. С.Москва: ВТО, 1986. В 2 – х томах. 7. О технике речи. Петрова Л. А. Москва, 1981. 8. Профессиональная речь актера и режиссера /Словарь/. ГИТИС. Москва, 1989. 9. Литературное наследие. Чехов М. А. Москва: « Искусство», 1986. В 2 –х томах. 10. Мы идем за кулисы. Климовский В. Л. Москва: Детская литература, 1982. 11. С утра до вечера в театре. Макарьев Л. Ф. Ленинград: Детская литература, 1973. Художественная литература для сцены речи: 1. Басни И. Крылова, С. Михалкова, Я. Бжехви, Б. Заходера. 2. Поэзия и проза. 3. Народный фольклер: потешки, пословицы и поговорки, скороговорки. 4. Сказки.































15