Статья по математике на тему: Индивидуальный подход как средство повышения качества преподавания математики.
Индивидуальный подход как средство повышения качества преподавания математики.
Касенова Л.Ж., учитель математики,
ГУ «Средняя школа № 25», г. Астана
Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные знания и умения в жизненных ситуациях.
В настоящее время происходить сокращение времени отведенного на изучение традиционных курсов( в том числе и математики),которое неадекватно изменениям программных требований к уровню усвоения учебных дисциплин. Сложившаяся ситуация осложняется также и наличием противоречия между требованием обучить всех учеников практически на одинаковом уровне и наличием многогранных индивидуальных особенностей , обуславливающих неравномерность усвоения каждым учащимся предлагаемого программного материала.
Госстандарт – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень знания, умения, качества образования. Качество- это не только результат, но и условие и процесс. Результат будет зависеть как от условий, которые будут созданы каждому ученику для развития его склонностей и интересов, так и от качества образовательного процесса. Одним средств обеспечения качества является индивидуальный подход. Индивидуализация обучения математике предполагает «органическое единство индивидуальной и коллективной деятельности школьников».
При организации познавательной деятельности учащихся первостепенная роль принадлежит учителю. Учитель направляет деятельность учащихся, руководствуясь учебными программами. На всех этапах обучения учащихся в условиях классно-урочной формы обучения учитель выступает как руководитель деятельности коллектива и как руководитель познавательной деятельности каждого из учащихся в этом коллективе. Учитель в соответствии с задачами обучения и воспитания сам выбирает совокупность различных приёмов, средств для организации познавательной деятельности учащихся с целью повышения самостоятельности и творческой активности каждого из них.
Задача учителя – организовать процесс обучения таким образом, чтобы у учащихся повышался интерес к знаниям. Возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении. Развивалась самостоятельность в работе, чтобы каждый ученик принимал самое активное участие, работал с полным напряжением своих сил. Так, чтобы самостоятельная работа способствовала более глубокому усвоению программного материала. Выработать более прочные умения и навыки. Развивать разносторонние способности учащихся.
Цели индивидуализации обучения:
Развитие и использование в обучении индивидуальных качеств личности ученика;
Развитие познавательных интересов каждого ученика;
Развитие интеллектуальных способностей и талантов каждого ученика;
Подготовка к сознательному выбору профессии;
Развитие у каждого ученика навыков самостоятельной учебной деятельности.
В связи с этим я как учитель математики хорошо изучаю уровень знаний каждого из своих учащихся. Для решения этой задачи я использую различные виды самостоятельных работ, а так же тестовых заданий.
Цель проверки: выявить
Уровень обучаемости;
Умение самостоятельно работать;
Умение читать с пониманием и нужной скоростью учебный текст;
Способности к сообразительности;
Уровень развития того или иного компонента математического мышления;
Познавательные интересы и т.д.
Базовый уровень знаний определяет возможность дальнейшего качественного усвоения школьного курса. Важно, что учащиеся выполняют задания разного уровня сложности. Это условие является ключевым в определении новых подходов к контролю за уровнем усвоения знаний и умений. Выполнение заданий базового уровня дает возможность учащимся получить оценку «удовлетворительно». Выполнение заданий базового и повышенного – оценка «хорошо». Выполнение заданий базового, повышенного и углубленного уровней – оценка «отлично».
Для урока в режиме уровневой дифференциации характерна уровневая цель:
I уровень - репродуктивный. На этом уровне ученик различает и запоминает содержание учебного материала. Может воспроизвести свои знания в объёме стандартных требований урока.
II уровень- конструктивный. Это уровень запоминания учебного материала , понимания его и умения использовать его в учебной ситуации.
III уровень- творческий. Это уровень понимания учебного материала, умение его воспроизводить и использовать в различных ситауциях, умение выполнить самостоятельную работу творческого характера.
Рассмотрим примеры использования дифференцированных заданий на уроке геометрии по теме «Площади фигур».
I-ый вариант- основной уровень;
II-ой вариант- более сложный уровень;
III-ий вариант- продвинутый уровень.Вариант.
Гипотенуза равнобедренного прямоугольного треугольника равна 3 см. Найдите площадь треугольника.
Найдите площадь правильного треугольника со стороной 6 дм.
Стороны прямоугольника относятся как 8:15, диагональ его равна 34 см. Найдите площадь треугольника.
Вычислите сторону квадрата равновеликого прямоугольнику со сторонами 36см и 4,9 дм.
Вариант
Найдите площадь прямоугольного треугольника, если его катеты относятся как 3:4, гипотенуза равна 25см.
Площадь правильного треугольника равна 33 . Найдите длину его биссектрисы.
Вычислите площадь прямоугольника, если его диагональ равна 13см, а одна из его сторон составляет 513 диагонали.
Стороны параллелограмма 3дм и 52 дм. Угол ,который образует меньшая сторона с высотой, равна 60°. Найдите площадь параллелограмма.
III вариант.Докажите, что в прямоугольном треугольнике произведение катетов равно произведению гипотенузы на высоту к ней.Найдите площадь треугольника.
Найдите площадь правильного треугольника, если радиус вписанной окружности равен 3 см.
Вычислите периметр прямоугольника, если его площадь 375 дм2,а одна сторона составляет 60% другой.
Вычислите площадь прямоугольного треугольника, если гипотенуза его на 0,8 дм больше катета, а другой катет равен 20 см.
Цель уровневой дифференциации- достижение всеми учениками базового уровня подготовки, представляющего собой государственный стандарт образования. А также создание условий для развития у учащихся интереса и их способностей к предмету. В соответствии с этим и контроль должен иметь двухступенчатую структуру. Во-первых, проверка достижении уровня обязательной подготовки, а во-вторых, проверка достижения на повышенном уровне.
Наиболее широкие возможности для проверки знании по теме представляет собой индивидуальная самостоятельная работа, которая проходит в одиночестве и в индивидуальном темпе. Самостоятельная работа учащихся – это такой способ учебной работы, где:
учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения;
работа проводится без непосредственного участия учителя, но под руководством;
выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения.
В ходе самостоятельной работы каждый ученик получает конкретное задание, которое предполагает выполнение определенной письменной работы. Учащимся даются разные задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, а так же путём группировки учащихся внутри класса по различным признакам. Таким образом, индивидуальный подход и дифференциация способствуют повышению обученности учеников и повышению качества знаний.
Список литературы:
Ксензова Г.Ю. «Инновационные технологии обучения и воспитания школьников» Москва,2005
Л.В.Павлова, статья «Формирование учебно-познавательной компететности на уроках математики»
Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. Москва «Просвещение»,2003г