Конспект урока литературы на тему Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина
Тема.
Маша Миронова – идеал нравственности в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Цели.
1.Систематизация изученного материала по образу Маши Мироновой.
2.Раскрыть смысл названия романа.
3.Доказать, что Маша Миронова- идеал нравственности в романе А.С. Пушкина.
Словарная работа.
Нравственность, идеал
Оборудование.
Ноутбук.
Проектор.
Экран.
Фильм «Русский бунт» .
Ход урока.
1. Оргмомент.
Здравствуйте, садитесь.
2.Слово учителя.
- Вот мы с вами и прочитали замечательное произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Мы радовались и переживали вместе с героями романа, увидели эпоху и её ярких представителей. Но у каждого из вас, я думаю, ещё остались вопросы, на которые он хочет получить ответ, узнать мнение одноклассников. Надеюсь, что сегодняшний урок вам в этом поможет.
-Объявление темы урока, цели, запись в тетради.
Тема.
Маша Миронова - идеал нравственности в романе А. С. Пушкина.
Цель.
Доказать, что Маша Миронова- идеал нравственности в романе Пушкина.
3. - В мировой (в частности, русской) литературе женские образы представлены довольно широко. Рассмотрим несколько женских персонажей из русской литературы и укажите их доминирующую черту характера. (Слайды2,3,4)
УЧЕНИКИ отвечают, записывают в тетрадь.
- Да, я с вами полностью согласна. Давайте ещё раз посмотрим, что у вас получилось. (Слайд 5).
- Авот ещё одна цитата. К кому она относится? (Маша ).
- Что общего у Маши с этими героинями и чем она от них отличается?
(Она соединила в себе все эти качества)
- Чтобы нам правильно построить работу, обратимся к словарю и найдём эти определения.
- Какие ключевые слова определяют понятие нравственность?
- Чтобы нам правильно построить работу, обратимся к словарю и найдём эти определения.
- Какие ключевые слова определяют понятие нравственность?
- Соотносятся ли эти черты с тем понятием нравственности, которое мы рассмотрели. Почему? (Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется каждая из героинь, совершая поступки)
В дальнейшем мы убедимся, что практически все писатели в своём творчестве обращались к женским образам. Но у Пушкина отношение к русским женщинам особое. Ему удалось раскрыть лучшие национальные черты характера русской женщины, довести её образ до совершенства, сделать образцом нравственности и добродетели.
Давайте проследим, как раскрывалась личность Марьи Ивановны по ходу повествования, какие обстоятельства повлияли на развитие её характера, помогли ему раскрыться.
4.-Беседа по 3-5 главам(слайд 10).
Первое впечатление рассказчика о Маше.
Описание внешности.
Как вы думаете, она красива?
Какой мы видим Машу?
Какие качества характера проявляются в Маше в отношении к Родителям, к Швабрину?(4 гл.)
Как раскрывается личность Маши в её любви к Гринёву?( Сцена признания в любви. Реакция на письмо отца ) . Патриархальное воспитание, Маша не хотела причинять боль любимому человеку
По ходу ответов учащиеся в тетрадях записывают основные черты характера Маши Мироновой.
-Таким образом, в Маше мы увидели( застенчивость, скромность, естественность,Отсутствие жеманства,Простота и цельность её чувства к Гринёву, бескорыстна в любви,твердый характер)
5. -Но мирной жизни приходит конец, на долю Марьи Ивановны выпадают суровые испытания. (Она становится сиротой и оказывается в плену у Швабрина).
-Какой мы видим её здесь? (12 гл.)
В каком она состоянии?
Как к ней относится Швабрин?
- Я предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма «Русский Бунт», режиссёр …………, снятый в 1999 году по мотивам романа «Капитанская дочка» и «Истории пугачёвского бунта» и после ответить на вопрос:
НА ДОСКЕ
-Почему Пугачёв решил помиловать Машу?
-Какие черты характера проявляют люди, оказавшиеся рядом с ней?
Просмотр фильма
Слайд 11. (Маша- «нравственный индикатор» для этих героев)Запись таблицы в тетрадь.
вывод: рядом с Марьей Ивановной люди проявляют свои истинные черты характера.Это смелая, твёрдая в своих убеждениях девушка.
6. -Казалось бы, конец испытаниям, наша героиня с честью их выдержала. Маша живёт у родителей Гринёва, которые , приютили и обласкали бедную сироту». Именно здесь Гринёв скажет, ядумаю не только от своего имени, но и от имени своих родителей, что нельзя было её узнать и не полюбить».
Что же привлекло родителей Гринёва в Марье Ивановне? (выдержка, разумность, а главное,- искренняя и сильная любовь к их сыну. Именно эта любовь, преданная и жертвенная, помогла Маше пройти ещё одно испытание.
(Арест Гринёва и как следствие – встреча с императрицей)
-Кто вининоват , по её мнению, во всех злоключениях Гринёва? Почему?
Она считает своим нравственным долгом спасти Гринёва, поэтому едет в Петербург и встречается с императрицей. Именно в этом эпизоде мы можем видеть наивысшее развитие характера Маши Мироновой . Я предлагаю вам инсценировку данного Эпизода, а затем его проанализировать
Инсценировка.
-Какой Маша предстаёт в этом эпизоде?
-Какие стороны характера Маши Мироновой раскрываются в нём?(Энергичная, смелая,ответственная за своего любимого человека, бескорыстно и преданно любящая Гринёва, готовая на любые жертвы ради любимого человека.)В тетради
7.-Тихая, робкая капитанская дочка стала победительницей в сложнейших жизненных ситуациях. Её образ несомненно привлекает Пушкина. Поэтому в качестве эпиграфов к главам. Относящимся к Маше , он выбирает прекркасные русские песни.
- Что они добавляют к образу Маши Мироновой? (это одно из средств поэтизации)
8. Вывод:
Образ какого героя можно опоэтизировать? (достойного , неординарного, который является идеалом)
-А теперь посмотрите на весь материал, собранный по нашей героини, искажите, каким идеалом она является?(нравственным)
(Честность, нравственность, чистота-основные черты характера МИ. Именно поэтому поевесть носит название «КД
- Можете ли вы назвать Машу нравственным идеалом современной девушки?
9. Д/з Творческая работа «Согласны ли вы, что Маша Миронова- идеал нравственности в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ?»