Слово и мысль. Работа над языком в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».


Слово и мысль.
Работа над языком в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Указать во 2-ом отрывке слово, синонимичное выделенному в первом.
Определить, как они различаются по эмоциональной окраске.
Указать, возможно ли употребление второго слова в любом тексте.
На другой день поутру я только что стал одеваться, как дверь отворилась и ко мне вошёл молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым.
Необыкновенная картина мне представилась: за столом, накрытым скатертью и установленным штофами и стаканами, Пучачёв и человек десять казацких старшин сидели, в шапках и цветных рубашках, разгорячённые вином, с красными рожами и блистающими глазами.
Выделить в предложениях левого и правого столбцов обстоятельства, относящиеся к глаголом высказывания.
Определить, являются ли они синонимичными.
1.- Швабрин сказал тебе правду, - Комендант, изнемогая ототвечал я с твёрдостью. раны, собрал последние силы
и отвечал твёрдым голосом:
«Ты мне не государь, ты
вор и самозванец, слышь
ты!»
- И охота была не слушаться, - - Бога ты не боишься,
говорил он сердито, - воротился разбойник! – отвечал ему
бы на постоялый двор, Савельич сердитымнакушался бы чаю, почивал голосом.
бы себе до утра, буря б утихла,
отправились бы далее.
Государыня ласково к ней - Извините меня, -
обратилась, и Марья Ивановна сказала она голосом ещё
узнала в ней ту даму, с которой более ласковым, - если я
так откровенно изъяснялась она вмешиваюсь в ваши дела.
несколько минут тому назад.
Скажу вкратце, что сия Я встал и, в короткихосада по неосторожности словах описав сперва
местного начальства была Пугачёва и шайку его,
гибельна для жителей, которые сказал утвердительно, что
претерпели голод и всевозможные самозванцу способа не было
бедствия. устоять противу правильного
оружия.
Пугачёв весело со мною Лицо самозванца
поздоровался и велел мне изобразило довольноесадиться с ним в кибитку. Самолюбие. «Да! – сказал он
весёлым видом. – Я вовсю
хоть куда!»
3. Указать, какие наречия и деепричастия соответствуют по значению выделенным сочетаниям.
Построить предложения, включая в них синонимичные наречия и деепричастия.
О б р а з е ц Смотрел с недоумением – смотрел недоумевая;
Сказал с огорчением – сказал огорчённо.
«Где же крепость?» - спросил я с удивлением.
Он с большой весёлостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба.
Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом.
Иван Игнатьевич выслушал меня со вниманием, вытараща на меня свой единственный глаз.
Старый башкирец молчал и глядел на коменданта с видом совершенного бессмыслия.
- Ради бога! где Марья Ивановна? – спросил я с неизъяснимым волнением.

Указать в данных предложениях слова с устаревшим произношением.
Как звучат эти слова в наше время.
Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло – русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё так и горели.
Иван Игнатьевич отправился за башкирцем, который сидел в анбаре под ключом у комендантши, и через несколько минут невольника привели в переднюю.
- Каков мошенник! – воскликнула комендантша. – Что смеет ещё нам предлагать! Выйти к нему навстречу и положить к ногам его знамёна!
Указать, какие значения имеют выделенные слова в романе.
Определить, с каким значением они употребляются в наше время.

Мне приснился сон, которого никогда не мог я забыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства.
Несмотря на предсказания, башкирцы не возмущались. Спокойствие царствовало вокруг нашей крепости. Но мир был прерван внезапным междоусобием.
Я находился в том состоянии чувства и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных виденьях первосонья.