Выступление на педагогической конференции Использование современных педагогических технологий на уроках географии.

Использование современных педагогических технологий на уроках географии.
(Из опыта работы учителей географии Машталер Е.И., Тарасенко И.В.)

Наша педагогическая деятельность направлена на решение педагогической идеи – создать образовательную среду, в которой могли бы сформировать личность ученика и учителя, нацеленные на гармоничные отношения с природой и другими людьми , с самим собой. На первом плане стоит задача по формированию и развитию у ребенка устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности. Помогает повысить мотивацию различные педагогические технологии.
Технология обучения– системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
К современным образовательным технологиям относят:
1.Развивающее обучение
2.Разноуровневое обучение;
3.Информационно-коммуникативные технологии;
4.Технологию использования в обучении игровых методов;
5.Технология смыслового чтения.
6.Здоровьесберегающие технологии
1.Технологии развивающего обучения
Система развивающего обучения Л.В. Занкова,
Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова,
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов),
Личностно- ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская).
По мнению ученых-методистов чьи имена мы упомянули в основе технологии развивающего обучения лежит творческий, оригинальный подход, требующий активной поисковой деятельности, что должно опираться на личностно-деятельный подход. Возьмем, к примеру, тему «Климат», для этого задаем классу вопрос: где может пригодиться изучаемая тема? Какие сферы производства напрямую зависят от климата? Везде ли в нашей стране одинаков климат? Какие показатели характеризуют климат? После, ученики индивидуально и в парах пытаются найти ответ, затем поочередно доказывают, что изучаемый материал имеет большую ценность. При использовании можно применять кроссворды, сочинение на тему: « Я хотел бы побывать», разработка маршрута, «Здесь я был», заочные путешествия, викторины, карточки и задания. Примерами таких заданий могут быть при изучении темы «Географическое положение Северной Америки». Предлагаем задания: c помощью карты определите крайние точки материка Северная Америка и их координаты, результаты запишите в таблицу. (Слайд №5)
Вам предстоит совершить плавание вокруг материка Северная Америка по морям и океанам, омывающим материк. Запишите в таблицу все моря и океаны, омывающие Северную Америку. (Слайд №6).
При изучении темы «Политическая карта» в 5 классе предлагаются следующие задания. Определите крупные по площади страны мира и в какой части света находятся. (Слайд №8)
Расположите параллели в зависимости от количества стран, которые они пересекают.
1-Северный тропик
2-Южный тропик
3-Северный полярный круг
4-Южный полярный круг
Вставьте пропущенные слова в следующие предложения:
Параллель 0o пересекает страны: Колумбию, Бразилию, Кению, Индонезию.
Северный тропик и меридиан 100o з.д. пересекаются на территории Мексики.
Япония находится восточнее Казахстана
Австралия находится южнее Японии.
Расположите страны по мере убывания численности населения.
1-Китай
2-Индия
3-США
4-Индонезия
5-Бразилия
Проблемное обучение
Проблемное обучение - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Результат проблемного обучения:
Творческое овладение знаниями, навыками, умениями;
Развитие мыслительных способностей
Технология проблемного обучения используем для определения учащимися темы урока. Предлагаем посмотреть ряд слайдов и определить тему урока.
А можно мотивацию предложить словесно. (7 класс Географическое положение Северной Америки.)
Мы продолжаем изучать материки, совершая путешествия по карте мира,руководствуясь словами: Есть два разряда путешествий,Один пускаться с места вдаль,Другой сидеть себе на месте,листая старый календарь!
- Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту загадочного плавания на один из материков земного шара. А под картой было написано письмо:
"Я знаю, что существование такого пути может быть доказано на том основании, что Земля - шар. Тем не менее, чтобы облегчить предприятие, я решился изобразить новый путь на морской карте. Отправляю Его Величеству карту, сделанную мною собственноручно. На ней изображены Ваши берега и острова, откуда Вы можете плыть непрерывно к западу; и места, куда Вы прибудете; и как далеко Вы должны держаться от полюса или от экватора; и какое расстояние Вы должны пройти, чтобы достигнуть стран, где больше всего разных пряностей и драгоценных камней. "
- Кто из путешественников мог написать такое письмо в конце 15 века? (Христофор Колумб)
- К какому открытию привело путешествие Х.Колумба в 1492 году? (Открытию Америки)
Примеры заданий, применяемых на уроке, направленных на достижение предметных результатов:
«Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?»
«Хотя реки в Средней Азии – источник жизни, поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, тем не менее, уходило от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам. Как объяснить этот факт?»
Методические приемы создания проблемных ситуаций
подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
сталкивает противоречия в практической деятельности;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
ставит конкретные вопросы; определяет проблемные теоретические и практические задания;
ставит проблемные задачи.

2.Технология уровневой дифференциации
Типы уроков:
1- урок общего разбора темы .
2-комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся,
3- уроки обобщения и систематизации знаний (тематические зачты),
4-уроки межпредметного обобщения материала,
5-уроки- практикумы. Разноуровневые задания для учащихся.
3. 33333Компьютерные технологии обучения
Цели:
формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей,
подготовка личности «информационного общества»,
дать ребнку так много учебного материала, как только он может усвоить,
формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Главная особенность методик компьютерного обучения заключается в том, что компьютерные средства являются интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог.
Данная технология применяется на каждом уроке. Для этого на каждом этапе урока используется электронный учебник, Интернет, презентации.
4.Игровые технологии обучения
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью е изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Выполняемые функции:
психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
психотерапевтические, помогая ребенку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;
технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.
5.Технология смыслового чтения
Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.
Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
II этап. Работа с текстом во время чтения
III этап. Работа с текстом после чтения
Общие примеры работы с текстом.
1. Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк. Правила написания синквейна:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Дети используют различные источники информации. 
2.Чтение про себя с пометками. Отметьте в тексте значками:
++ соответствует тому, что знаю;
– – противоречит тому, что знаю;
?? надо обсудить;
С какими суждениями вы согласны после прочтения текста.
6.Здоровьесберегающие технологии
Направлением руки показать стороны горизонта ;
повышение температуры, изменение атмосферного давления (показать направлением руки)
физкультминутка


Список литературы:
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
2. Баринова И.И., Лобжанидзе А.А. Профессиональная компетентность учителя географии / География и экология в школе XXI века. – 2010.
3. Примерные программы по учебным предметам. География 6 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010.  (стандарты второго поколения).
4. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].




15