ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЕНТ ПО ПРЕДМЕТУ ГЕОГРАФИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ШЫМКЕНТ
ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР
Подготовил:
Учитель географии школы-лицей № 23
Чикризов Е. С.
г. Шымкент,
29 октября 2015 год
«ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЕНТ ПО ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ»
Учитель: Чикризов Евгений Сергеевич
школа-лицей № 23 имени Космодемьянской, г. Шымкент
Исходя из диктуемых современностью условий, очевидным становится, что формирование государственной системы объективного контроля качества образования является одной из актуальных задач, стоящих перед обществом и государством. В этой связи, к числу важнейших вопросов современной государственной политики в области образования относится обеспечение государственных гарантий реализации конституционных прав граждан на образование. И, прежде всего, обеспечение равного доступа молодых людей к полноценному образованию. Приём в высшие учебные заведения страны, начиная с 1999 года, осуществляется по новой модели, состоящей из трёх этапов (ЕНТ, конкурс сертификатов, зачисление на основе свидетельств государственных образовательных грантов). С 2004 года в нашей республике, согласно Постановлению Правительства Республики, Казахстан «О введении единого национального тестирования», проводится ЕНТ, которое совмещает итоговую государственную аттестацию выпускников организаций среднего общего образования и приёмные экзамены в средние профессиональные и высшие профессиональные учебные заведения.
Как показывает практика, предмет «география» является одним из самых востребованных предметов по выбору при Едином национальном тестировании. Содержание предлагаемых тестов проверяет знание по следующим аспектам:
как форму, наиболее объективно отражающую и объясняющую закономерности эволюции Земли;
природных объектов Земли, отражающих её структуру и пространственную закономерность;
процессов и явлений на Земном шаре.
Именно поэтому, для успешной сдачи ЕНТ учащиеся должны показать достаточно глубокие и целостные знания по следующим разделам учебной программы:
об окружающей природе;
общей экономико-географической характеристике мира;
населении Земли и природе;
развитии науки географии;
природе, населении и хозяйстве Казахстана;
месте Казахстана в мировом рынке; глобальных проблемах человечества;
современном мировом хозяйстве.
При кажущейся относительной лёгкости предмета географии по сравнению с математикой, физикой, химией, комплексное тестирование показывает, что при ответе на вопросы по географии учащиеся испытывают большие затруднения и проблемы. И здесь можно выделить несколько причин данного явления:
Учащиеся отвечают на вопросы ЕНТ по географии за весь школьный курс с 6-го по 11 класс и вопросы курсов физической географии 6 класса, географии материков и океанов курса 7-го класса уже основательно забыты и трудны для точного и правильного ответа.
Тестирование перегружено мелкими деталями и вопросами, а многие главные вопросы на знание географических закономерностей и явлений не представлены в тестировании.
Учащиеся слабо владеют пространственными представлениями по географической карте, картографическими знаниями, а вопросов на знание карты в ЕНТ достаточно много;
Многие учащиеся нацелены только на повторение тестовых заданий, но не считают нужным повторять теоретический материал, поэтому при незначительном изменении тестовых заданий ученик не может найти правильный ответ;
Большая часть времени при ответе на тестовые задания ЕНТ отводится учеником на математику, историю Казахстана, казахский язык, а на географию обычно остаётся 10-15 минут времени при тестировании.
Однако, специфика проблемы намного глубже. Ответственность за подготовку и результаты ЕНТ должна одинаково лежиться на всех участниках образовательного процесса, а не только на учителе-предметнике. Наиболее удачная модель должна выглядеть следующим образом: УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК – РОДИТЕЛИ. Но – на практике – часто оказывается, что по окончании ЕНТ ответственность перекладывается на плечи учителя-предметника.
Исходя из вышеперечисленной совокупности проблем и специфики подготовки к ЕНТ по географии, учителями географии должны разрабатываться собственные методики и приёмы, помогающие ученикам успешно сдать единое национальное тестирование.
Исходя из собственной практики, предлагаю своё поэтапное видение решения данной проблемы:
Подготовка к ЕНТ должна начинаться с анализа ошибок прошлогоднего экзамена и составления Плана по подготовке к ЕНТ
Выявление детей, выбирающих пятым предметом «географию»
Проведение разъяснительной работы
Наладить систему взаимодействия: УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК – РОДИТЕЛИ
НА этом этапе важно обратить внимание, на то, что традиционаая система при которой учителям географии школ для учащихся 11-х классов по подготовке к ЕНТ рекомендуется проведение консультаций по географии, где с помощью разных форм подготовки: лекций, семинаров, лекций с элементами практикума, семинаров с элементами лекции, практикумов, в современных условиях оказывается устаревшей и нуждается в замене, на такую, при которой учащимися более глубоко усваивается программный материал по географии 6-11 классов или 6-9 классов, а для непосредственной подготовки к ЕНТ по географии школьникам рекомендуется использовать учебные пособия:
География Казахстана. Справочник школьника.8-9 класс. Составитель. Смайлов, Алматы, издательство «Арман-ПВ», 2005 год
БейсембаеваМ. Б.Тематические тесты по географии 6-9 класс. – Алматы: «Атамура», 2007 год.
Абилкасымов В. О. География Казахстана в таблицах и рисунках.Алматы,И.Д «Таймас», 2006 год
Бейсенбаева М. Б., Котяхова Г.М., Ларионова Г.С. Сборник тестовых заданий по географии,8 класс,Келешек-2030, 2008 год
Бейсенбаева М. Б., Котяхова Г. М. Сборник тестовых заданий по географии 9 класс (для подготовки к ПГК), Келешек-2030,2007 год
В организации учебно-воспитательного процесса используются информационные технологии -электронные учебники по курсам географии 8-9 класс:
Работа учащихся по электронному пособию: «Экономическая и социальная география Казахстана», Алматы,2007 год
Электронное пособие «Физическая география Казахстана», Алматы, 2007 год
Бирмагамбетова А., Мамырова К. Физическая география: учебник для 6-го класса общеобразовательной школы,,Алматы,Атамура,2006 год
Бейсенова А.С. и др. География. Материки и океаны: учебник для 7-го класса общеобразовательной школы,Алматы,Атамура,2007 год
Бейсенова А.С.,Карпеков К.Физическая география Казахстана:учебник для 8 класса общеобразовательной школы,Алматы,Атамура,2004 год;
Е. А.Ахметов, Н. Н. Карменова, Ш. Ш.Карбаева, Б. К. Асубаев.Экономическая и социальная география Казахстана, Алматы, издательство «Мектеп», 2005 год;
Изменение планирования урока, на котором одинаковое время уделяется и ученикам, сдающим географию на ЕНТ, и ученикам не сдающим географию. Такой урок должен учитывать следующие составляющие:
А) Ведущим средством обучения при подготовке к ЕНТ по географии остаётся учебник.
Работа учащихся с учебником должна реализовываться исключительно через приёмы учебной деятельности, которые отличаются разнообразием и спецификой в зависимости от используемого структурного компонента и должна осуществляться по следующими основным правилами:
изучение нового курса географии надо начинать со знакомства с учебником;
при обучении приёмам работы с ним нужно учитывать уровень предшествующей подготовки учащихся;
обучение приёмам необходимо осуществлять поэтапно;
важно научить учащихся приёмам работы со всеми компонентами учебника: с каждым в отдельности и в разных сочетаниях.
Б) Объективно важно с самого начала научить учащихся правильно ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, планами-схемами разделов, видеть всю его структуру. Так анализ текста, работа с картой, статистикой, рисунками, фотографиями, тестами должны быть ключевыми приёмами, применяемые на разных стадиях учебного процесса: при изучении нового материала, закреплении, проверке и коррекции знаний и умений.
Большое значение для успешной подготовки к ЕНТ по географии имеет выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке. Необходимо опираться на перечень базовых знаний и умений по географии, озвученных в Программе по географии.
В) Кроме того, важной частью подготовки является рекомендуемая учебной программой географическая номенклатура. Её изучение должно преследовать следующую цель: прочно закрепить в памяти учащихся определённый минимум названий географических объектов, правильное их написание и размещение на карте.
Г) Обязательной при подготовке к ЕНТ является и работа со статистическим материалом. Статистика используется для формирования у школьников:
научных понятий экономической и социальной географии;
необходимых количественных представлений;
умения пользоваться абсолютными и относительными показателями;
навыков работы с графическими средствами обучения – диаграммами, графиками.
Любопытно, что опыт показывает, что применение цифр в учебном процессе даёт хорошие результаты, если учитель:
свободно ориентируется в статистике, постоянно обновляет её;
тщательно отбирает цифровые показатели, округляет их и включает в учебный процесс только в случае действительной необходимости;
владеет приёмами работы со статистическими данными;
широко использует таблицы при опросе учащихся;
организует дозированное выполнение упражнений и практических заданий;
умеет преподносить цифры так, чтобы они были понятны учащимся.
Учителю же, в этих условиях, необходимо выделять для учащихся при подготовке к ЕНТ и ПГК ключевые цифры, перечень которых устанавливается непосредственно учебной программой. Это и размеры территории, и протяжённость морских и сухопутных границ, и общая численность населения, и плотность населения, и уровень урбанизации, и состав населения Казахстана, и современная статистика рождаемости, смертности и естественного прироста, и доля городского населения, пашни, ТЭС, ГЭС; число экономических районов, областей, АЭС, и годы создания природоохранных территорий Казахстана, и площади материков, и величины радиуса Земли и протяженности экватора, и площади поверхности Земли, и поверхности Мирового океана, суши и тому подобные сведения.
Д) Помимо этого, важной составляющей при подготовке к ЕНТ по географии является работа с картографическими и другими иллюстративными материалами.
В учебных программах географии 6-9, 10-11 классов учитель формирует у школьников приёмы и навыки работы с картами. 9-11 классу у учащихся уже должны быть сформированы навыки и умения «чтения» карты, создания по географическим картам зрительного образа местности.
Подготовка к ЕНТ проверяет выполнение школьниками триединой дидактической задачи - понимать, читать и знать карту.
Понимать карту - значит усвоить основные свойства и особенности разных видов карт, их легенду и приёмы использования.
Читать карту - значит уметь выяснять географическую действительность по её картографическому изображению. Это умение вырабатывается в результате многократных упражнений.
Знать карту - значит представлять по памяти взаимное расположение, относительные размеры, форму и названия изучаемых объектов. Знание карты опирается на её понимание и умение читать, а формируется в процессе изучения географической номенклатуры.
Важнейшими приёмами работы с картографическим материалом является визуальный анализ и описание по картам.
С их помощью устанавливаются наличие, свойства, особенности размещения, взаимосвязи и динамика объектов и явлений. Они включают также элементы сравнения, группировки, определения количественных характеристик, составления или заполнения таблиц, схем, а завершаются оцениванием рассматриваемых явлений и процессов, формулированием выводов. В результате у школьников должен сформироваться зрительный, картографический образ изучаемой действительности. Эффективный результат обучения будет гарантирован, если использовать принципы развивающего обучения, как:
обучение приемам учебного труда
формирование положительной мотивации
работа на основе диагностики
самоконтроль
общее развитие учащихся на основе формирования умственной деятельности
6. Регулярно проводить мониторинг знаний и диагностику наиболее часто встречающихся ошибок, «западающих» звеньев в системе географических знаний девятиклассников за курсы географии 6-9,10-11 класса
7. Определение отстающих (организация, курсов, дополнительных занятий)
8. В кабинете географии оформить уголок по подготовке к ЕНТ по географии для 11-х классов; завести папки мониторинга подготовки к ЕНТ по географии , папки с тестовой базой данных ЕНТ разных лет, методическую литературу.
9. Школьникам рекомендуется предоставить электронные версии тематических тестовых заданий по курсам географии 6-9, 10-11 класса, разработанные учителем географии; проходить онлайн тестирования
10. Рекомендуется осуществлять психологическую поддержку школьников 11-го класса по подготовке к ент по географии, где непосредственно учитель географии работает в объективном сотрудничестве со школьной психологической службой.
В заключении, хотелось бы обратить особое внимание на моменты, которые часто ускользают от нащего внимания, в то время как их понимание крайне необходимо для правильной организации подготовки к ЕНТ:
* Подготовка к ЕНТ осуществлется всеми учителями географии школы, а не только лишь работающим в 11 классе
* желательно, чтобы учитель проработал во всех классах: с 6 по 11 класс
* учитель может что-то забыть, но всегда должен знать, где это можно найти
* подготовка должна начинаться не в 11 классе, а в 6 и инициироваться учителем
Подготовка к ЕНТ должна развивать функциональную грамотность
* Должен быть налажен тесный контакт с учителем, ведущим курсы
Подобная системная работа рассчитана на полную отдачу и обязательную заинтересованность в результате как со стороны учителя, так и со стороны ученика и его родителей. А её конечным результатом должна оказаться успешная сдача ЕНТ.
ЕНТ – 2015- 2016
ДОКЛАД
«ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ
К ЕНТ ПО ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ»
15