Статья на тему Деятельность педагога-психолога по развитию креативности младших школьников посредством мозгового штурма
Деятельность педагога-психолога по развитию креативности младших школьников посредством мозгового штурма
Современные руководители, работодатели, педагоги требуют от своих коллег, сотрудников, учеников творческого подхода, находчивости, разносторонности, новаторства, иными словами креативности. На страницах современных газет систематически мелькают заголовки «новое изобретение», «решение проблемы найдено», «новейшие модели…» и т. п. Отсюда становится очевидным, что креативность современного человека следует признать одной из существенных частей его интеллекта, а задачу развития креативности – одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Как говорил Э. П. Торренс, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, поиску их решений на основе выдвижения гипотез, проверке и изменению гипотез, а также, по формулированию результата решения. Разработано множество упражнений, с помощью которых можно развить креативность, одним из которых является мозговой штурм, когда от участников требуется генерировать как можно больше разнообразных решений предъявленной проблемы. Предположив, что при использовании педагогом-психологом мозгового штурма развитие креативности младших школьников будет более эффективным мы провели соответственное исследование по развитию креативности младших школьников, основываясь на возрастных особенностях данного возраста, их природной активности и любознательности с помощью мозгового штурма, когда от участников требуется генерировать как можно больше разнообразных решений.
Для решения поставленных задач нами использовался комплекс адекватных проблеме исследования методов, включающий теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, тестирование, беседу, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), качественный и количественный анализ эмпирических данных, методы математической статистики (критерий Фишера). В качестве психодиагностических методик использовались: адаптированная методика «Завершение картинок» Э. П. Торренса, тест опросник на выявление уровня креативности Г. Девиса, «Тест идей».
Анализируя особенности проведения мозгового штурма следует отметить, что при его проведении педагог-психолог в первую очередь должен основываться на двух главных принципах: принцип синергии и принцип запрета остановки генерации идей субъективной оценкой, а также владеть методикой его проведения. Проводя исследование мы пришли к выводу, что знание и соблюдение педагогом-психологом главных принципов, правил, достоинств и недостатков, а также методологии мозгового штурма, даст возможным преодолеть стереотипы в мышлении и разрушить коммуникативные барьеры, т.е. обеспечит процесс генерации идей без критического анализа и обсуждения, что и является основой развития креативности.
Исследование проводилось на базе МОУ «СОШ №40 с УИОП» г. Воркуты во 2 – х классах и реализовывалось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента. В исследовании приняли участие 60 обучающихся. Диагностика, проведённая на констатирующем этапе эксперимента по методикам изучения уровня развития креативности показала, что некоторые испытуемые имели недостаточный уровень сформированности креативности. При организации формирующего этапа эксперимента было проведено 12 коррекционно-развивающих занятий, которые включали мозговой штурм, как основное средство развития креативности. Наши занятия проводились 3 раза в неделю от 30 до 45 минут с детьми, предварительно разбив их на группы по 10 человек в соответствии со списком. Занятия проводились с каждой группой во внеурочное время в соответствии с методикой, предложенной Алексом Осборном и адаптированной нами в соответствии с целями и задачами Программы. Вопросы мозговой атаки были подобраны с учётом возрастных особенностей детей, которые требовали от ребёнка активизации творческого мышления (Как проникнуть в комнату, не открывая дверей? Как очистить ковёр без пылесоса? Как пройти по мокрому полу не оставив следов? Чем можно разрезать торт, если под рукой нет ножа? И др.). Дети были вовлечены в содержательную, активную деятельность. Занятия были интересны детям, прежде всего своей направленностью на результат. Желание достичь результата на основе имеющихся знаний и умений заставляли детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность, творческую активность.
Для оценки эффективности проведённого исследования и проверки нашего предположения был проведён сравнительный анализ данных до и после профилактической работы воздействия. Для этого были использованы методики констатирующего эксперимента. По результатам теста креативности Э. П. Торренса высокий уровень развития по критерию беглости в экспериментальной группе повысился на 13,4%, по критерию оригинальности мышления – на 3,3%, по критерию разработанности ответов – на 30,0%, по критерию гибкости ответов – на 13,3%. По результатам опроса методики Г. Девиса уровень развития креативности в экспериментальной группе повысился на 23,3%. По результатам опроса методики «Тест идей» - на 26,7%.
Результаты диагностики контрольного этапа эксперимента, а также, проведённый метод математической статистики с использованием критерия Фишера позволили сделать вывод, что при использовании педагогом-психологом мозгового штурма развитие креативности младших школьников будет более эффективным.