Перспективный план по ОО «Речевое развитие» в средней группе


Перспективный план по ОО «Речевое развитие» в средней группе
Литература:
О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду»
Н.В. Гербова «Занятия по развитию связной речи в детском саду»
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет»
Э.П. Короткова «Обучение рассказыванию в детском саду»
Сентябрь 1 неделя
Сентябрь 2 неделя
Сентябрь 3 неделя
Сентябрь 4 неделя


Описание детьми внешнего вида друг друга.
Цель: учить детей составлять описания внешнего вида друг друга, одежды (цвет, отделка); учить образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать и др.; дать детям представление о том, что звуки в словах идут друг за другом в определенной последовательности.



Лит-ра: Ушакова, стр. 95
Рассказ из личного опыта. Д/и «Устроим кукле комнату ».
Цель: Связная речь: учить детей высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем; учить правильно называть предметы мебели, познакомить с их назначением; уточнить понятие «мебель»; учить понимать и правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед; активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения.
Лит-ра: Ушакова, стр. 80
Составление рассказа по картине «Осень»
Цель: учить детей составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем; словарь: учить подбирать определения к словам осень, краски, раскрасила; продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук.





Лит-ра: Гербова Н.В, стр 137
«Кто работает в детском саду?»
Цель: расширить и уточнить знания детей о труде сотрудников дошкольного учреждения, показать взаимосвязь между разными видами труда, упражнять в образовании глаголов с приставками.








Лит-ра: Гербова В.В.,стр.18


Октябрь 1 неделя
Октябрь 2 неделя
Октябрь 3 неделя
Октябрь 4 неделя


Описание игрушки.
Цель: учить детей составлять короткий описательный рассказ по игрушке; учить ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательных с существительными в роде; образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным и увеличительным значением; учить детей слышать и правильно произносить звук ш, изолированный, в словах и фразах; правильно регулировать темп и силу голоса; учить подбирать слова, сходные по звучанию.
Лит-ра: Ушакова, стр. 84
Д/и «Чудесный мешочек».
Цель: закреплять умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и др. качества; уточнить представление детей об овощах; правильно классифицировать овощи; продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов, выделять на слух звуки в словах, находить слова, сходные по звучанию


Лит-ра: Ушакова, стр. 102
Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд».
Цель: учить детей пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный им на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей; упр. детей в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных; закрепить представления о значении терминов «слово», «звук», учить сам-но подбирать слово со звуком с.



Лит-ра: Ушакова, стр. 89
Д/и «Чудесный мешочек».
Составление загадок.
Цель: закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах; учить детей согласованию сущ, прилагательных и местоимений в роде; произносить чистоговорку отчетливо в разных громкости и темпе.






Лит-ра: Ушакова, стр. 113



Ноябрь 1 неделя
Ноябрь 2 неделя
Ноябрь 3 неделя
Ноябрь 4 неделя
Ноябрь 5 неделя

Рассказывание по набору игрушек. д/и « Похвалялись звери».
Цель: учить детей по набору игрушек составлять короткий рассказ вместе с воспитателем; развивать диалогическую речь; учить понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов; грамматика: учить использовать в ответах на вопросы воспитателя сложноподч. и простые распр. предложения; учить выделять и четко и правильно произносить звук ч в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук,

Лит-ра: Ушакова, стр. 93
Д/и «Петрушка, угадай мою игрушку»
Цель: учить детей описывать предмет не называя его; развивать диалогическую речь, учить задавать вопросы и отвечать на них; активизировать в речи детей глаголы, прилагательные; грамматика: упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенных падежах; продолжать знакомить с термином «слово »,



Лит-ра: Ушакова, стр. 79
Рассказывание по картине «Куры»
Цель: учить детей составлять короткий описательный рассказ по картине «Куры»; учить сравнивать петуха и курицу (по внешнему виду); закрепить умение самостоятельно подбирать слова, сходные по звучанию.







Лит-ра: Ушакова,108
Игра в прятки
Цель: учить детей при описании игрушки называть ее признаки, действия, связывать между собой предложеня, закреплять умение соотносить названия животных с названиями их детенышей, упражнять в использовании форм ед. и мн.числа существительных, формировать представление о предлогах за, под ,на, в, навыки их применения в речи; отрабатывать навыки правильного произношения звуков с, сь, изолированных в словах и фразах.
Лит-ра: Ушакова, стр.71
Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
Цель: Связная речь: учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей; грамматика: учить детей пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных, употреблять форму повелительного наклонения глаголов.




Лит-ра: Ушакова, стр. 76

Декабрь 1 неделя
Декабрь 2 неделя
Декабрь 3 неделя
Декабрь 4 неделя


Рассказывание по картине
«Таня не боится мороза ».
Цель: учить детей составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем; словарь: учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинки; ЗКР: продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук.
Лит-ра: Ушакова, стр. 92
Называние действий и качеств предметов.
Цель: развивать диалогическую речь, учить детей самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них; активизировать в речи детей слова, обозначающие качества и действия предметов, учить подбирать точные сравнения; учить вслушиваться в звучание слов, выделять в словах заданный звук.
Лит-ра: Ушакова,77
Рассказывание по картине «Ежи»
Цель: закрепить навыки целенаправленного рассматривания картины; учить логично и последовательно строить описание, задавать вопросы; воспитывать навыки культурного общения.



Лит-ра: Гербова В.В., стр.33
Рассказывание « Новогодний подарок Деда Мороза»
Цель: формировать умение у детей составлять рассказы на темы из личного опыта, руководствуясь планом и образцом.






Лит-ра: Гербова В.В.,стр.84


Январь 1 неделя
Январь 2 неделя
Январь 3 неделя
Январь 4 неделя
Январь 5 неделя





















Д/и «Узнай по описанию», «Чего не стало? ».
Цель: Связная речь: учить детей составлять описание игрушки, называя ее характерные признаки; грамматика: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных;
ЗКР: закреплять представление о том, что слова звучат, состоят из звуков, что звуки в слове разные; умение самостоятельно заканчивать слово (определять последний звук), названное воспитателем.

Лит-ра: Ушакова, стр. 112
Пересказ украинской народной сказки «Рукавичка»
Цель: учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, используя метод моделирования, Связная речь: учить детей пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный им на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей; грамматика: упражнять детей в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных; ЗКР: учить самостоятельно подбирать слово со звуком м.
Лит-ра: Ушакова, стр. 76
Описание предметов и игрушек. Отгадывание загадок.
Цель: продолжать учить детей описывать предметы; упражнять в образовании форм глагола хотеть; закреплять правильное произношение звуков л, ль, в изолированном виде, в словах и фразах, учить выделять этот звук в речи; закреплять умение интонационно выделять заданный звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Лит-ра: Ушакова,стр.106

Февраль 1 неделя
Февраль 2 неделя
Февраль 3 неделя
Февраль 4 неделя


Описание и сравнение кукол
Цель: учить детей описывать и сравнивать кукол: правил ьно называть наиболее характерные признаки, строить законченные предложения; активизировать в речи прилагательные; учить пользоваться словами с противоположным значением, закрепить представление о понятии «мебель»; развивать выразительность речи.





Лит-ра: Ушакова,85.
Рассказывание по картине
«Кошка с котятами».
Цель: Связная речь: учить детей составлять рассказ по картине вместе с воспитателем и самостоятельно; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины); словарь и грамматика: учить соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей; активизировать в речи детей слова, обозначающие действия (глаголы).


Лит-ра: Ушакова, стр. 69
Пересказ рассказа Н. Калининой « Помощники».
Цель: учить детей пересказывать текст рассказа, замечать несоответствия с текстом в пересказах товарищей; закрепить умение образовывать слова – названия предметов посуды по аналогии; обратить внимание детей на несхожесть некоторых названий; закреплять представления детей о звуковом составе слова, об определенной последовательности звуков; учить самостоятельно подбирать слова с определенными звуками (с, ш).
Лит-ра: Ушакова, стр. 105
Чтение А. Митяев «Почему Армия родная»
Цель: уточнить представления детей об армии, объяснить смысл выражения «армия родная»











Лит-ра: Гербова В.В.,94





Март 1 неделя
Март 2 неделя
Март 3 неделя
Март 4 неделя
Март 5 неделя

 Рассказывание по картине
«Собака со щенятами».
Цель: подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта ( по аналогии с содержанием картины); учить детей правильно образовывать формы родительного падежа существительных; активизировать в речи детей глаголы.



Лит-ра: Ушакова, стр. 82
Рассказывание по картине «Мать моет посуду».
Цель: Связная речь: учить детей составлять рассказ по картине « Мать моет посуду»; грамматика: закрепить умение образовывать имена существительные – названия посуды; ЗКР: закрепить произношение звука щ, представление о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.


Лит-ра: Ушакова, стр. 99
Пересказ Л. Толстого «Пришла весна, потекла вода»
Цель: учить детей пересказывать ранее незнакомый рассказ, добиваясь передачи его содержания без пропусков и искажений; поощрять использование авторских слов и словосочетаний; добиться живого эмоционального отклика на прочитанное.




Лит-ра: Короткова, стр.42
Рассказывание об игрушках
Цель: обогащать словарь детей правильными названиями окружающих предметов, их свойств, действий, которые можно с ними совершать; учить согласовывать прилагательные с существит-ми в роде и числе; продолжать знакомить детей с термином «слово», закрепить произношение звука с в словах и фразах, учить подбирать слова со звуком с и вслушиваться в их звучание.
Лит-ра: Ушакова, стр. 73
Чтение сказки « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Цель: познакомить детей с новой русской народной сказкой, обратить внимание на особенности композиции; помочь полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устного творчества.


Лит-ра: Гербова В.В., 138


Апрель 1 неделя
Апрель 2 неделя
Апрель 3 неделя
Апрель 4 неделя


Чтение К. Чуковского «Айболит»
Цель: познакомить детей с новым произведением К. Чуковского, помочь, опираясь на содержание и иллюстрации. дать характеристику главному герою сказки; развивать у детей чувство юмора.







Лит-ра: Гербова В.В.,стр.88
Описание предметов и игрушек.
Цель: Связная речь: продолжать учить детей составлять описания предметов и игрушек;
словарь: учить правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения; ЗКР: учить четко и правильно произносить звуки л, ль, выделять на слух эти звуки в словах, закреплять умение подчеркнуто произносить звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове.
Лит-ра: Ушакова, стр. 103
Чтение С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
Цель: познакомить детей с новой сказкой, помочь им охарактеризовать героя рассказа, вызвать желание быть похожим на этого скромного человека; обогатить активный словарь детей за счет слов и речевых оборотов, встречающихся в тексте.






Лит-ра: Гербова В.В., 134.
Описание предметных картинок.
Цель: Связная речь: учить детей составлять описание картинки, называть объект, его свойства, признаки, действия, давать ему оценку; грамматика: учить составлять сложноподчиненные предложения; ЗКР: закрепить правильное произношение звука щ, учить выделять этот звук в словах; закреплять умение различать твердые и мягкие звуки.


Лит-ра: Ушакова, стр. 10


Май 1 неделя
Май 2 неделя
Май 3 неделя
Май 4 неделя


Закрепление обобщающих понятий.
Подбор слов на заданный звук.
Цель: продолжать формирование навыков связной речи (описание предметов); учить детей подбирать нужные по смыслу слова; закреплять усвоение обобщающих понятий: « овощи», «одежда», «мебель»; учить детей четко и правильно произносить звуки р, рь , подбирать слова с этими звуками; внятно произносить слова и фразы, пользуясь соответствующей интонацией; продолжать воспитывать умение определять и называть первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук.



Лит-ра: Ушакова, стр. 110
«День Победы»
Цель: обогатить знания детей
о великом и светлом празднике – Дне Победы, об армии – защитнице страны; вызвать желание побольше узнать о трудовых буднях наших воинов; обогащать словарь детей соответствующими словами и оборотами.













Лит-ра: Гербова В.В.,159
Пересказ Е. Пермяка «Как Маша стала большой»
Цель: совершенствовать умение отвечать на вопросы воспитателя, развивать их творческие способности, обогащать активный словарь.

















Лит-ра: Гербова В.В.,стр.71
Дидактическая игра «Что изменилось? ».
Описание игрушек.
Цель: продолжать учить детей давать описание внешнего вида предметов, их характерных признаков; учить пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных; обратить внимание детей на то, что не все названия детенышей звучат похоже на названия взрослых животных того же вида; закреплять у детей представления о том, что звуки в словах произносятся в определенной последовательности; продолжать воспитывать умение самостоятельно находить разные и похожие по звучанию слова.
Лит-ра: Ушакова, стр. 115




15