Методическая разработка по теме: «Методика работы с текстовой информацией на уроках истории»
Методическая разработка по теме: «Методика работы с текстовой информацией на уроках истории»
Ответ на вопрос: «Как сделать учебный процесс более эффективным?» во многом зависит от выбранной учителем методики преподавания учебного предмета. При этом нужно учитывать мотивационные моменты, так как они играют далеко не последнюю роль в обучении. Поэтому для практикующего учителя необходимо использовать как традиционные, так и инновационные образовательные технологии. Важное место здесь занимает методика работы с информацией. «Концепция модернизации российского образования» ставит перед школой задачу повышения качества обучения. Важный результат работы учителя-формирование ключевых компетентностей, то есть совокупности взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. А.В. Хуторский выделил следующие компетентности: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования. Для формирования компетентности нужно предоставить учащимся право самостоятельно приобретать знания и осваивать навыки самостоятельной работы с информацией. Такой подход в обучении даст опыт разрешения различных проблем в различных учебных и не только ситуациях. Общеучебные навыки, формируемые при работе с текстом важны для ликвидации образовательных дефицитов. Общеучебные навыки следует рассматривать как основу формирования компетентностей лишь в том случае, если обучающемуся будет предоставлена возможность осуществления самостоятельной практической деятельности при работе с информацией. Только в этом случае можно говорить, что ученик приобретёт те же качества, что и при компетентностном подходе. А это: способность извлекать из имеющегося опыта новые знания, способность применять навыки не только в ситуации их освоения, но и при выходе за рамки этих ситуаций, способность самостоятельно выбирать и сочетать необходимые для разрешения ситуации методы деятельности, находить различные способы решения, способность работать с разными видами информации, соотносить их, оценивать и преобразовывать, способность к критическому мышлению, выбору оптимальных способов действия, рефлексии.
Вот, к примеру, урок в 5 классе по теме «Вавилонское царство при царе Хаммурапи». Ученикам предлагается поработать над текстом документа «Из сборника законов царя Хаммурапи».
«Я, Хаммурапи, вождь, поставленный богами, первейший из царей, покоривший евфратские селения, я вложил правду и справедливость в уста страны и дал благоденствие народу.
Отныне:
Если человек украдёт имущество храма или царя, его должно убить; и того, кто примет украденное, должно убить.
Если человек украдёт раба или рабыню, его должно убить.
Если человек укроет беглого раба, его должно убить.
Если кто срежет рабу клеймо, тому должно отрезать пальцы.
Если человек причинит смерть чужому рабу, он должен отдать раба за раба.
Если человек причинит смерть чужому волу, он должен отдать вола за вола.
Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве 3 года.
Если человек ударит по щеке равного, он должен заплатить штраф.
Если человек ударит по щеке высшего, (то есть вельможу, жреца), должно ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи.
В заключении было сказано: « Я, Хаммурапи, царь справедливый, которому бог солнца даровал законы. Мои слова превосходны, мои дела бесподобны…»
Учащимся можно предложить ряд репродуктивных вопросов к тексту:
Что можно сказать на основании законов о положении рабов в Вавилонском царстве? Как законы обеспечивали возвращение долга? В каких случаях законы назначали разные наказания за одинаковые проступки? Согласны ли Вы с Хаммурапи, что его законы «справедливы» и «бесподобны»?
Сформулируйте 2 продуктивных вопроса к тексту.
Какова, на Ваш взгляд, главная мысль текста? Для чего и для кого предназначен этот документ? Составьте свои собственные законы, применительно к рабовладельческому государству.
Здесь важно формирование навыка выделения главной мысли текста.
Нужно напомнить ученикам алгоритм определения главной мысли текста.
Определите тему текста: отметьте наиболее характерные элементы (понятия, факты, явления).
Систематизируйте текстовую информацию: отделите «важное» от «второстепенного».
Убедитесь в правильности понимания текста: объясните смысловое значение «важной» информации.
Установите внутреннюю смысловую связь: определите, как по смыслу связана вся полученная вами «важная» информация.
Сформулируйте главную мысль текста.
Далее ученикам предлагается форма для сравнения.
Выявите особенности положения различных групп населения Древнего Междуречья. Определите их основные различия в зависимости от степени наказания за одинаковые преступления. Сформулируйте вывод о положении основных групп Вавилонского общества на основании документа.
Алгоритм сравнения для учеников.
Определите объекты для сравнения.
Выберите важные для сравнения критерии.
Подберите к выделенным критериям характерные черты, свойства.
Укажите различия и/или сходства между объектами сравнения.
Проведите итог проделанной работе и запишите его в виде суждения.
Дальнейшее развитие навыка сравнения может вывести обучающихся на уровень сопоставления. (это более сложный уровень). Предлагается тема урока «Внешняя политика Петра I». Используются материалы учебника А.А.Левандовского «История России 10 класс», а также выдержки произведений В.О.Ключевского, Е.В.Тарле, С.М.Соловьёва.
Учащимся предлагаются следующие задания:
Систематизировать политику Петра Великого в отношении Османской империи и Швеции.
Определить характерные черты каждого направления политики.
Установить между выявленными чертами взаимосвязи.
Объяснить причины особенностей политики в отношении шведов и турок.
Попытайтесь на основе полученных сведений сформулировать вывод.
Алгоритм сопоставления:
Выявите наиболее характерные, значимые, существенные черты каждого из рассматриваемых объектов,
Определите, насколько черты объектов схожи или различны.
Установите причины, повлиявшие на формирование именно таких черт и объектов.
Проанализируйте полученную информацию: выявите наличие внутренних связей и внешних несоответствий между объектами.
Сформулируйте вывод, отражающий понимание смысла установленных взаимосвязей и противоречий.
В качестве одного из видов контроля можно предложить ученикам контрольную работу по теме «монгольское нашествие. Русские земли под властью Золотой Орды».
Учащиеся выполняют следующие задания:
Выделите причины и предпосылки для монгольских завоевания русских земель.
Сформулируйте ваш вопрос по теме. (Например, такой: согласны ли вы с утверждением некоторых монгольских современных историков, что иго Золотой Орды было благом для Руси?)
В чём состояли, по вашему мнению, особенности политики золотоордынских ханов в отношении Руси?
Сформулируйте вывод по теме.
Результаты работы учащихся можно оценить по следующим критериям:
знание событий конкретного исторического периода;
правильное понимание действий основных участников события, умение дать им объяснение;
владение навыком постановки проблемного вопроса;
владение навыком установления причинно-следственных связей;
владение навыком сопоставления событий.
Работа с информацией требует от учащихся владения определёнными навыками, что позволяет им выполнять операции с текстом. Вот, к примеру, тема урока в 10-м классе «Усиление Московского княжества в XIV-XV в.»
Используем материал учебника Н.С.Борисова «История России», а также выдержки Н.М.Карамзина.
Учащимся предлагаются следующие задания:
Выделить основные предпосылки объединения русских земель в сравнении с аналогичными процессами в странах Западной Европы. Как вы думаете, объективный это процесс или нет, аргументируйте вашу точку зрения. Определите позицию автора Н.М.Карамзина по данной проблеме. Попытайтесь сформулировать вывод по теме.
Учащиеся, внимательно изучив предложенный учителем материал отвечают на вопросы. Считают, что процесс объединения русских в единое централизованное государство объективен и закономерен с точки зрения поступательного исторического развития. Проводят параллели с аналогичными процессами некоторых стран Западной Европы, в частности, упоминали Англию и Францию. Говоря о позиции Н.М.Карамзина, то большинство учащихся считают, что автор поддерживает объединение страны, так как это в интересах государства Московского-власть должна быть сильной и бороться с проявлениями удельного сепаратизма противников Московских князей. Также учащиеся отмечают роль Московских князей: Василия Дмитриевича, Василия Тёмного, Ивана III и их роль в деле складывания русской государственности. Отмечают и борьбу Москвы и Твери за великокняжеский ярлык. Далее учащиеся пытаются сформулировать вывод по данной проблеме, отмечая прогрессивную составляющую процесса и роль личности в этом вопросе. Далее учитель кратко подводит итог урока, отмечает актуальность темы и комментирует отметки учащихся, которые работали на занятии, а таковых было немало.
Постановку репродуктивных и продуктивных вопросов можно проследить на примере темы «Церковный раскол» в 7 классе. Предварительно учащиеся самостоятельно знакомятся с параграфом учебника А.А.Данилова, Л.Г.Коулиной «История России», также материалами текстов по данной теме.
Текст. Аввакум, протопоп (1620-1681). С юных лет под влиянием матери стал склонен к аскетизму. В молодости стал священником в одном из сёл. Выполняя свои обязанности добросовестно, он привлёк к себе многих духовных детей. Но одновременно из-за излишней ревности и строгости в обращении с верующими навлёк на себя гнев местного населения-односельчане, избив, выгнали его из села. В 1646 году Аввакум бежал в Москву, где, благодаря своей начитанности, привлёк к себе внимание и покровительство царского духовника Стефана Вонифатьева и Ивана Неронова. В Москве Аввакум принимал деятельное участие в кружке ревнителей благочестия, введшего единогласное пение в церквах и устную проповедь. В 1652 году был назначен протопопом в Юрьевец, но его проповеди и излишне ревностное введение некоторых преобразований снова восстановили население против него. После начала реформы Никона Аввакум и другие члены кружка С. Вонифатьева начали против неё борьбу, подавая царю челобитные. Спустя несколько месяцев он был посажен в тюрьму (за то, что отказался от службы в церкви и совершал литургии в каком-то сарае, восстанавливая верующих против Никона), а затем выслан В Тобольск. Был переведён на Лену, а в 1656 году участвовал в экспедиции А. Пашкова в Даурию,
где перенёс много невзгод и лишений, в том числе и от Пашкова. Всюду Аввакум проявлял несгибаемую волю борца против церковных реформ. В 1662 году по ходатайству московских друзей был возвращён из ссылки, и снова повёл активную проповедь против «ереси Никоновой». В Москве он был милостиво принят многими боярами и самим Алексеем Михайловичем. Отвергнув предложенный компромисс, стал одним из лидеров старообрядческой общины. В 1664 году был сослан в ссылку в Пустозёрск. В 1666 году в Москве был предан суду вселенских патриархов, расстрижен и предан анафеме, затем снова сослан в Пустозёрск и заключён в земляную тюрьму. Но и там он продолжал обличения Никона и его реформы. В 1681 году за оскорбления царского дома был сожжён в срубе. После себя Аввакум оставил значительное рукописное наследие, в том числе челобитные и полемические сочинения. Истинным шедевром русской прозы является его автобиография, написанная в форме жития.
Ученики пытаются самостоятельно сформулировать репродуктивные и продуктивные вопросы. Репродуктивные: Кто такой Аввакум? Какие черты характера и под чьим влиянием сформировались у Аввакума в юности? В каком кружке он состоял до церковной реформы патриарха Никона? Какие качества характера проявил Аввакум после реформы? Как власть отреагировала на борьбу Аввакума против реформы? Куда он был сослан в 50-е г.г. XVII века? В какой экспедиции принимал участие?
Продуктивные: Можно ли считать Аввакума духовным лидером старообрядческого движения? Аргументируйте свой ответ. Известно, что Аввакум состоял в кружке ревнителей благочестия. Почему Аввакум с резким неприятием отнёсся к нововведениям Никона? Какие чувства вызывают у Вас такие несгибаемые борцы как Аввакум? Как Вы считаете, достойны уважения люди, которые в течение нескольких веков, испытывая гонения, терпя нужду и лишения, не отрекались от веры своих предков? Оказал ли на них влияние пример вождя, отдавшего жизнь за веру?
Проблемный вопрос (формулируется учащимися совместно с учителем).
Чем можно объяснить фанатичную преданность старой вере раскольников? Какую роль в этом сыграло мировоззрение людей в «бунташном» XVII веке?
Направления для исследования учащимися: «Аввакум-Никон», « Литературная деятельность протопопа Аввакума», «Вся жизнь-борьба».
Далее – доклад проблемного характера. Примерные темы для учащихся: «Роль личности в церковном расколе», «Аввакум-талантливый писатель XVII века», «Роль старообрядческого движения в истории России».
Учащиеся достаточно активно работали над формулировкой совместно с учителем вопросов по данной теме, изложенных выше и сами же отвечали на них, приводя аргументы, отстаивая свою точку зрения. Данная тема даёт массу возможностей для дискуссий учащимся. Репродуктивные вопросы менее сложные, нежели продуктивные, которые, в свою очередь оставляют больше манёвра для творческой и мыслительной деятельности учащихся. Проектная деятельность- очень важная составляющая урока. Учащиеся с энтузиазмом трудились над написанием эссе по предложенным выше темам.
Кирияк О.Н., учитель истории высшей категории, КГКОУ «Вечерняя школа№1».