Дидактические игры как средство активизации учебного процесса

Безрукова Марина Яковлевна,
преподаватель русского языка и литературы
Уссурийского суворовского военного училища.

Дидактические игры как средство активизации учебного процесса.


В настоящее время в рамках перехода на ФГОС существует целый ряд способов повышения заинтересованности учащихся в освоении школьных дисциплин. Весьма эффективным, на мой взгляд, является дидактическая игра.
Дидактическая игра по своей сути – сложное, многогранное явление. Она может выступать в качестве метода обучения, потому что выполняет следующие функции:
обучающую (способствует формированию мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования и т. д.),
развивающую (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса),
воспитывающую (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре),
мотивационную (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества).
Посредством дидактических игр у учителя появляется возможность контроля и диагностики хода и результата учебного процесса, а также внесение в него необходимых изменений, т.е. игра в данном случае выполняет контрольно-коррекционную функцию.
Дидактическая игра может являться и формой обучения, так как она имеет свою структуру организации, выражающуюся в виде согласованной деятельности учителя и учащихся.
Дидактическая игра – это и средство обучения, потому что она является источником получения знаний, формирования умений. Она позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшить наглядность учебного материала.
Дидактическая игра применима ко всем типам урока, кроме того, учитель имеет неограниченный выбор при определении темы урока, на котором будет проводиться игра.
Подбор заданий может быть произведен учителем самостоятельно или совместно с учащимися (например, они могут готовить задания для команды соперников). Следует отметить, что отобранные задачи, практические и творческие задания и упражнения должны быть: занимательными (по форме, содержанию, сюжету и пр.), они должны развивать логическое и образное мышление, смекалку, сообразительность.
В игре практически снимается такое ограничение свободы деятельности, как моральная ответственность за совершенную ошибку. Благодаря атмосфере взаимного доверия, взаимопонимания и сотрудничества создается благоприятная почва для развития самосознания, целенаправленной коррекции поведения учащихся учителем, формирования у них правильной ориентации в системе духовных ценностей. Кроме того, пространственно-временная особенности дидактической игры позволяет придать учебно-игровой деятельности динамичный и насыщенный характер, позволяет увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность действий всех участников игры, создает возможность при совершении неверных, ошибочных ходов, снова повторить их, но уже в скорректированном виде.
Самое главное – дидактическая задача в дидактической игре скрыта от учащегося, а его внимание обращено на выполнение игровых действий. Задача обучения им не осознается. Все это делает игру особой формой обучения, благодаря которой дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Причем взаимоотношения между учащимися и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Игра – творчество, игра – труд.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Так, например, при изучении тем по русскому языку можно в работе использовать кроссворды:
Реши кроссворд, и по вертикали прочтешь название удивительной части речи.
1. Принадлежащий мне.
2. Личное местоимение 2-го лица, единственного числа в Винительном падеже.
3. Возвратное местоимение.
4. Местоимение, указывающее на что-нибудь близкое в пространстве или во времени.
5. Какое существо, какой человек.
6. Ни один человек.
7. Личное местоимение 1-го лица, единственного числа в Родительном падеже.
8. Принадлежащий ей.
9. Личное местоимение 1-го лица, множественного числа в Винительном падеже.
10. Личное местоимение 3-го лица, множественного числа в Творительном падеже.
11. Принадлежащий ему.
Безударные гласные в корне слова.
По горизонтали:

1. На глазах – по колесу
И сиделка на носу.
3. Площадь круглая,
Площадь важная
Между ухом и ртом раскинулась.
5. Серый длинноух “иа-иа!” кричит.
7. Утром бусы засверкали,
всю траву собой заткали,
И пошли искать их днём:
Ищем-ищем – не найдём.
9. Ходит – бродит среди льдин
Птица важная
11. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?
13. Кафтан на мне зелёный,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
На вид похож на мяч.
15. Течет, течет – не вытечет.
Бежит. Бежит – не выбежит.
16. Птица длинноклювая
Дом на крыше свила,
Счастье с собой привела.

По вертикали:

2. Мы день идём, мы ночь идём,
Но никуда мы не уйдём.
4. Ею траву косят
И девчата носят.
6. Рыжая птичница
Пришла в курятник
Наводить порядок.
7. Ягоды – красненькие
Листья – рябенькие.

8. Вот магазин. Не для красы
Прилавок, а на нём
10. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова.
12. Одна сестрица
Всю жизнь другую обгоняет,
А обогнать не может.
14. Что олень на голове носит?

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

По вертикали:
1. Малые зверюшки, розовые ушки, серенькие шубки, остренькие зубки, глазки черненькие, хвосты тоненькие, сидят в норке, грызут корки.
4. Черные змейки, желтые шейки ползут, извиваются, мышками питаются.
6. Черный, пузатый, дружит с ухватом. В печке был, нам картошку варил.
7. Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала.
8. Нос – как хобот у слона, на спине – рука одна. Мы с плиты его снимаем, угощает всех он чаем.
По горизонтали:
1. Что за чудо-бегуны одинаковой длины? По снегам к березке тянут две полоски.
2. Без ног, а стоит, огород сторожит, рукавами машет, с ветром пляшет.
5. До чего ж она легка, легче крыльев мотылька. Бросишь – вновь вернется, дунешь – унесется.
Реши кроссворд и прочитаешь по вертикали название самой значительной части речи.

1. Существительное женского рода, имеющее значение “группа людей, живущих вместе родственников”.
2. Название существительных, которые относятся к живой природе.
3. Главный член предложения, обозначающий предмет.
4. Название существительных, которые обозначают единичные (индивидуальные) предметы.
5. Название непостоянного признака существительных, которое определяет количество предметов.
6. Несклоняемое существительное, имеющее значение “вид подземного транспорта”.
7. Обращение, которое позволяет определить одушевлённость или неодушевлённость предмета.
8. Существительное общего рода, имеющее значение “умный человек”.
9. Существительное со значением “весёлое настроение, чувство внутреннего удовлетворения”.
10.Форма изменения имен существительных в грамматике.
11. Название существительных, которые имеют окончания разных склонений при изменении по падежам.
12. Название формы существительного в единственном числе, именительном падеже.
13. Изменение окончания имен существительных по падежам.
14. Постоянный признак существительного, который определяется с помощью местоимений мой, моя, моё.
15. Название постоянных и непостоянных признаков частей речи.

Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. Она является ценным средством воспитания умственной активности детей, стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В игре дети тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
По мере “вхождения” детей в новую для них деятельность – учебную – значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.
Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект.
Цель дидактических игр – облегчить переход к учебе.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Список литературы.
1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., Тритон, 1997.
2. Полякова А.В. Превращения слов, М., Просвещение, I99I.
З. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М., Просвещение, 1989.
5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., М., Просвещение, 1994. Секреты орфографии, 2-е издание.
6. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. Педагогический поиск. М.,1989.
7. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980.
8. Баранов М.Т. Обучение русскому языку в 5-6 классах: Методические указания к учебнику. М., Просвещение, 1982.
10. Эрниязова Л.Д. Занимательность на уроках русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, №6, 1985.
11. Кашкарова Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, №2, I99I.
12. Никитенко Г. Ю. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, № 6. I99I.
























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115