Внеклассное мероприятие на праздник осени Арбузник 
Арбузник в начальной школе.
Праздник осени для начальных классов может проведен в актовом зале , зал красочно украшен листьями .Но главным   украшением стали арбузы, которые были ярко одеты: на одних  были повязаны косынки, а на других надеты кепки. Каждому     «человеку»    было наклеено лицо (глаза, нос и рот : дети вырезают их из цветных   самоклеек). В подготовке и   в   проведении праздника участие принимают  родители. До праздника могут быть проведены конкурсы на самую   лучшую газету. После окончания праздника вручают каждому классу арбузы, которыми была украшена   сцена. После детей и гостей праздника угощают сладкими арбузами. Праздник способствует созданию праздничного настроения, воспитывает чувство коллективизма, развивает эстетический вкус.
 Цели: создать   праздничное настроение, воспитывать   чувство коллективизма, любовь к природе; развивать эстетический вкус .
Под музыку П. И.   Чайковского   «Времена года »     входит ведущая в рябиновых бусах.     
Ведущая.   
Янтарная осень начальная, 
Срывается лист золотой. 
Картина   немного печальная
И грусть навевает порой.  
Темнеют далёкие ели, 
Холодную стала река 
Я помню, как птицы галдели- 
Сейчас уж летят в облаках.   
В любом времени года есть свои прелести, но особенно хороша   осень: буйство ярких красок; леса, одетые в багрец и золото; аппетитные кисти рябины, урожаи ягод, грибов, овощей. 
Сегодня я приглашаю вас войти в этот   «мир торжества и печали»-в мир красоты осенней природы, в мир теплоты и доброты русских народных обычаев, загадок и   принять участие в игре. 
(Выходят 3 команды )
Задание 1.      «Приветствие».   
(Домашнее   задание: придумывают   и   защищают название команды,   связанное  с осенью , учитывается находчивость и юмор). 
Музыкальная   пауза.
Песня   «Антошка». (1 класс) 
Ведущая. Все вы знаете, что осень пора   уборки урожая. А в какой именно день нужно картошку копать, лук убирать ,капусту срезать –это вы знаете? Наши   далёкие предки знали и использовали для этого особый календарь. 
1 сентября. День святой Фёклы . На Святую   Фёклу   осень - копай свёклу. 
13 сентября. Святой Куприян   - картофель   копай. 
17сентября. На Луку лук дёргали. 
21сентября. На   Святого   Никиту срезали репу. 
23сентября. Святой   Пётр и   Павел -   рябинники. Сбор урожая рябины. В этот   день кисти рябины вешали под крышу   каждого дома. Девушки плели рябиновые бусы,   венки Часть   ягод оставляли дроздам   да снегирям . Хороший календарь был у крестьян. А какие загадки народ сочинял про овощи? 
Проверим теперь    команды, по   силам  ли   им   народная     мудрость.               
Задание 2. «Смекалистые»   
(За каждую верно отгаданную загадку команда получает очко). 
1.В землю - крошка,     
А из земли –лепёшка             
                                               (Репа)   
2.На одном быке   семь   шкур.   
                                                                       (Лук)       
3.Над землёй трава,   
Под землёй - алая голова.     
                                                           (Свёкла)     
4.Маленький горький, луку брат ,К   пище   приправа, а на   микробов - управа.   
                                                                                                        (Чеснок)     
5.Под листочком, у оградки , 
Лягушонок   спит на грядке:     
Весь зелёный, прыщеватый ,     
А   животик беловатый.     
                                                   (Огурец)   
6. Золотист он и усат, 
В ста карманах сто ребят   .
                                                       (Колос) 
7.Красный Макар по полю   скакал и в борщ попал.
                                                                                        (Перец)     
8. Круглая, а не месяц, 
Белая , а не мука,  
Горькая , а не полынь.           
                                               (Редька) 
9. Что копали из земли , жарили, варили?   
Что в золе мы испекли, ели, да хвалили?                                   
                                                                                             (Картофель)
10.Сидит-зеленеет, 
     Летит-желтеет, 
     Падает-чернеет. 
                                           (Лист)     
12.Как   на нашей грядке выросли   загадки -
             Сочные да крупные , вот такие   круглые.   
           Летом   зеленеют,   осенью краснеют.       
                                                                                           (Помидор) 
Ведущий.   «Золушка» (конкурс капитанов)   
Хорошо     ребята   знают овощи.   
А смогут ли они найти их с завязанными глазами? 
Капитанам   с завязанными глазами на ощупь необходимо  выбрать только овощи и переложить их в другую   корзину ( чей   капитан   быстрее   выполнит задание и не перепутает овощи и фрукты).          
                                             (Подводят итоги) 
Музыкальная пауза.
Частушки исполняют учащиеся   3 класса. (3 девочки и 3 мальчика) 
Девочка .1. Встанем   девицы, рядком. 
                       Да частушки пропоём! 
Мальчик .1. Да и мы, пожалуй , встанем,   
                         От подружек не отстанем! 
Хором.           Пропоём мы вам частушки 
                         Замечательные такие, 
                        Что пойдут плясать старушки, 
                       Затанцуют старики!     
Мальчики. Девочки – беляночки, 
                      Где вы набелилися? 
Девочки. Мы вчера коров доили, 
                 Молоком умылися! 
Мальчик. 3. Вы послушайте , девчата,
                     Нескладушку буду   петь                     
Девочка .2.Ты куда, Ванюша   едешь?   
                      Ведь телега без колёс!   
                      А Ванюша отвечает 
Мальчик 1. Заготавливать овёс! 
Девочка 3.   Уж я топну ногой, 
                         Да притопну ногой, 
                       Выходи ко мне, Иван   
                         Попляши-ка со   мной! 
Мальчик 2. Ставлю ногу на носок, 
                         А потом на пятку. 
                         Стану   русскую плясать, 
                         А потом   вприсядку!   
Ведущая. У нас разговор об осени, а красавицы осени с нами нет, это можно исправить, проявив   выдумку и фантазию.   
Задание 4.   «Модельеры». 
(Командам выдаётся всё   необходимое, чтобы сделать костюм и одну из участниц одеть в этот наряд. ) 
Ведущий. А   пока команды готовятся, мы поиграем со зрителями. 
Ветки голые стучат, 
Галки чёрные кричат 
В тучах редкая просинь, 
Наступила  
                                                                     (осень) 
Льдинка хрустнет тонко, 
Крикнет птица звонко, 
Будто есть попросит, 
Наступила  
                                                               (осень) 
Гнёзда чёрные пусты, 
Меньше сделались кусты. 
Ветер листья носит, 
Осёнушка - осень, 
Тебя в гости просим! 
Со дождями сильными, 
Со громами, ливнями, 
С перелётным журавлём, 
С обмолоченным зерном.   
(Под   музыку П. И. Чайковского входит девочка в костюме   осени (длинное платье, венки из   цветов ) со   свитой.                   
Осень.   Здравствуйте, друзья! 
                   Хожу я по равнинам                                                                                 
                   Тихой светлой сказкой, 
                   Расписываю рощи 
                     Солнечной краской. 
Ведущая. Милости просим к нам в гости. 
Осень. Познакомьтесь с моей свитой. Догадайтесь, кто   это.    
     Сентябрь.          Опустел колхозный сад, 
                                   Паутинки вдаль   летят,                                   
                                     И на южный   край земли                                  
                             Потянулись журавли. 
                              Распахнулись двери школы 
                              Что за   месяц к нам пришёл? 
                              ( Ответ     детей.)
Октябрь.               Всё мрачней   лицо природы, 
                               Почернели огороды, 
                                Оголяются   леса, 
                               Смолкли птичьи   голоса. 
                               Медведь   в спячку завалился       
                                       Что за месяц к нам пришёл?   
                                     (Ответ детей .)
Ноябрь.               Поле чёрно – белым стало,
                                Падает то дождь, то снег, 
                                  А ещё похолодало, 
                                   Льдом сковало   воды рек,
                                   Мёрзнет в поле озимь ржи
                               Что за месяц подскажи.
                               ( Ответ детей).
Ведущий. Хорошая у тебя, Осень, свита. Помогите   же   выбрать нам лучший осенний         наряд, над которым кудесничали участники команд. 
(Осень выбирает   осенний наряд.)
Музыкальная   пауза.
Песня «Белые кораблики» (1 класс ) 
Задание 5. Игра «Так бывает или нет» со зрителями (Вы должны дать ответы на поставленные вопросы) поочереди. 
-Вам придётся постараться, на   вопросы дать ответ. Помогите   разобраться - так бывает или нет?   
         Целый день на огороде бородатый козлик ходит.
- Отчего    ты, козлик, грустный?   
-В огороде нет капусты. Ни листочка не нашёл, -   промычал с тоской козёл. 
           Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет.
( Отвечают). 
-   Разве козлики мычат?
Козлики не мычат , а блеют . 
Покажите, как козлики блеют. (Показывают). 
       - В гости я пришёл к корове, выпить кружку на здоровье. 
-Хочешь , -  хрюкает корова, - я налью тебе   парного?
- Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?
                                                                     (Отвечают). 
   - Как не стыдно! Ай – яй – яй ! Хватит спать. Вставай, лентяй! 
А   ленивый поросёнок кукарекает спросонок: Проходи, своей дорогой. Дай поспать ещё немного. Быстро дайте мне ответ так бывает или нет.
                                                               (Отвечают ) .
Сон куриный охраняя, наш петух охрип от лая. 
-   Знаешь, почему   я лаю? Это я лису пугаю. 
   -Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет? 
                                                                  (Отвечают).
     Я спросил свою собаку : «Что ты с кошкой лезешь в драку?» 
- Это кошка лезет в драку – замяукала собака. Я хотела поиграть, а она меня кусать. -Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет ? 
                                                                   (Отвечают) . 
-Интересная собака – замяукала и в драку.
- Кто слыхал, что пёс мяукал, пусть сейчас   поднимет руку. 
     Говорю я кошке: «Кошка, посиди со мной немножко» . Отвечает кошка: «Что ты! У меня   полно работы! Мне пора котят кормить. Я иду   мышей ловить».
   - Быстро дайте мне ответ,   так бывает или нет?   (Мяукают) . 
-- В чем секрет? Ты в реку входишь, а назад сухим выходишь. Ни каких секретов нет   - гусь мне крякает в ответ:    -Я     хожу сухим всегда, как с гуся с меня вода. 
   - Быстро дайте мне ответ, так бывает или нет? 
                                                                                         (Отвечают) .
Задание 6. «Перепрыгни   через лужи» 
Дети по сигналу перепрыгивают  через лужи (развернутые   газеты ). Выигрывают тот, кто это сделал быстрее и не наступил ни разу на лужи. (4 класс )   
Задание 7. Сварим картошку.   
В обручах лежит картошка. Около команд стоит ведро. Надо подбежать   к обручу, взять ложкой картошку и   отнести её в ведро. 
Задание 8. Танец с картошкой. 
Кто больше назовёт блюд из картофеля, выходит в   круг и танцует с картофелиной     на голове. Выигрывает тот, кто дольше сможет удержать её на голове. 
Стихи читают   дети 2 класса. 
1.Бродит в роще листопад 
По кустам  и клёнам, 
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном. 
Соберём из листьев веер, 
Яркий и красивый. 
Пробежит по листьям ветер, 
Лёгкий и игривый.  
2.Дарит осень чудеса, 
Да ещё какие! 
Разнаряжены леса  
В шапки золотые. 
3.На пеньке сидят гурьбой 
Рыжие опята. 
И паук – ловкач какой! 
Тянет сеть куда – то. 
Скоро белые метели 
Снег подымут от земли. 
Улетают, улетели, 
Улетели журавли.  
4.Лист качается узорный 
В синей луже на воде. 
Ходит грач с грачихой чёрной 
В огороде по гряде . 
5.Не слыхать кукушки в роще, 
И скворечник опустел. 
Аист крыльями полощет
Улетает, улетел.
Музыкальная пауза.
2класс.  Песня «Осень – непогодушка».
Осень. Вижу я, что здесь собрались умные, весёлые, находчивые ребята. Об осени много знаете, любите её, почитаете. Нравится мне у вас! Спасибо за приём! 
Со мною поиграйте, 
Загадку отгадайте,   
Если отгадаете
Сюрприз получаете, 
Кафтан на нём зелёный, 
А сердце как кумач, 
На вкус, как сахар сладок, 
А сам похож на мяч.
                                                (Арбуз )   
Ведущая. Спасибо за сладкий сюрприз . Наступает торжественный момент. Право первому арбуз достаёся команде победителей (Подводят итог ). Мы благодарим   участников, гостей и приглашаем   всех к столу отведать лакомство. 
15