Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Цветовод (5 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
общекультурной направленности
«Цветовод»
(5 класс)
Автор – составитель
Т.А. Орлова,
учитель биологии
Кемерово
2016
Содержание
Результаты освоения курса внеурочной деятельности…………………2
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности………………………………………4
Тематическое планирование…………………………………………….. 7
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «Цветовод» достигаются следующие результаты, соответствующие требованиям ФГОС основного общего образования:
Познавательные: умение организовать свою деятельность на получение необходимой информации, находить и запоминать ключевые моменты, расставлять акценты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости.
Регулятивные: умение выбирать различные пути для самореализации, пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные, пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки.
Личностные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические.
Метапредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между различными фактами из разных областей, различной направленности.
Коммуникативные: умение работать в парах, в группах, в коллективе.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание Формы организации Характеристика основных видов деятельности ученика
Цветы-краски природы (6 ч)
Что мы знаем о цветах (рисование любимого цветка). Цветы в нашей жизни (просмотр слайдов, загадки). Аппликация «Мой любимый цветок». Коллективное панно «Цветочная поляна». Цветочные узоры. Декорирование платка, сумочки.
Экскурсия: Цветы вокруг нас.
Конструирование из разных материалов
Рисование с натуры и по воображению
Игровые программы
Творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение стихотворений, песенок, сказок)
Проектная деятельность Рисование любимого цветка.
Подбор и анализ загадок.
Наблюдение и сравнение цветов на слайдах и в живой природе.
Проектирование аппликации.
Сравнение созданного изображения и живого цветка.
Коллективное планирование работы в группе, разделение функций, анализ результата.
Разработка и создание узоров.
Создание проекта изделия.
Строение цветущего растения (4 ч)
Строение цветущего растения. Живи, цветок (что необходимо для жизни растений). Практическое определение части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами).
Практическое изучение строения растений
Проектная деятельность
Коллективные разработки Рисование с натуры и по воображению.
Работа с литературой, другими источниками информации.
Лепка по воображению.
Практическое определение.
Уход за растениями ( 6ч)
Комплексный уход за растениями. Правильный полив. Рыхление. Подкормки. Уход за листьями.
Практические занятия
Коллективные разработки
Экскурсии
Разработка проекта. Постановка коллективных задач, распределение обязанностей. Литературная обработка материала.
Закрепление ответственных за цветами в кабинете биологии и рекреаций в школе.
Практическая деятельность
Подготовка экскурсий и выбор экскурсоводов.
Отбор материала для экскурсии.
Проведение экскурсий для 3-4 классов
Эти удивительные растения ( 6 ч )
Эти удивительные растения (просмотр слайдов, иллюстраций). Цветы – синоптики. Цветы – доктора. Цветы – хищники. Игра – практикум «Что мы знаем о цветах.
Игровые программы
Творческие конкурсы
Игра - практикум
Видео-уроки
Подбор материала об удивительных растениях. Работа с информационными источниками. Составление плана выступления.
Показ слайдов.
Создание групп для игровой деятельности. Распределение ролей для подбора материала о цветах: синоптиками, докторами и хищниками.
Практическая игровая деятельность.
Растения в доме и в саду ( 6 ч )
Комнатные растения (просмотр слайдов). Какие цветы в нашем доме? Условия выращивания. Цветы на празднике. Открытки. Техника оригами «Розы», «Тюльпаны». Игровая программа «Во саду ли в огороде». Конкурсная программа «Угадай цветок».
Эксперимент
Исследование объекта
Наблюдения
Ведение дневников наблюдения
Проектная деятельность
Коллективные разработки Просмотр слайдов и экскурсия по школе.
Составление плана озеленения. Подбор цветов для решения поставленных задач. Наблюдение за ростом растений, ведение дневника. Обобщение материалов наблюдений.
Практическая деятельность по уходу за цветами.
Разработка проекта игровой программы.
Подбор материала для игровой программы. Подготовка заданий.
Составление презентации.
Распределение ролей, проведение репетиции в малой группе.
Проведение программы.
Анализ замысла и итога.
Школа цветовода ( 7 ч)
Практикум «Комнатные цветы» (наблюдение). Подготовка почвы к посадке. Отбор семян. Проверка семян на всхожесть. Правильный посев. Цветочное местечко (определение места посева семян цветов). Уход за ростками. Коллективный коллаж из разных материалов «Цените красоту». Выпуск школьной газеты «Зелёная страничка».
Экскурсии: весенняя экскурсия «Рождение жизни», экскурсия в сад (наблюдение за появлением растений).
Конструирование из разных материалов
Игровые программы
Творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение стихотворений, песенок, сказок)
Эксперимент
Проектная деятельность
Коллективные разработки
Экскурсии Практические умения по уходу за растениями. Коллективное выполнение работы по пересадке растений.
Разработка проекта. Отбор задач. Создание эскизов оформления клумб. Подбор цветочного материала для выращивания на клумбах.
Практическая деятельность по выращиванию рассады.
Наблюдение за растениями.
Тематическое планирование
Основное содержание Количество часов
1.Цветы-краски природы 6
1.1.Что мы знаем о цветах.
1.2. Цветы в нашей жизни.
1.3. Экскурсия «Цветы вокруг нас»
1.4. Аппликация «Мой любимый цветок».
1.5 Коллективное панно «Цветочная поляна»
1.6.Цветочные узоры.
Декорирование платка, сумочки 1
1
1
1
1
1
2. Строение цветущего растения 4
2.1. Строение цветущего растения
2.2.Живи цветок (что необходимо для жизни растений).
2.3. Строение цветущего растения.
2.4.Части растения (корень, стебель, листья).
1
1
1
1
3.Уход за растениями 6
3.1. Проект: «Зеленый уголок в школе». Уход за растениями
3.2. Правильный полив.
3.3. Рыхление. Подкормки.
3.4. Уход за листьями.
3.5. Маркировка комнатных растений в коридорах школы.
3.6. Экскурсия для 3-4 классов: «Цветы в нашей школе» 1
1
1
1
1
1
4.Эти удивительные растения 6
4.1. Эти удивительные растения
4.2. Эти удивительные растения (слайды).
4.3. Цветы-синоптики.
4.4. Цветы- доктора
4.5. Цветы-хищники.
4.6. Игра - практикум «Что мы знаем о цветах»
1
1
1
1
1
1
5.Растения в доме и в саду 6
5.1. Комнатные растения (просмотр слайдов). Какие цветы в нашей школе.
5.2. Условия выращивания. Организация зоны озеленения школы.
5.3. Цветы на праздник. Открытки. Изготовление шкатулки из открыток.
5.4. Проектная работа: игровая программа «Во саду ли, в огороде». Создание программы.
5.5. Проектная работа: игровая программа «Во саду ли, в огороде». Подбор материала.
5.6. Проектная работа: проведение игровой программы «Во саду ли в огороде» для учащихся 1-2 классов 1
1
1
1
1
1
6.Школа цветовода ( 7 ч) 6
6.1. Практикум «Комнатные цветы»
6.2. Проект «Школьная клумба». Весенняя экскурсия «Рождение жизни»
6.3. Подготовка почвы к посадке. Отбор семян. Проверка семян на всхожесть, посев.
6.4 Цветочное местечко. Высадка ростков. Уход за ростками.
6.5. Экскурсия в Ботанический сад.
6.6. Заключительное мероприятие. Выставка достижений. 1
1
1
1
1
1
Всего 34