Конспект урока Когда наступит лето? окружающий мир, 1 класс
Тема. Когда наступит лето?
Цель урока: сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах их последовательности.
Задачи:
Образовательные задачи урока:
Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.
Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.
Учить выделять характерные признаки времен года.
Развивающие задачи урока:
Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие способности.
Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.
Развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.
Воспитательные задачи урока:
Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, в какой последовательности сменяются времена года, месяцы; научиться узнавать времена года по характерным признакам.
Ход урока.
Адаптационный этап урока
Организация начала урока
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Много нового узнать.
- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а все видят и замечают.
- Ушки ваши пусть не просто слушают, а все слышат.
- И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперед ума.
- А теперь закроем глазки и проговорим: «Я готов к уроку!»
Выявление предварительных знаний и определение их границ
Кто приходит к нам в гости на урок окружающего мира и говорит нам что мы узнаем и чему научимся? (муравей)
Он путешествует вмести с нами во времени
Перед вами на столах лежат листы. Найдите там табличку. Вам предстоит расставить цифры от 1 до 7 в порядке следования дней недели.
Какой первый день недели? Поставьте там цифру 1.
Среда Пятница Понедельник Четверг Вторник Воскресенье Суббота
Подскажите-ка нам звери,
Как запомнить дни недели?
Первый понедельник,
Зайка – рукодельник.
А за ним приходит вторник,
Соловей – задорник.
После вторника – среда, лисичкина еда.
За средой – четверг,
Волк глазами сверк!
За четверг к нам пятница
Колобком прикатится.
За пятницей – суббота,
Баня у енота.
За субботой – воскресенье,
Целый день у нас веселье!
С вашей помощью Муравьишка запомнил дни недели. Узнал Муравьишка, когда придет суббота, но вдруг он подумал: «А когда же наступит лето? Ведь у ребят каникулы». Но теперь его интересует другой вопрос.
Постановка проблемного вопроса. Сообщение темы и задач урока.
Побежал он к Мудрой Черепахе, а она встречает его новой загадкой.
Четыре ковра рукодельницы ткут
Один за другим их на землю кладут.
Белый, зеленый, пестрый, желтый.
Ответ здесь мудреный, его нашел ты? (времена года)
- О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Какое время года вы любите?
Давайте вспомним, какие есть времена года, поработав в группе.
Соберите пазл, и скажите какое время года изображено на вашей картинке.
(собранные картинки вывешиваются на доску)
А Муравьишка торопится узнать: Когда наступит лето? Кто-нибудь сможет ответить на этот вопрос уже сейчас? А можно сделать так, чтобы лето пришло уже сейчас?
Посмотрите отрывок из мультфильма «12 месяцев» и скажите, почему сейчас не может прийти лето? (мультфильм 12.40 – 14.00)
- Не может прийти лето, потому что это закон природы, все месяцы следуют друг за другом в определенном порядке.
2. Основной этап урока.
У каждого из вас на парте «волшебные годовые круги». Положите перед собой круг. Это волшебный круг, а его хозяин старик – годовик. Послушайте сказку о нем.
Первичное чтение сказки «Старик – годовик»
– Понравилось ли вам произведение? Чем? Кто герой? (Старик-годовик.)
Послушайте еще раз первый абзац. Что поняли? (Каждая птица - это один из зимних месяцев.)
- Назовите зимние месяцы по порядку. (повторяем хором, повторяет 2 – 3 ученика)
- Как догадались, что речь идет о зиме? («Повеял холод, мороз».)
- Какие еще признаки зимы вам известны?
- закрасьте в годовом круге зимние месяцы синим цветом.
Немного отдохнем, выполнив зимнюю зарядку.
Мы погреемся немножко,
И похлопаем в ладошки.
Ножки тоже мы погреем
И попрыгаем скорее.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Мы в снежки играем смело,
Ах, какое это дело!
Мы с морозом подружились,
Как снежинки закружились!
- Послушайте вторую загадку (второй абзац). О чем она? (О весенних месяцах.)
- Назовите из текста признаки весны. («Снег стал таять, на полянах показались цветы».)
- Какие еще вы знаете признаки весны?
- Перечислите названия весенних месяцев. Закрасьте в годовом круге весенние месяцы розовым цветом.
- Послушайте третий абзац и разгадайте его секрет. (Говорится о летних месяцах.)
- Назовите по порядку летние месяцы. Докажите словами текста, что это говорится о летних месяцах.
– Что происходит в эти месяцы? («Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь».)– Что означают слова «жарко», «душно», «знойно»?
Жарко – жаркая, горячая (погода).
Душно – жаркий воздух, стесняющий дыхание.
Знойно – сильная жара от нагретого солнцем воздуха (обычно летом в полдень).
– Как называются такие слова? Слова – приятели или слова – неприятели.
- какие еще признаки лета вы знаете?
– Закрасьте летние месяцы в годовом круге зеленым цветом
– Как вы думаете, почему автор использует все три слова? (Чтобы показать оттенки жаркой погоды летом.)
- Послушайте четвертый абзац. Про что эта часть сказки? Назовите признаки осени. Перечислите по порядку осенние месяцы.
- Закрасьте часть годового круга оранжевым цветом, где написаны осенние месяцы
Выполним осеннюю зарядку
Ветер сильно вдруг подул,
Листья с дерева смахнул
Закружились листья все,
Прилетели все к земле.
– Итак, скажите, наконец: что это за тройки? (Это месяцы времен года.)
– Назовите все времена года по порядку. (Зима, весна, лето, осень.)
– Сколько же всего птиц выпустил Старик-годовик? Что это за птицы? (Двенадцать месяцев.)
- Послушайте последний абзац.
– Что это за четыре крыла у каждой птицы? (Четыре недели в месяце.)
– Почему в каждом крыле (неделе) по семь перьев? (Семь дней в неделе.)
– Почему у каждого пера одна половина белая, а другая – черная? (День и ночь – сутки.)
– Перечислите названия дней недели. А знаете ли вы, почему так названы дни недели?
– А что же в этом произведении сказочного? (Сам герой - старик-годовик.)
– кто такой Старик-годовик? (Это год.)
– В чем состоит волшебство этого произведения? Почему автор назвал его сказкой? (В жизни не бывает на самом деле такого старика.)
– В чем главная идея сказки? (автор хотел показать, что природе подвластно все, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времен года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна... Наступает день, ночь...)Совмещаем на доске картинки-пазлы в одну круговую картинку, и делаем вывод, что времена года сменяются друг за другом, по кругу.
Практический этап урока.
Первичное закрепление ЗУН
Практическая работа в тетради.
Задание 1
- какое сейчас время года? Когда наступит лето? Какое время года должно пройти после зимы, чтобы наступило лето? Чтобы лучше запомнить последовательность времен года и месяцев предлагаю вам составить ленту времени.
(Дети вырезают из приложения рабочей тетради картинки с изображением времен года и наклеивают их в рабочей тетради (с. 9, №1).Задание 2
Отгадайте загадку
Двенадцать братьев разно называются
И разными делами занимаются.
– Месяцы
Воспользуйтесь рисунком – схемой в учебнике (с.10), пронумеруйте названия месяцев в правильной последовательности (тетрадь, с.10 №4). Подчеркните красным цветом первый месяц в году, синим – последний, месяц вашего рождения подчеркните желтым цветом. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте работы друг друга.
Повышение уровня знаний на основе творческих заданий.
Задание 3
Класс делится на четыре группы. Каждая группа придумывает значок для времени года, зарисовывает, представляет его классу. (Четыре значка вывешиваются на доске)
Задание 4.
Определение времени года по одежде Муравьишки (тетрадь, с.9). Беседа о сохранности здоровья в различные времена года.
Как нужно одеваться, чтобы не заболеть? (по погодным условиям, не переохлаждаться и не одеваться сильно тепло в жаркий день)
Летом обязательно нужно надевать панамку или кепку, чтобы от палящего жаркого солнца не болела голова. Весной во время оттепели нужно обувать резиновые сапоги, чтобы не промокали ноги. Зимой надеваем теплую шапку и рукавицы, обязательно утепляем горлышко шарфом. Осенью защищайся от холодных ветров и дождей плащом с капюшоном, ходи под зонтом, когда идет дождь. Нарисуйте по одному предмету своей одежды, подходящее для каждого времени года.
Работа по учебнику (с.11)
Муравьишка очень любит рисовать. Для вас он сделал четыре рисунка. Каждый рисунок посвящен какому-то времени года. Но Муравей торопился и на его рисунках есть неточности. Попробуйте найти ошибки нашего Муравья.
Итог урока.
Давайте прочитаем вывод всего нашего урока (с.11 учебник).
Что мы узнали сегодня на уроке?
Было ли нам сложно выполнять задания?
Ответим на главный вопрос нашего урока, когда же наступит лето?
За ваши старания на уроке и ответы, вручаю вам значки с вашим временем года, приклейте к себе в тетрадь.