конспект урока Тема: Геометрические фигуры. Развёртка куба
Интегрированный урок по математике и ИЗО в 3 классе
Тема: "Геометрические фигуры. Развёртка куба"
Цели:
обобщить представления о плоских геометрических фигурах и объемных геометрических телах;
создать условия, при которых учащиеся "откроют" способ получения объемной фигуры.
Задачи:
закрепить знания по классификации плоских фигур и объемных тел, их принципиальных различий; познакомить с понятиями «тела вращения» и «многогранники»;
создать условия для творческого поиска в нахождении соответствия между пространственным видом куба и его плоскостным изображением (разверткой);
развивать логическое и пространственное мышление, внимание, память, воображение, творчество;
воспитывать аккуратность, соблюдение правил техники безопасности при работе с инструментами.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, модели объемных геометрических фигур, раздаточный материал (индивидуальные карточки).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, сегодня наш урок посвящен геометрии.
- Давайте вспомним, что такое геометрия? (В переводе с греческого, слово «геометрия» означает «землемерие». В математике, “геометрия” наука, изучающая геометрические фигуры и их свойства)
- Какие геометрические фигуры вы знаете? (Квадрат, прямоугольник, куб, шар и т.д.)
- На какие виды можно разделить эти геометрические фигуры? (Объемные геометрические тела, плоские геометрические фигуры, основные геометрические понятия)
- Тема нашего урока "Плоские фигуры и объемные тела".
- Вот вам первое задание. Необходимо раскрасить плоские фигуры теплыми цветами, а объемные тела – холодными. Вспомним, какие цвета называются теплыми, а какие холодными?
- Все предметы бывают плоскими или объёмными.
- Чем отличаются плоские фигуры от объемных тел? (Плоские фигуры имеют только длину и ширину, а объёмные тела имеют длину, высоту и ширину.)
- Каково же строение объемных тел? (Ребра, грани, основание, вершина).
- Кто покажет на макете перечисленные части объемных тел?
- В качестве закрепления выполним второе задание (по вариантам):
1 вариант - Заштрихуй переднюю и верхнюю грани куба.
2 вариант - Начерти недостающие рёбра.
3 вариант - Посчитай количество вершин в пятиугольной призме.
- А теперь поиграем. Давайте разберёмся, кто с кем «дружит» (Апельсин с шаром, морковь с конусом, лимон с овалом, коробка с прямоугольником).
III. Открытие нового.
1. Тела вращения и многогранники.
- Объемные тела тоже делятся на две группы: тела вращения и многогранники.
- Как вы думаете, почему тела вращения? (Цилиндр можно рассматривать как тело, полученное при вращении прямоугольника вокруг его стороны как оси. Конус можно рассматривать как тело, полученное при вращении прямоугольного треугольника вокруг его стороны как оси.)
- Посмотрите на макете.
- А как охарактеризовать многогранники? (Многогранник - геометрическое тело, ограниченное со всех сторон гранями. Стороны граней называются ребрами многогранника, а концы ребер - вершинами многогранника.)
- Как изобразить объемные фигуры?
- Объемные фигуры изображаются с помощью светотени, иначе невозможно показать, что они “возвышаются” над листом бумаги. И при помощи пунктирной линии изображается невидимый контур. Попробуем показать объём тел вращения и многогранников при помощи светотени. Третье задание:
1
·вариант - конус;
2 вариант - пирамида;
3 вариант - цилиндр. (Анализ работ.)
2. Понятие «развёртки».
- Приступим к следующему заданию. Соотнесите каждое определение с графическим рисунком.
Треугольник, квадрат, куб, пирамида, призма.
- Какие трудности у вас возникли?
- Что называют разверткой объемного тела?
- Как вы думаете, почему она так называется? Попытайтесь сформулировать определение.
- Развёртка в геометрии - множество геометрических фигур, для которых указано, как следует их соединить друг с другом по сторонам и вершинам, чтобы получить данное объемное тело.
В технике развёрткой называют плоскую заготовку или чертёж плоской заготовки, из которой получают объёмную форму детали или конструкции путём изгибания.
- Итак, мы познакомились еще с одной характеристикой пространственной фигуры - ее разверткой. Рассмотрим развертки некоторых объемных тел.
- Из каких плоских фигур они состоят (Куб, цилиндр).
- Что нужно знать и уметь, чтобы построить развертку геометрической фигуры? Знать:
из каких плоских фигур состоит тело (и как их строить);
как соединять друг с другом эти плоские геометрические фигуры.
- Для чего нам нужны развертки геометрических фигур? (Для изготовления моделей многогранников. Например, коробки, упаковка).
IV. Физкультминутка. (Выполняется под песню «Точка, точка, запятая»)
Точка, точка, запятая.
Рисовать руками в воздухе, приседая.
Вышла рожица смешная.
Руками взяться за мочки ушей, показывать рожицу с поворотами туловища.
Ручки, ножки, огуречик
Показывать руки, ноги, чертить овал руками в воздухе.
Получился человечек.
Руки на пояс, повороты туловища влево, вправо.
Что увидят эти точки,
Имитировать руками моргание век.
Что построят эти ручки,
Руки впереди себя, вращать кистями рук.
Далеко ли эти ножки уведут его?
Маршировать на месте.
Как он будет жить на свете?
Поднимать и опускать плечи.
Мы за это не в ответе,
Мы его нарисовали
Только и всего
Разводить руками.
V. Практическая работа.
- Одной из важных пространственных геометрических фигур является куб.
- Какая плоская фигура является гранью куба? (Квадрат)
- Сколько граней у куба? (6)
- А сейчас мы с вами сделаем коробочку с сюрпризом. Для этого на листе бумаги начертите вдоль четыре одинаковых квадрата со стороной и два по бокам. Как показано на рисунке "Развёртка куба". Не забудьте сделать по краям квадратов клапаны, с помощью которых вы будете склеивать куб. По линиям сгиба проведите плотно канцелярским ножом, но смотрите аккуратно, чтобы не прорезать насквозь. Так вы сможете аккуратней согнуть куб. Сгибайте линии сгиба, образовывается куб? Теперь осталось только склеить. На клапаны наносите клей поочередно, и склеивайте их по порядку. Внутри коробочки можете закрепить заготовленные вами ранее сюрпризы.
VI. Выставка и анализ работ.
VII. Итог урока. Рефлексия.
- С какой характеристикой пространственной фигуры сегодня познакомились?
- Что нужно знать и уметь, чтобы построить развертку геометрической фигуры?
- Для чего нам нужны развертки геометрических фигур?
VIII. Домашнее задание. Г.с.70-71(начертить развертку куба, вырежи и склей модель куба, найди площадь всей поверхности куба и начерти этот же куб в масштабе 1:1)
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
Рисунок 820Рисунок 599Рисунок 320315