Методическая разработка урока по технологии Флористика. Выполнение аппликации из природного материала (7 класс)


Методическая разработка урока по технологии для 7-го класса
«Флористика. Выполнение аппликации из природного материала»
Обучающая цель: Дать понятие о флористике, искусстве «икебана»; ознакомить с основными принципами составления букета; научить изготавливать панно из природного материала.
Развивающая цель: Развивать умение составлять букет из природного материала на плоской основе в соответствии с законами композиции; развивать пространственное мышление, эстетический вкус и творческие способности учащихся.
Воспитывающая цель: Воспитывать аккуратность, внимательность, интерес к нетрадиционным видам декоративно-прикладного творчества, бережное отношение к дарам природы.
Метод проведения: объяснение с элементами показа приёмов работы, работа с инструкционными картами.
Форма организации деятельности учащихся: парная работа.
Оснащение занятия.
Выставка готовых работ.
Буклет «Поэтапное выполнение аппликации из природного материала.
Образцы элементов букета (цветочные розетки из семян, гербарий)
Инструкционные карты.
Для практической работы учащихся:
Основа для панно (ДВП, фанера), гербарий, готовые цветочные розетки из семян, семена, клей ПВА, карандаши.
План урока:
Организационная часть урока. Постановка цели и объяснение задач.
Подготовка к восприятию нового материала.
Изложение нового материала.
Практическая работа учащихся.
Презентация работ учащихся. Обсуждение работ.
Закрепление нового материала.
Подведение итогов занятия.
Ход урока:
Организационная часть. Приветствие. Проверка присутствующих и подготовленности к уроку. Сообщение темы и краткий обзор.
Подготовка к восприятию нового материала.
Посмотрите на эти работы, выполненные из природного материала. Они напоминают нам о красоте родного края, тёплых летних днях. Для создания таких работ не требуется больших затрат, зато созданные вами панно достойно украсят любую из комнат вашего дома, послужат отличным подарком. Такая работа долговечна, она не вянет как букет из живых цветов. В ней надолго сохраняется сочность красок и дыхание живой природы. Все эти работы относятся к флористическим работам.
Флористика - разновидность декоративно-прикладного искусства и дизайна; создание флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов и т. д.), которые могут быть живыми, сухими или консервированными.Существует древнее японское искусство оформления букета – икебана. Слово «икебана» означает «живые цветы». Это сложное искусство и надо ему долго учиться. Составление букета здесь подчинено определённым правилам. Некоторые из этих правил мы возьмём себе на вооружение при составлении сухого букета на плоскости.
Бессмертники, флоксы, веточки пижмы, засушенные листья и веточки деревьев, колоски и колючки и многое другое можно использовать при составлении сухого букета. Хорошо смотрятся искусственные цветы из природного материала.
Мы тоже будем сегодня использовать такие цветы, выполненные из различных семян растений – тыквы, дыни, косточек абрикоса, сливы, скорлупок фисташек.
Изложение нового материала.
Даже самые красивые цветы, собранные в охапку без всякой пропорции, без знания основ композиции не будет красиво смотреться.
Давайте вспомним что такое «композиция»
Композиция (в переводе с латинского означает «сочинение», «составление», «расположение») – это взаимосвязь элементов в художественном произведении, от которой зависит его смысл и строй.
С чего мы начнём составление букета? Сначала мы должны «поставить» в вазу ветки зелени, при этом ажурные лёгкие веточки желательно расположить вверху и по бокам, а более плотные ветки и листья – снизу. Как гласит один из законов икебаны, «над букетом обязательно должно быть пустое пространство». Это неотъемлимая часть красоты букета. Затем нам нужно сформировать композиционный центр. Взгляд зрителя должен падать прежде всего на него. Для этого подготовили самые большие и красивые цветочные розетки из семян и скорлупок фисташек. И как нас учит икебана, мы должны дополнить букет более мелкими цветами – помощниками, а также бутонами нераскрывшихся цветов. Не бойтесь прикрывать листьями и цветами верхнюю часть вазы. Это придаст более естественный вид вашему букету.
И ещё, в составлении букета очень важна новизна. Когда вы вносите в свою работу какое – то новое решение, новый элемент, то это подчёркивает вашу индивидуальность и неповторимость вашего букета.
Итак, сделаем вывод: при составлении букета на плоской основе нужно руководствоваться следующими основными принципами:
Вокруг букета должно быть достаточно пустого пространства.
Необходимо наличие композиционного центра.
Букет должен быть дополнен мелкими цветами – помощниками.
При составлении букета очень важна новизна.
Когда у вас не возникнет желания что – то поменять в работе, передвинуть или дополнить чем – то , значит ваша композиция составлена правильно и вы можете приступать к следующему этапу – приклеиванию элементов букета к основе. Но сначала нужно наметить слегка карандашом месторасположение веток, листьев, так как запомнить их точное расположение очень трудно (демонстрация). После того, когда зелень будет приклеена, приступайте к приклеиванию цветочных розеток и цветов – помощников.
Наносить клей следует осторожно (на обратную сторону листьев и веток), так как они очень хрупкие и могут сломаться. На следующем уроке, когда работа просохнет, можно будет немного оживить некоторые элементы букета красками и покрыть работу лаком для того, чтобы сделать её ярче и закрепить на основе.
В конце урока мы сделаем выставку ваших работ и проведём их презентацию. Поэтому дайте поэтичное название вашему букету. Во время презентации вы объясните, почему вы дали ему такое название.
Теперь приступаем к практической работе. Используйте в работе инструкционные карты. Желаю всем удачи.
IV. Практическая работа учащихся.
Обход: проверка правильности расположения элементов букета, соблюдения правил техники приклеивания.
V. Презентация работ учащихся. Обсуждение работ.
VI. Закрепление нового материала.
Вопросы для закрепления:
Что такое «флористика»?
Скажите, как называется японское искусство составления букетов.
Что означает в переводе «икебана»
С чего мы начинаем составление букета на плоской основе?
Назовите основные принципы составления букета.
В чём состоит «новизна» букета?
VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.