Обобщение опыта Моя творческая мастерская
Из опыта работы
«Моя творческая мастерская».
Я работаю учителем технологии 14 лет и очень люблю свою профессию. Школа стала моей жизнью, которая не стоит на месте. Здесь всё бурлит, кипит, вертится - горящие глаза, удивлённые и восхищённые возгласы, радостные улыбки, сосредоточенные взгляды. Всё это мне очень нравится! Я не просто преподаю свой предмет, но и сама учусь вместе со своими учениками, ведь «Технология» учит жизни. Можно быть хорошим поэтом, художником, математиком, филологом, инженером, руководителем. А как стать хорошей женой, матерью или отцом, хозяйкой в доме, где всех окружает комфорт, забота, любовь, уют? Где ещё учат этому? Только на уроках технологии. Зёрнышки, зачатки этих знаний совершенствуются всю жизнь каждым человеком. Как учитель технологии считаю, что это та наука, через которую можно наслаждаться красотой окружающего мира и самим создавать эту красоту! Поэтому стараюсь, чтобы каждый урок был уроком – открытием, творческой мастерской.
В своей работе я часто использую элементы технологии творческих мастерских. Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами и психологами.
Своё название данная технология получила из-за того, что Педагог здесь проявляется в новом качестве, на уроке он перестаёт быть учителем – он становится Мастером. Мастер создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов.
Моя творческая мастерская – это не место и класс, а настоящее событие в жизни учеников. Цель мастерской – подтолкнуть к поиску, избавить от чувства страха, раскрепостить, побудить к общению и творчеству.
На уроке, чаще, я выступаю в роли консультанта и советника, помогаю организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении разнообразных приёмов и способов достижения результата.
Основная идея здесь – все способны!! Все могут достигнуть высокого развития, но только за разный промежуток времени.
Девиз творческой мастерской: « Каждый способен творить на своем уровне». Это доверие к человеку, вера в его силы и возможности. Мастерская считается состоявшейся тогда, когда участники в процессе деятельности забывают про учителя. Причём это не означает, что в классе царит хаос и обучающиеся могут занимаются чем угодно, нет, приходится мягко направлять, не навязывая свои суждения. Мастер не призывает: «Делай как Я». Он говорит: «Делай по-своему». Он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью обучающихся.
Мастерская предполагает организацию учащихся в малые группы (2-3 человека). Я предлагаю ребятам творческий характер деятельности, направляет их на поисковые методы.
Сам факт групповой работы способствует развитию коммуникативных навыков ребят, даёт им возможности научиться распределению обязанностей в мини-коллективе, учить слушать, аргументировать, использовать преимущества коллективного поиска.
В начале занятия дети получают материал - основу, после использования которой, они могут свои открытия. К этому материалу я продумываю несколько заданий, для их выполнения понадобятся навыки поиска и творческий настрой. Это могут быть ребусы, предметы из волшебной шкатулки. К ребятам могут приходить волшебные герои из мультфильмов или пальчиковые куклы и приносить с собой необычные задания. Часто ключевые слова прячу в шифровке, причём процесс разгадывания зачастую динамичен и сопровождается не словами, а мимикой жестами. У ребят в это время включается большое количество мыслительных процессов (сравнение, абстрагирование, анализ и др.)
Я стараюсь построить урок так, что бы у каждого ученика была возможность добиться своего результата. Ребёнок свободен в выборе инструментов для познавательной деятельности, свободен в построении своей работы и т.д. Его не должны сковывать рамки, он должен чувствовать себя открытым для творчества и для самовыражения.
Например, можно подготовить этапы изготовления изделия не в словесном описании, а с помощью карточек-фотографий. Учащиеся, исходя из жизненного опыта, раскладывают карточки в определённой последовательности. Здесь наиболее значимы не сами познания, а процесс познания. Ученик движется к истине своим путём.
Нужно всегда помнить. Что ученик имеет право на ошибку. Ошибка тоже двигатель познания.
Нужно помнить ещё одну особенность при создании творческой мастерской – это совместная работа . Она только усиливает эффект плодотворной работы.
Этапы творческой мастерской
Эти этапы являются основными, и придерживаться их очень важно:
Индукция. Суть этапа в эмоциональном настрое на интересную работу, в мотивации к творчеству. Главный ресурс – индуктор. В его роли выступает любой информационный сигнал (рисунок, предмет, слово, текст, звук), задача которого вызвать поток ассоциаций у ученика.
Деконструкция. Обозначает неспособность с помощью имеющихся средств выполнить задание. В этот момент формируется информационное поле с помощью которых ребёнок готов к восприятию предлагаемого материала.
Реконструкция. После деконструкции нужно хаос превратить в проект решения проблемы. Проходит обсуждение и выдвижение гипотезы, которая представлена в творческих проектах – рисунках, текстах, стихах и т.д.
Социализация. Важный этап. Здесь ученики сопоставляют свой полученный материал с результатами работы других групп, делают выводы, обнаруживают закономерности и связи.
На этом этапе даётся одно задание для всего класса, ответы сообщаются всем. Здесь важно умение говорить, доносить информацию, аргументировать. За отработкой этих моментов следит Мастер.
Афиширование – это презентация результатов работы, выраженных в тех же схемах, проектах, рисунках. Этот материал ученикам предстоит защитить.
Разрыв - является кульминацией процесса творчества и завершается так называемым (озарением). То есть ученики шире смотрят на свои знания, на свои открытия и понимают, что все разгадки и выводы впереди, у ученика пробуждается интерес к дальнейшему, более глубокому познанию.
Рефлексия. На этом этапе ученик анализируют свою деятельность на уроке, своё удовлетворение этим, своё эмоциональное состояние.
Технология творческих мастерских помогает учителю лучше узнать своих учеников, в ином свете увидеть их потенциал, а для самих ребят это прорыв в самореализации на уроке.
Ещё люблю я красоту творить руками,
Своих учеников я этому учу.
Мои работы вы увидите здесь сами,
Поймёте, что всё нам по - плечу.
Мы можем красоту создать из самых малых крох: из пуговиц, бутылок, коряги и соломки, из ленточек, крупы, кусочка ткани-
Всё это делаем своими мы руками.