Проблема вредных зависимостей на страницах художественной литературы
ПРОБЛЕМА ВРЕДНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ НА СТРАНИЦАХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Реферат
Содержание
стр.
Введение …………………………………………………………… 3
1. Карта болезней литературных персонажей XIX века
1.1Болезни душевные, а не телесные……………………………… 5
1.2А.П.Чехов о медицинском диагнозе «эмансипе»…………….. 6
1.3 Неоднозначные отношения человека с вредной привычкой.. 7
2. Алкогольная и наркотическая зависимость
2.1 Алкогольная зависимость - одним из видов наркомании … 9
2.2 Образ наркомании в художественной литературе …............ 10
Заключение………………………………………………………… 12
Приложение………………………………………………………… 13
Введение
К вредным зависимостям относятся, прежде всего, различного рода наркоманические пристрастия: наркомания, табакокурение, злоупотребление алкоголем. С наркоманией человечество знакомо издревле, но в последние десятилетия она распространилась по всему миру подобно эпидемии, поражая преимущественно молодежь. Основными потребителями наркотиков является молодежь в возрасте 12-25 лет. По информации Минздрава России, в 2005 году средний возраст приобщения к наркотикам в РФ составляет 15-17 лет, участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 9-13 лет и детьми 6-7 лет. Воля, сознание, поведение, память – все, что отличает человека от животных, становится вторичным, зависимым от того наркотического средства, которое вызвало удовольствие. Наркотики отрицательно воздействуют на функции коры головного мозга. Отсюда вывод: эффект удовольствия, независимо от источника, становясь привычкой, грозит утратой здоровья – его следует сдерживать, контролировать.
Художественная литература может непосредственно влиять на поведение человека.
Образ наркомании в художественной литературе явление не вполне обычное, но и не редкое. В основном это литература автобиографичная. Начало образу наркомании положил английский романтик Томас Де Квински в своей «Исповеди англичанина, употреблявшего опиум». Уильям Бероуз - американский писатель - автор романов «Джанни. Исповедь неисправимого наркомана». Французский символист Шарль Бодлер в своём трактате «Искусственный рай».
Целью настоящей работы является исследование вопросов вредных зависимостей в творчестве русских и зарубежных писателей, в том числе писателей-врачей. К числу основных задач относятся:
-изучение творчества русских писателей (А.П.Чехова, М. А. Булгакова, Л. Н. Толстого, Н.А. Островского), направленного на борьбу с вредными зависимостями;
-изучение творчества зарубежных писателей (Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера, Томаса Де Квински, Уильяма Бероуза, Шарля Бодлера), направленного на борьбу с табакокурением и наркозависимостью;
-изучение проблемы вредных зависимостей в повести врача Ф.Г. Углова.
Наркомания вызывает тяжелые расстройства психики, разрушает организм человека и неизменно ведет его к преждевременной смерти.
Формирование здоровых привычек базируется на сознательном самовоспитании у подростков полезных для здоровья стереотипов. Здоровье несовместимо с вредными привычками, разрушающими его, поэтому отказ от них – один из обязательных элементов здорового стиля жизни.
Создавая определенный эмоциональный и психологический настрой, активизируя мышление, сопереживание, художественная литература становится помощником в чрезвычайно сложной, но необходимой работе с обучающимися по борьбе с вредными зависимостями.
1.Карта болезней литературных персонажей XIX века
1.1 Болезни душевные, а не телесные
На протяжении всего XIX века на карте болезней литературных персонажей наиболее убедительными являлись болезни душевные. Редко кому из героев приходила мысль позаботиться о теле.
Очевидно само решение вопроса: из двух ядов – табак и жизнь – более страшен второй, а табак – это уже так, верный способ «издохнуть» от расстройства нервов, печально признаётся герой Чехова.
А. П. Чехову принадлежит сатирический анализ причин интереса к табаку. Иван Иванович Нюхин из сцены-монолога «О вреде табака» читает лекцию о пагубном влиянии дурной привычки на человека. Ботанические справки в его речи соседствуют с «полезными» для «господ врачей» жизненными наблюдениями и умозаключениями:
Нюхин курит по причинам, уже осмеянным в середине XIX столетия: нервы надо успокоить. А. П. Чехов решает проблему курения в своих рассказах.
1.2 А. П. Чехов о медицинском диагнозе «эмансипе
Медицинский диагноз «эмансипе» ставит писатель-врач. В рассказе «Володя большой и Володя маленький» писатель с усталостью врача констатирует запущенность болезни Маргариты Александровны: «...Девушка уже за тридцать, очень бледная, курившая без передышки, даже на сильном морозе; всегда у неё на груди и на коленях был пепел». Для Чехова-медика курение на морозе означает прямой путь к чахотке. Автор жалеет эмансипе 80-х, она нелепа в своих мужских привычках, с утра до вечера читала толстые журналы, обсыпая их пеплом».
Теперь же, в литературе конца XIX – начала XX века, всё чаще появляется сюжет, пародирующий любовное томление: женщины лёгкого поведения пристают к прохожим с недвусмысленным предложением, завязка которого своей бесхитростностью («Мужчина, сигаретки не найдётся?») пародирует дискуссии 60-х, когда сигарета и совместные перекуры символизировали идею женской свободы.
Начиная с XIX века в сознании укореняются формулы, отражающие неоднозначные отношения человека с вредной привычкой. Раздолье для курильщиков наступает в романах и повестях Эмиля Золя, Гонкуров, А. П.Чехова. В романах писателей соотношение поклонников табака и некурящих почти одинаково: здесь курят дети, женщины, даже представители профессий, которых мифология XX века наградит стойким неприятием табака. К примеру, рассказывая об американской акробатке Томпкинс, авторы «Братьев Земганно» с интересом изучают привычки заокеанской примы: «Позавтракав и вернувшись в гостиницу, она курила папироски, то и дело цепляясь за трапецию, которую не оставляла ни на минуту в покое». В качестве иллюстрации страсти и необузданности характера курильщицы приводится анекдотический случай. Служащие цирка сделали гимнастке замечание, предупредив, что папироска может причинить неисчислимые убытки, если заведение сгорит; американка, не теряя хладнокровного спокойствия, поинтересовалась о размере страховки цирка и пообещала выплатить «несколько тысяч» франков в том случае, если её папироска станет причиной пожара.
1.3 Неоднозначные отношения человека с вредной привычкой.
Бальзак почти за два десятилетия до появления романа Флобера обрушился с жесточайшей критикой на табак, устрашающе вывел выстраданную личным опытом аксиому: «Курить сигарету – значит курить огонь».
Известны положения трактата Бальзака «О табаке»: у курильщика засоряются сосуды, всякое излишество сокращает жизнь». Бальзак сознательно, а Шарль интуитивно отрицают табак, видят в нём зло,
Л.Толстой негодует, увещевает, утверждает, что курение – это «добровольное сокращение жизненных сил, истощение жизненных соков, осознанное отупление и отказ от человеческой самости». Персонажи Толстого упорно не желают дружить с табаком.
Нередко дети и подростки хотят казаться взрослыми и вследствие этого приобщаются к курению, не задумываясь о последствиях. В повести Л.Н. Толстого «Юность» дается описание острого отравления никотином. Курить или не курить – это совсем не личное дело. Курящий человек не имеет морального права считать себя культурным.
В отрывке из романа Н.А. Островского «Как закалялась сталь» показано, как силой воли можно заставить себя бросить курить. Время, в течение которого формируется привычка курить, человек знать не может. Существует более десяти способов бросить курить. Но главное – нужно по-настоящему захотеть освободиться от вредной привычки, проявить волевое усилие.
В притче о табаке из рассказа А. П. Чехова «Дома» отец осмелившемуся закурить малолетнему сыну рассказывает сказку о том, что « у старого царя был единственный сын и наследник царства – мальчик, Это был хороший мальчик. Один только был у него недостаток – он курил…– От курения царевич заболел чахоткой и умер, когда ему было 20 лет. Дряхлый и болезненный старик остался без всякой помощи. Некому было управлять государством и защищать дворец. Пришли неприятели, убили старика, разрушили дворец, и уж в саду теперь нет ни черешен, ни птиц, ни колокольчиков. Так-то, братец… но на Сережу вся сказка произвела сильное впечатление. «Лекарство должно быть сладкое, истина красивая… И эту блажь напустил на себя человек со времен Адама… Впрочем… быть может, всё это естественно и так и быть должно… Мало ли в природе целесообразных обманов, иллюзий.
Курение табака и других табачных изделий – самая распространенная вредная привычка наркотического типа. Она обычно сочетается с употреблением алкоголя и может стать начальной стадией пристрастия к наркотикам.
2. Алкогольная и наркотическая зависимость
2.1Алкогольная зависимость - одним из видов наркомании
Алкогольная зависимость - одним из видов наркомании
При всех других способах применения, в том числе при приеме внутрь, алкоголь действует как средство для наркоза, т.е. действует непосредственно на центральную нервную систему, вызывая потерю сознания, расслабляя мышцы, выключая болевую чувствительность. Как все другие средства для наркоза, например эфир, алкоголь – токсическое средство, которое может привести к острому отравлению, циррозу печени, алкоголизму.
Алкоголь – яд для нервной системы.
Много жизненных поучительных примеров можно найти в книге Ф.Г. Углова «Сердце хирурга», а также перенять оттуда опыт перехода к безалкогольным традициям. Ниже приводится отрывок из этой повести: с описанием острого отравления алкоголем, отравления со смертельным исходом, алкогольного цирроза печени.
2.2 Образ наркомании в художественной литературе.
Герой рассказа М. А. Булгакова «Морфий» доктор Поляков впервые обратился к морфию, страдая от невыносимых, неизвестного происхождения болей в животе.
«...Доза Полякова быстро растет, частота приемов усиливается. Между приемами наступают тяжелые состояния, обусловленные незначительным, но вынужденным воздержанием от наркотика. Но его беспокоит, что коллеги могут догадаться о его «пороке» (так же как и Де Квинси он считает свое заболевание «пороком»). В состоянии ломок, читая медицинский учебник и цитируя строки об абстинентном синдроме морфиниста, который характеризуется как «тоскливое состояние», он комментирует их следующим образом: «Тоскливое состояние»!... Нет, я, заболевший этой ужасной болезнью, предупреждаю врачей, чтобы они были жалостливее к своим пациентам. Не «тоскливое состояние», а смерть медленная овладевает морфинистом, лишь только вы на час или два лишите его морфия. Воздух не сытный, его глотать нельзя... в теле нет клеточки, которая бы не жаждала... Чего этого нельзя определить, ни объяснить. Словом, человека нет. Он выключен. Движется, тоскует, страдает труп. Он ничего не хочет, ни о чем не мыслит, кроме морфия. Морфия!» И в конце этой дневниковой записи подводит итоги: «Смерть – сухая, медленная смерть...
Последствия, к которым приводит постоянное применение наркотиков, раскрываются в повести известного врача Ф.Г. Углова «Сердце хирурга».
Заключение
Многие убеждены в том, что забота о здоровье входит в обязанность врача. Но это не так.
Учеными доказано, что здоровье человека лишь на 7-10 % зависит от здравоохранения и более чем на 50 % от образа жизни, т.е. от знаний и умений сохранять его самим человеком.
Пренебрежение этим приводит к тому, что человек не берёт на себя ответственность за собственное здоровье, не рассматривает здоровье как высшую ценность.
Эффект в формировании здоровых привычек существенно повышается, если раскрываются «секреты» здоровья.
Необходима скрупулезная ежедневная работа, проводимая по четкой системе в формировании здоровых привычек.
Однако следует отказаться от узкого подхода: только лечить, только учить, только воспитывать. Важен комплексный подход по предупреждению отклонений здоровья, в том числе и влияние художественной литературы неоспоримо. Нужно показывать преимущество здорового стиля жизни, обучать радости ощущать себя здоровым, удовлетворенным от помощи другому в сохранении и укреплении здоровья.
Приложение Ф.Г. Углов «Сердце хирурга»
В ночной час мы свернули с широкой центральной улицы на узкую боковую, по ступенькам спустились к закрытой двери полуподвального помещения. На вопрос, кто стучит, заданный по-китайски, Гаврилов тоже по-китайски отозвался: «Четырехглазый». Нас тут же впустили. Оказывается, за круглые очки обитатели притонов окрестили милиционера Гаврилова «четырехглазым».
В нос ударил тяжелый запах гнили и застоявшейся сырости. В огромной комнате плавал сине-желтый ядовитый дым, и, приглядевшись, я увидел много людей, в разных позах сидящих и лежащих на захламленном полу. Кое-кто из них спал, кое-кто бредил, бормоча непонятные фразы, другие с тупой полусонной отрешенностью смотрели перед собой и – было видно – ничего не замечали. Иные же с блаженным выражением на лице курили длинные глиняные трубочки, наполненные гашишем. Как после объясним мне Гаврилов, за щепотку гашиша, вот за такой миг – посидеть с заветной трубкой во рту – тут готовы на любое, самое тяжкое преступление. Порок затмевает разум.
Среди всех особенно жалкий вид имели женщины, опустившиеся в конец, утратившие человеческий облик… Хозяин притона – толстый, с длинной черной косой и заплывшими глазками китаец – подобострастно отвечал на вопросы моего спутника. Гаврилов подошел к одному из обитателей подвала и попросил снять рубаху. Тот, хотя и не охотно, но снял ее. Страшное зрелище представляло собой его тело, сплошь покрытое гноящимися струпьями. Это был морфинист, сам себе делающий уколы морфия. Так как при уколе шприц и игла, руки и тело не дезинфицировались, тут же возникло нагноение. Нагноения захватили уже всю спину, грудь и плечи…Еще ужасней выглядели у него ноги от паха до лодыжек – на них были огромные, незаживающие язвы. Зачастую морфинисты, подгоняемые нетерпением, вводят себе морфий прямо через одежду, не выбирая где на теле здоровое место, а где рубцы и струпья.
Гаврилов попросил снять кофточку молодую, но изможденную, с потухшими равнодушными глазами женщину, и она безропотно, без признаков смущения обнажила тело. Та же мрачная картина – язвы, сочащийся из-под струпьев гной.
К употреблению алкоголя многие взрослые относятся чуть ли не благосклонно. Устоявшаяся традиция превращает почти любое дружеское застолье или вечеринку в состязание по части вино пития.
Огромен вред даже одноразового приема алкоголя подростками. Тринадцатилетняя Таня Р. приехала из Москвы на летние каникулы в деревню к родственникам. У них в сарае хранилось самодельное вино из яблок. Напиток был приятного вкуса, и Таня выпила около стакана. (Если представить, что это вино было крепостью около 10-12 градусов, то девочка выпила около 20-25 граммов чистого алкоголя, или 50-60 граммов водки). Вскоре она почувствовала резкую слабость, после чего потеряла сознание. В детской больнице, куда ее привезли, состояние девочки было крайне тяжелым. У нее наблюдались судороги, во время которых она выкрикивала бессвязные слова, билась головой о кровать. Девочку с трудом удавалось удерживать в постели. На окружающих она не реагировала, болезненности уколов не ощущала. Дыхание было шумным, клокочущим. Только через шесть часов судороги прекратились и больная погрузилась в глубокий сон. Постепенно здоровье Тани улучшилось. Однако быстрая утомляемость, вялость, головные боли оставались у нее в течении нескольких месяцев, что говорило о глубоком и стойком поражении не только коры головного мозга, но и всей центральной нервной системы.
У них была небольшая и дружная семья. Отец работал на заводе, она на фабрике. Сын Ваня десяти лет перешел в четвертый класс. Он хорошо развивался, учился на «отлично», проявлял способности к рисованию.
Отец увлекался рыбалкой, и сын нередко рыбачил в летнее время вместе с ним. Зимой отец уходил со своими приятелями на последний лов и сына, как правило, с собой не брал. В этом году Ваня упросил взять его с собой.
Когда пришло время обеда, все товарищи отца собрались вместе, достали термосы с горячей пищей. Кроме того, каждый вытащил по бутылке водки. Как говорят злые языки, весь интерес зимней ловли для рыбака заключается в том, чтобы выпить на морозе. И в этот раз всем налили по стакану водки! Мальчику тоже поднесли стакан, наполовину наполненный водкой. Он испугался, так как знал, что вино вредно. Мать неоднократно ему об этом говорила.
- Я не буду пить. Мне мама запретила, - робко возразил он. Но его сразу же стали уговаривать все мужчины.
- Причем тут мама? Ты же мужик! Надо привыкать быть в компании!
- С мороза обязательно надо выпить, чтобы согреться!
- Я не замерз, - продолжал сопротивляться мальчик.
- Зачем уговариваете мальчишку? Надо радоваться, что он не хочет пить, - возразил кто-то из компании.
- Пускай привыкает, на то он и мужик, - настаивали другие.
- Ничего, сынок, выпей, раз старшие просят, - согласился отец, на которого мальчик все время поглядывал, как бы ища у него защиты.
Ваня выпил немного и тут же, закашлявшись, поставил стакан.
- Нет, брат, давай выпей как следует, чтобы согреться.
- Пей, это сначала водка кажется горькой, а потом сладкой будет! Первая рюмка колом, вторая соколом, - гоготали мужики и настояли на том, чтобы Ваня выпил. За второй прием он сделал еще несколько глотков, но, не допив до конца, оставил стакан. По словам отца, выпито было не более одной трети стакана. Врачи спасали ребенка, но ничего не помогало, он умер, не приходя в сознание.