Краеведческий компонент в дополнительном образовании для учащихся 5-8 классов


Краеведческий компонент
в условиях дополнительного образования
Составила Калита Ирина Анатольевна
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Дом детского творчества»
Черлакского муниципального района
Омской области
Черлак, 201
(слайд 2) Совершенно  необходимо изучать  краеведение, заниматься в кружках…
К патриотизму  нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать,
воспитывать любовь к родным местам…
Не будет корней в родной местности, родной стране - 
будет много людей, похожих на растение перекати-поле…
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном.
Работа над темой « Краеведческий компонент в условиях дополнительного образования» является, на мой взгляд, весьма актуальной в сфере дополнительного образования детей.
Краеведческий компонент крайне важен для современного образования. Правда, увы, не во всех моделях образования он представлен на должном уровне.
Бывает даже так, что обучающийся активно познает культуру, традиции, язык другой страны, но то, что происходит вокруг него, знает очень поверхностно. Важно помнить, что при действительно качественном уровне образования этот фактор должен «шагать в ногу» именно вместе с краеведческим компонентом. То есть, здесь работает известный принцип «не вместо, а вместе».
Родной район, город, село, становится для ученика великолепной развивающей средой. Обучение становится более наглядным, практически ориентированным, а значит чрезвычайно актуальным и полезным для обучающегося. Кстати, этот момент является очень важным для мотивации обучения, формировании реальной заинтересованности в предмете. Кроме того, наличие краеведческого компонента делает любой предмет более живым.
Изучение краеведческого материала – необходимый и значимый компонент содержания школьного образования. Именно он позволяет, с одной стороны, создать зримую, целостную картину мира, дать представление о связях в природе, о взаимосвязях природы и общества, а с другой стороны, - представляет возможность, рассмотреть и узнать детально все составляющие природы, жизни и деятельности населения, их взаимодействия на определенной, конкретной территории. В основу школьного краеведения заложена та мысль, что своё близкое и в природе, человеческой жизни и в хозяйственной деятельности понятнее, проще, яснее, чем чужое и далекое. Даже отдельные примеры, взятые учителем из жизни, очень оживляют изложение и делают его более понятным и доступным. Даже отдельные примеры такого порядка в известной мере перекидывают внимание с книжных примеров на реальную жизнь.
(Слайд 3) Цель реализации краеведческого компонента: создание условий для развития личности учащихся, формирование у школьников системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды, понимания роли людей и значение их деятельности в оптимальном соотношении природы и общества, воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю.
Задачи:
1. Развитие устойчивого интереса учащихся к происходящим в природе и обществе явлениям и процессам, происходящим в Омской области.
2. Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, бережного отношения к природе и ее богатствам через встроенное изучение особенностей природы и населения родного края.
3. Овладение системой комплексных знаний о своем родном крае.
4. Формирование краеведческой культуры и мышления, и связанных с ним умений:
оценивать природные условия и ресурсы с точки зрения жизненных потребностей человека и его хозяйственной деятельности;
оценивать экологическую ситуацию в своем крае и последствия хозяйственной деятельности на окружающую среду;
5. Вооружить учащихся специальными и учебными умениями, позволяющими им самостоятельно обретать новую информацию из различных источников (карты, картосхемы, дополнительная литература, периодическая печать, ресурсы Internet).
Формирование образовательной структуры современного общества связано с освоением новых образовательных пространств, где значимой составляющей выступает система дополнительного образования детей.
Закон РФ «Об образовании» повысил социально-педагогическую и социокультурную значимость дополнительного образования детей: ему придан образовательный статус, что чрезвычайно важно. В связи с этим краеведческий компонент в дополнительном образовании переживает своё новое рождение и выступает в виде особого уникального социального института, обладающего мощным образовательным потенциалом.
  Разработка содержания  основных форм деятельности школьников, в дополнительном образовании, направленных на раннее самоопределение должно  осуществляться  с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, их общих особенностей. 
(слайд 4) На примере модифицированной дополнительной образовательной программы «Юный краевед», которая является педагогически целесообразной, так как призвана помочь педагогу расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим.
Целью программы является формирование ключевых и специальных компетентностей обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
Овладение школьниками системой знаний об историческом прошлом края, села.
Развивающие:
Развитие навыков анализа и сопоставления источников, работы с историческими источниками
Воспитательные:
Воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.
(слайд 5) Хотелось бы отметить важность использования форм и методов обучения. Групповые формы деятельности подразумевают занятия в небольших группах по 10-12 человек, под руководством педагога.
Индивидуальные формы деятельности предполагают общение школьника с педагогом.
В процессе работы  используются эти формы деятельности на кружке «Юный краевед».
Наиболее эффективными  из форм являются: беседа-диалог, занятия  в экспозиции Комнаты Трудовой Славы жителей Черлакского муниципального района, пешеходные экскурсии к памятным местам поселка, игры, викторины, конкурсы. Установлено, что игровые формы обучения значительно расширяют рамки образовательной программы, стимулирует обращение школьников к краеведческой литературе.
 В совокупности  с различными формами организационной работы эта деятельность  позволяет педагогу дать учащимся основательные знания  по истории и культуре родного края, подготовить их к профессии экскурсовода.
(слайд 6)Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся, в работе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образовательного процесса. В своей работе использую образовательные технологии:
Здоровьесберегающие, которые позволяют соблюдать охранительный режим обучения, равномерно распределять во время занятий различные виды заданий.
(Слайд 7, 8, 9, 10 11, 12, 13)Проблемно-поисковые:
акция «Забытые имена», благодаря которой мы пополнили фонды Комнаты. Велась краеведческая работа в школах района и ребятами краеведческого кружка Дома детского творчества (слайд 7)
акция «Имена черлакцев, вписанные в летопись страны», которая стартовала в марте прошлого года. В этом году акция продолжает своё движение и с 11 апреля урны для мини-анкет находятся в ЧСОШ № 1(слайд 8)
Мини-акция «Подари открытку», на кружке изготовили открытки и вышли на улицы поселка. (слайд 9)
Технологии имитационно-моделирующего обучения:
Была проведена викторина для школ поселка «Черлак, ты родина моя», где дети узнали больше о поэтах Черлакского района, из истории образования Черлака.
Планируется работа по оцифровке документов из основного фонда Комнаты Трудовой Славы.
Технология исследовательской направленности дает возможность обучающимся пополнять свои знания «Это нашей истории строки», «Летопись сибирских деревень»
Информационно-коммуникационные технологии интенсифицируют процесс образования и воспитания, активизирую познавательную деятельность обучающихся (умение работать с информацией различных источников, исходя из чего, у обучающихся формируется информационная культура).
Для выявления результатов работы в кружке «Юный краевед» используются разные виды и формы контроля:
Викторины по изученным темам, участие в краеведческих конкурсах, экскурсии по Комнате Трудовой Славы.
Два раза в год осуществляется диагностика достижений обучающихся, в качестве критерия оценки считать следующие умения и навыки:
Умение самостоятельно приобретать краеведческие знания,
Умение вести дискуссию,
Навыки исследовательской работы.
Ведущей формой занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий.
Реализуя краеведческий компонент в дополнительном образовании, мы столкнулись с тем, что приобщение школьников к традициям и обычаям родного края невозможно без приобщения к предметам старины. Поэтому посещение музея Черлакского района является одной из форм работы по созданию благоприятной познавательной среды.
Программа «Юный краевед» разработана с учётом возрастных особенностей детей. Построение занятий предусмотрено по принципу от простого к сложному.
Полноценное краеведческое образование должно охватывать все стороны жизни региона: исторические судьбы и современные условия, природные особенности и культурное наследие, вклад в развитие России и региональную специфику. Это требует включения в образовательную программу по краеведению сведений из разных областей науки и гуманитарного знания, что обусловливает необходимость разработки полипредметного (или модульного) курса.
(слайд 14) Структура краеведческого образования может предусматривать разные формы (способы) его реализации: самостоятельный учебный краеведческий курс, краеведческий (региональный) компонент в других учебных курсах, краеведческий компонент во внеклассной работе и дополнительном образовании. Оптимальной можно считать такую модель реализации краеведческого компонента, которая учитывает специфику разных этапов общего образования и охватывает как учебную работу, так и сферы дополнительного образования и воспитания.
(15 слайд) Спасибо за внимание!