Конспект урока по литературному чтению на тему В. Берестов «Гляжу с высоты», В. Лунин «Я и Вовка».


В. Берестов «Гляжу с высоты», В. Лунин «Я и Вовка»
Цель: создать условия для ознакомления со стихотворениями о дружбе; способствовать развитию речи, навыков чтения
Планируемые УУД:
Предметные – научатся читать в слух с постепенным переходом на чтение про себя, объяснять и понимать поступки героев; получат возможность научиться увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям; объяснять нравственный смысл произведения.
Метапредметные – познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.
Личностные – развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.Тип урока: решение частных задач.
Ход урока
1. Орг. момент
-Приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний
1) Проверка домашнего задания
-Дети наизусть рассказывают стихотворение «За игрой» В. Берестова.
2) Речевая разминка
-прочитайте скороговорку сначала медленно, четко произнося слова, постепенно наращивая темп чтения.
Три скороговорки прокатились с горки.
3. Постановка темы и целей урока
-Прослушайте куплет песни «Мир похож на цветущий луг».
-Как вы думаете, почему прозвучало эта песня?
-Попробуйте предположить, о чём будем говорить на уроке?
-Что мы знаем о дружбе о друзьях?
4. Работа по теме урока
1) В. Берестов «Гляжу с высоты».
-Подумайте, если вы обиделись, значит ли это, что вас хотели обидеть?
-Что вы посоветуете своим друзьям, если вы надулись, отвернулись и «живете» в своей обиде, как герой этого стихотворения?
-Послушайте стихотворение В. Берестова:
Мой хитрый друг благоразумно ждёт,Когда обида у меня пройдёт.Со временем душа переболит,Но время и от дружбы исцелит.А если б он пришёл сюда сейчас,То не было б друзей счастливей нас!
-Какие мысли возникли у вас, когда вы услышали стихотворение7-Почему друг назван «хитрым»?
-Почему его выжидание автор назвал «благоразумным»?
-Всегда ли правильно ждать, когда обиделся твой друг?
-Когда употребляется выражение «душа переболит»? Как вы понимаете его смысл?
-Как вы понимаете строки: «Но время и от дружбы исцелит»?
-Прочитайте совет В. Берестова, помещенный в учебнике, самостоятельно. Как вы понимаете слова «гляжу с высоты»? Знакомо ли вам выражение «быть выше обиды»?
2) В. Лунин «Я и Вовка» (Стихотворение учителем)
-Кто хочет поделиться своими впечатлениями от прочитанного стихотворения?
-Как вы считаете, можно ли мальчиков из этого стихотворения назвать друзьями? Почему? Объясните свою точку зрения.
-Какое настроение передает автор стихотворения? Изменится ли оно в конце?
-Какие строки вы бы считали с радостью?
-А как вы прочитаете строки, к которых мальчик рассказывает о своих о своих переживаниях?
-Подготовьтесь читать выразительно, подумайте, какие слова надо выделить голосом.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5. Закрепление знаний и способов действий
1) Выразительное чтение учащимися по частям.
2) Работа над стихотворением А. Л. Барто «Требуется друг»
-Послушайте начало и концовку стихотворения А. Барто «Требуется друг» и подумайте, почему девочке так трудно найти друга?
Все живут - не тужат,
А со мной не дружат.
Бант у Кати расписной
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: - Дружи со мной...
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: - Но ты учти -
Ты во всем должна идти другу на уступки.
Предлагаю Ильиной:
- Ты дружи со мной одной, -
Есть разряд у Ильиной, и спортивный свитер, и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной, стану знаменита!
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: - А ты со мной подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим.
Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать .А девчонки на дыбы, говорят: - Молчала бы!Не вставать же на колени, уговаривать подруг.
Напишу я объявленье:
Срочно требуется друг.
-Кто хочет поделиться своими мыслями и впечатлениями от стихотворения?
-Почему никто не хочет дружить с девочкой?
-Встречали ли вы в жизни таких девочек или мальчиков?
6. Итог урока.
-Стихи каких поэтов мы изучали?
-Закончите предложения:
Я сегодня узнал…., Я научился…, Мне было…
Домашнее задание: