Статья Учебное сотрудничество — основа гуманизации начального образования

Пишукова Т.Н., заместитель директора по УВР
МАОУ СОШ № 143 г. Екатеринбурга,
Камаева Т.Ю., учитель начальных классов
МАОУ СОШ №143 г.Екатеринбурга

Учебное сотрудничество - основа гуманизации начального образования.

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы учебного сотрудничества в теории и практике начального образования. Проанализированы формы учебного сотрудничества. Показано, как во взаимодействии со сверстниками и учителями формируется умение учиться, развивается личность, способная к самообразованию и самовоспитанию.

В настоящее время современное общество нуждается в личности, имеющей не только определенный запас знаний, но и способной к дальнейшему творческому саморазвитию и умеющей сотрудничать с людьми в разных группах. В связи с этим становится актуальным обучение учебному сотрудничеству как ключевому фактору гуманизации отношений школьников.
Начиная работу в первом классе, учитель каждый раз задаёт себе множество вопросов:
Какие пришли дети?
Что привлекает их в школьной жизни?
Какова психологическая готовность к школе будущих учеников?
Каков уровень произвольности психических процессов?
Набирая в очередной раз первый класс, и мы задалась этими вопросами.
С помощью педагога-психолога нашей школы были обследованы первоклассники. Результаты диагностики показали, что только два человека имеют учебную мотивацию и высокую готовность к школе, пять человек - среднюю, остальные - низкую.
Данные диагностики позволили определить задачи педагогической деятельности по формированию у детей позиции настоящего школьника. И опять возникает ряд вопросов: какие направления развития ребёнка выбрать; по какому пути вести его в школьную жизнь?
Но прежде всего, какого ученика мы хотим воспитать? Мы хотим видеть своих учеников душевно здоровыми и эмоционально благополучными, умеющими учиться, владеющими навыками учебного сотрудничества.
Проблема формирования умения учиться поставлена достаточно давно и разрабатывалась многими авторами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В. Занков, Г.А. Цукерман, Л.Г. Петерсон, и др.). Изучив состояние исследуемой проблемы, мы можем констатировать, что при наличии цели, мы не имеем способа для ее достижения. Не проработанным остается вопрос о выборе стратегии движения, следовательно, не существует на сегодняшний день и эффективной технологии, которая бы позволяла учителю работать над формированием навыков учебного сотрудничества и общения, без которых невозможна образовательная деятельность. Нам представляется, что за основу необходимо взять теорию, аккумулирующую в себя все то позитивное, что было наработано в прежние годы, и то инновационное, что появилось в настоящее время.
Для задач организации учебного сотрудничества в начальной школе необходимо отметить возможные его формы (у И.А. Зимней – линии сотрудничества).
1) учитель ученик (ученики),
2) ученик ученик в парах (диадах) и в тройках (триадах),
3) общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе, например, в языковой группе, в целом классе
4) учитель учительский коллектив.
В исследованиях Г.А. Цукерман появляется еще одна важная форма - сотрудничество ученика «с самим собой».
В своей деятельности мы рассматриваем сотрудничество как многоаспектную систему отношений и взаимодействие всех его возможных форм. В «Концепции [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Российской Федерации» сотрудничество определяется как идея совместной развивающей деятельности детей, скрепленной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
С первых дней пребывания в школе обучающиеся включаются в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития. В период адаптации в школе контакт между собой дети осуществляют посредством педагога. Взаимодействие через сотрудничество – это единственный способ освоения, присвоения культуры, утверждает М. Соловейчик.
В течение всей педагогической деятельности ищем различные формы обучения сотрудничеству. Одну из таких форм подсказала многолетняя дружба с журналом «Любимый Жук».
Знакомимся с журналом в первом классе, когда ещё не все умеют читать, плохо писать, зато умеют рисовать. Первые наши индивидуальные работы – эмблема дружбы, рисунки на тему «Крепкая семья». Коллективные работы по созданию кроссвордов, головоломок на темы: «В чём секрет силы?», «Как достичь вершины успеха?».
Во втором и третьем классах уже писали сочинения на тему «Взаимоотношения в семье между старшими и младшими», «Почему человек не может проявить свой талант в жизни?» «Как справиться с неудачей?», «Как сформировать у себя силу характера?»
Работа с журналом организуется различными формами:
- коллективная работа, т. е. вся группа/класс работает над большинством или всеми заданиями или проектами;
- работа в подгруппах;
- индивидуальная работа каждого, а затем сравнение и обсуждение результатов.
Важно в данном сотрудничестве взаимодействие с учителем и редакторским коллективом журнала. В качестве инструментов сотрудничества педагоги (редакторский коллектив) используют интересный и увлекательный рассказ, откровенную беседу, справедливую и независимую оценку, поощрение творческих успехов, личный пример, встречу с интересными людьми, совместный поиск решений.
Сотрудничество с журналом «Любимый Жук» позволяет:
- дать учащемуся эмоциональную и содержательную поддержку;
- предоставить ученику возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в творчестве;
- формировать у каждого учащегося опыт выполнения тех универсальных учебных действий, которые составляют основу умения учиться;
-развить навыки коммуникации;
- воспитать личную ответственность каждого ученика не только за свои успехи, но и успехи товарищей и всей группы в целом;
- дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечения школьников в содержание обучения.
В конце третьего класса педагог-психолог вновь провёл диагностику, результаты которой показали, что количество детей с высокой и средней учебной мотивацией выросло до 78%.
Умение ученика вступать в отношения сотрудничества становится условием формирования ребёнка как субъекта учебной деятельности, способного к самообразованию и самовоспитанию.
Итак, организация сотрудничества является одним из важных средств гуманизации отношений среди младших школьников.
.