Конспект урока по технологии на тему Классификация текстильных волокон (5 класс)
МКОУ Кудринская основная общеобразовательная школа.
Разработка урока по технологии
5 класс.
Тема: Классификация текстильных волокон.
Получение ткани.
Работу выполнила
учитель технологии
Гарина А. В.
2015 г.
Тематический план
проведения урока по технологии с учащимися 5 класса.
Раздел V. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.
Тема: Элементы материаловедения.
Урок 25 – 26.
Тема урока: Классификация текстильных волокон.
Получение ткани.
Цель: Познакомить учащихся с классификацией текстильных волокон.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с классификацией текстильных волокон, со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей, с профессиями прядильщика и ткача; научить определять направление нитей основы и утка, полотняное переплетение, лицевую и изнаночную стороны тканей.
Развивающие: развивать пространственное мышление, прививать эстетический вкус.
Воспитывающие: воспитывать внимательность, уважительное отношение к швейному труду.
Техническое оснащение:
Презентация к уроку, компьютер, проектор, экран.
Наглядные пособия коллекций «Хлопок», «Лен», «Текстильные волокна»; плакаты и схемы получения ткани в текстильном производстве, образцы хлопчатобумажной и льняной тканей, учебник, рабочая тетрадь, лупы, ножницы, цветная бумага.Метод: рассказ с показом презентации и практической деятельностью.
Время: 90 минут
Ход урока.
I. Оргмомент. Знакомство с темой, целями и планом урока (Используется Презентация Power Point)
1 слайд: Тема урока: «Классификация текстильных волокон.
Получение ткани.
II.Изучение нового материала. 1.Знакомство с новыми понятиями. Слайд 2, 3, 4.
Материаловедение, швейное материаловедение, волокно, текстильные волокна.
2. Классификация текстильных волокон. Слайд 5, 6, 7, 8.
Натуральные волокна, химические волокна.Натуральные волокна бывают растительного происхождения и животного происхождения. К натуральным волокнам растительного происхождения относятся хлопок, лён, джут и другие. Их получают из хлопчатника, льна, конопли и других растений. К натуральным волокнам животного происхождения относятся шерсть и натуральный шелк.
Хлопчатник – это однолетнее кустарниковое растение высотой около одного метра. Плоды хлопчатника – коробочки, которые содержат многочисленные семена, покрытые длинными волосками. Эти волокна называют хлопком.
3. Свойства хлопка. Слайд 9, 10.
Длина волокон хлопка от 6 до 52 мм.
Природный цвет волокон хлопка – белый или кремовый, реже встречается бежевый, зелёный.
На ощупь волокна мягкие, тепловатые.
Горит хлопок как бумага.
Высокая гигроскопичность.
Ткани, вырабатываемые из волокон хлопка, называют хлопчатобумажными.
4. Хлопчатобумажные ткани (байка, батист, бумазея, бязь, вельвет, канва, сатин, ситец, тик, фланель) прочны, гигиеничны, легки, имеют достаточно длинный срок службы. Они удобны в носке, легко стираются и утюжатся. Слайд 11, 12.
5. Первичная обработка хлопка: волокна хлопка – сырца очищают, отделяют от семян и прессуют в кипы. Слайд 13.
6. Процесс производства хлопчатобумажных тканей. Слайд 14.
7. Лён – однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия.
Льняные ткани вырабатываются из волокон льна. Слайд 15, 16.
8. Первичная обработка льна – льняную солому сушат, мнут, треплют и получают льняное волокно. Слайд 17.
9. Свойства льна. Слайд 18.
Длина волокна равна 35 – 90 мм.
Цвет волокна от светло – серого до темно – серого.
Обладает блеском, т. к. его волокна имеют гладкую поверхность.
Высокая гигроскопичность.
На ощупь волокна прохладные, жёсткие.
Горит лён так же, как хлопок.
Из льняных тканей изготавливают летнюю одежду, постельное белье, скатерти, салфетки и полотенца.
10. Практическая работа № 1.
Знакомство с натуральными волокнами растительного происхождения.
Материалы и инструменты: коллекция «Волокна», лупа, учебник, рабочая тетрадь. ( Страница 8, учебник 5 класса). Заполнение таблицы в рабочей тетради.
11. Сбор и получение льняной соломы. Слайд 19.
12. Получение ткани.
Понятия: пряжа, ровница, прядение, цель прядения, процесс прядения. Слайд 20, 21, 22.
Понятия: ткань, ткачество. Слайд 23, 24, 25.
Ткань имеет две стороны: лицевая сторона имеет четкий, яркий рисунок, нет ворсинок, узелков;
изнаночная сторона имеет бледный рисунок, матовую поверхность с техническими узелками и ворсинками.
Нити основы – нити идущие вдоль ткани.
Нити утка – нити, идущие поперек ткани. Слайд 26, 27.
13. Признаки определения нити основы. Слайд 28, 29, 30.
По кромке – нити основы идут вдоль кромки.
По степени растяжения – нить основы меньше тянется.
По извитости – основная нить – прямая, уточная – извитая.
Нити в ткани переплетаются в определенном порядке. Самый распространенный вид переплетения – полотняный. Основные и уточные нити чередуются через одну. Полотняное переплетение имеют ткани – ситец, бязь, батист и некоторые льняные и шелковые ткани.
14. Практическая работа №2.
Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения.
Материалы и инструменты: бумага, ножницы, клей, учебник, рабочая тетрадь. (Страница 12 учебника).
15. Практическая работа №3.
Определение нити основы и лицевой стороны в хлопчатобумажных тканях.
Материалы и инструменты: 4 – 5 лоскутов хлопчатобумажных тканей полотняного переплетения, линейка, ножницы, карандаш, клей, учебник, рабочая тетрадь.
Определение лицевой стороны тканей полотняного переплетения. (Страница 12 – 13 учебника 5 класс)
III. Закрепление изученного материала.
Вопросы на странице 8, 13 учебника 5 класса.
IV. Итог урока. Домашнее задание: стр. 5 -8, 8 -13, вопросы.