Конспект урока МХК_10 класс__ Первобытное искусство
10 класс
Тема:
«Первобытное искусство.
Древние цивилизации. Первые художники Земли.»Цель:
формирование представлений о понятии «первобытная культура»;
расширение лексики учащихся в пределах темы урока: палеолит, мезолит, неолит, энеолит;
развитие навыков элементарного анализа художественного образа с опорой на вопросы учителя;
развитие навыка самостоятельной работы со справочной литературой.
Тип урока: урок-лекция
Содержание: Роль мифа в культуре. Миф и современность. Древние образы и символы. Ритуал - единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Архаические основы фольклора. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа.
Необходимые материалы: презентация к уроку, видеофрагменты, аудиофайлы, раздаточный материал для обучающихся.
Ход урока
Организационный момент. (5- минут)
Приветствие. Анализ анкетирования прошлого урока. Работа с учебником. Слайд №1
Введение в тему урока.
Вам всем знакомы слова: «это красиво», «это некрасиво», «прекрасно», «безобразно».
Откуда у человека чувство красоты?
Как человек научился видеть и понимать, ценить красоту и создавать красивое?
Кто его научил этому?
(Предполагаемые ответы учащихся: Красиво, это когда приятно смотреть. Когда видишь красивую бабочку, цветок. Красоте человек учится у природы.) Слайд №2
Действительно, чувство красоты в человеке, прежде всего, пробуждает природа. И во всем, что бы ни делал человек, проявляется его понимание красоты. Представления о красоте, о прекрасном ярче всего отражаются в искусстве.
Сегодня мы отправляемся в новое увлекательное путешествие по страницам истории искусства, шаг за шагом постигая идеалы красоты и совершенства.
Мы открываем первую страницу истории искусства и попадаем в загадочный и причудливый мир первобытной культуры.
На слайде представлен проблемный вопрос, запишите его в тетрадь, в финале занятия вам необходимо будет ответить на него. Слайд №3
III. Изучение нового материала.
История первобытности началась с появления первых людей на Земле. И хотя первобытные люди не знали ни городов, ни государств, ни письменности, они сделали много открытий: научились добывать огонь, обрабатывать камень, выращивать хлеб, строить жилище, шить одежду, лепить глиняную посуду, плести и ткать. Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов эпоха первобытности продолжается и до наших дней (коренные народы Австралии, Африки, Океании).
Естественно, открывая первую страницу истории искусства, задаться вопросом: как давно зародилось искусство?
Когда человек научился рисовать, лепить, высекать из камня, украшать?
Когда возникло у человека одно из самых замечательных чувств - чувство красоты, чувство прекрасного?
Ответить на этот вопрос нам помогают три науки: археология, этнография, лингвистика.
Науки изучающие историю культуры.
Археология – рисунок, живопись, скульптура, архитектура.
Этнография – обряды, ритуалы, верования.
Лингвистика – сказки, загадки, пословицы
Первая из них - археология - изучает историю и культуру человечества с помощью раскопок. Ничто в истории не исчезает бесследно. Следы прошлого хранит земля. И дело археологов - найти эти свидетельства жизни, извлечь их из глубины веков. Так, во время раскопок в различных местностях были обнаружены следы древнейшей жизни. На стенах и потолках пещер в местах обитания первобытных людей археологи обнаружили многочисленные изображения животных. Олени, бизоны, дикие кони, длинношерстные мамонты, саблезубые тигры - животные, которые ныне на Земле уже не существуют, - украшали пещеры первобытных людей.
Вы можете возразить: какое искусство могло быть у первобытных дикарей? Их жизнь была полна опасностей, и все их мысли и силы поглощала охота на сильного и коварного зверя. Как же можно было в таких условиях заниматься искусством?
Первобытным искусством считают искусство времени первобытно-общинного строя, то есть от появления Хомо сапиенс и до возникновения классовых обществ, цивилизаций. Развитие искусства происходило на протяжении многих тысячелетий. Историю мировой культуры принято делить по эпохам, или периодам.
Самый длительный период истории человечества и его культуры – каменный век (40–4 тыс. лет до н. э.).
Так, в первобытной культуре выделяют следующие этапы:
палеолит (40–12 тыс. лет до н. э.) — древний каменный век;
мезолит (12–8 тыс. лет до н. э.) — средний каменный век;
неолит (10–4 тыс. лет до н. э.) — новый каменный век;
энеолит (4 -1 тыс. лет до н.э.) – медный век. (Слайд №4)
Искусство на заре человечества носило синкретический (состоящий из разнородных элементов, но являющийся целостным) характер, то есть в нём не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка, танец. (Слайд №5)
В эпоху верхнего палеолита формируются два основных центра мировой цивилизации.
1.Афро – европейский центр цивилизации.
2.Азиатский центр мировой цивилизации (Слайд №6-7)
ИСКУССТВО
ЭПОХА ПАЛЕОЛИТА
Основные черты палеолитического искусства:
палеолитическая пещерная живопись носила ярко выраженный реалистический характер.
Основную массу изображений наскального искусства и искусства малых форм составляют изображения животных, главным образом крупных травоядных: мамонта, носорога, дикой лошади, благородного и северного оленя, лани, быка, зубра, из хищников – льва и медведя.
Изображения растений единичны. Искусство верхнего палеолита имеет магическую основу и связано с ритуалом. В глубине пещер, используемых для религиозных церемоний, создаются образы, в своей совокупности воплощающие представления о силах природы и об их влиянии на жизнь человека.
ПЕЩЕРА В АЛЬТАМИРЕ. Слайд 11 – видеофрагмент.
В пещере Альтамире «залы» с изображениями бизонов, лошадей, кабанов, ланей, различными знаками, отпечатками рук следуют на протяжении 280 м. Один из исследователей искусства и культуры первобытного общества Г. Кюн называет эту пещеру «королевой всех расписанных пещер» и сравнивает ее со знаменитой Сикстинской капеллой в Ватикане, в которой потолок и алтарная стена расписаны гениальным художником итальянского Возрождения Микеланджело.Интересна история открытия этой пещеры.
Около 150 лет назад (1868 г.) испанский дворянин дон Марселино де Саутуола, адвокат по профессии и археолог по призванию, узнал, что близ деревни Альтамира находится пещера. «А вдруг в ней жили первобытные люди?» - подумал он. Саутуола взял лопату, свечи и, ощупывая стены, начал пробираться узким ходом вглубь пещеры. Вскоре он оказался внутри помещения, напоминающего жилище древнего человека. Испанец стал осторожно перекапывать глинистый пол пещеры и нашел несколько камней с острыми краями. Это были орудия древнего человека.
Однажды вместе с Саутуолой в пещеру спустилась его пятилетняя дочь Мария. Сначала ей было страшно, но потом Мария рискнула забраться в самый дальний угол пещеры. В этом месте с потолка свисали большие глыбы, отбрасывая в неровном свете горящей свечи длинные причудливые тени. Вдруг девочка от испуга уронила свечу и с криком «Бык!» бросилась к отцу.
- Откуда здесь взяться быкам? - успокаивал ее Саутуола.
Но девочка тянула отца к месту своего открытия. Взглянув на потолок, археолог и сам пришел в сильное волнение. Еще бы! Это были бизоны. Точно живые. Один щиплет траву, другой лежит, третий падает, пронзенный стрелой.
О существовании первобытного искусства узнали совсем недавно, в первой половине XIX века. Сначала в различных местах Европы стали находить небольшие скульптурки, отдельные рисунки на кусках кости или камня, на стенах пещер. Но история открытия и изучения памятников первобытного искусства полна напряженной борьбы и драматизма. Один из самых драматичных эпизодов связан как раз с пещерой Альтамирой. Когда археолог-любитель Саутуола сделал ошеломляющее открытие, обнаружив пещеру со множеством великолепных, крупных, цветных изображений животных, росписи Альтамиры настолько поразили ученых, что вначале они были объявлены подделкой: никто не мог поверить, что такие изображения создал человек в те времена, когда речь его была примитивна, он с трудом добывал себе пропитание и постоянно вел борьбу за выживание.
Саутуола умер с клеймом фальсификатора: подлинность этих росписей была признана лишь в 1902 г., уже после его смерти. Открытия пещер с росписями стали следовать одно за другим, и все сомнения отпали. В настоящее время только во Франции известно около 100 таких пещер, есть они и в других странах. «Королевой» среди них остается Альтамира, ставшая, как и многие другие пещеры, хранилищем-гигантом величественных достижений первобытного искусства. Это своего рода музей доистории.
Когда были открыты эти произведения первобытных людей, появилась и необходимость их изучить, классифицировать, определить, на какой стадии развития древнего человека были достигнуты столь высокие результаты. Таким образом появилась наука, которая изучала именно культуру первобытного общества.
ПЕЩЕРА ЛАСКО. Слайд 13 – видеофрагмент.
Прослушать видеофрагмент, отметить в тетради:
Название пещеры, место нахождения, изображения в пещере, каким образом осуществлялось рисование в пещерах и зачем они это делали?
КАПОВА ПЕЩЕРА. Слайд – 14-18 – аудио фрагмент.
Ка́пова пеще́ра (Башкирия , Шульга́н-Таш) — карстовая пещера на территории Бурзянского района республики Башкортостан, Россия. Находится на реке Белой в одноимённом заповеднике «Шульган-Таш». Пещера наиболее известна благодаря наскальным рисункам первобытного человека эпохи палеолита.
Записать значение данной пещеры.
ИСТОРИЯ СКУЛЬПТУРНОГО ИСКУССТВА Слайд – 19-20
В основном это скульптурки малого размера (от 2 до 20 см). Они появляются в эпоху Ориньяк. Это преимущественно женские скульптурки, получившие название «палеолитические Венеры».
Обратите внимание на то, как сделано скульптурное изображение женщины.
- Правильно ли, с точки зрения анатомии, соблюдены пропорции ее тела?
- Какие части тела гипертрофированы?
- Можем ли мы сказать, что это портрет какой-либо женщины?
- Как вы думаете, почему первобытный человек делал именно такими скульптурки женщин?
Большинство статуэток обладают общими чертами. Они решены обобщенно:
руки едва намечены, черт лица нет совсем (то есть наблюдается полное невнимание к портретной характеристике).
подчеркнуты преувеличены те части тела, которые связаны с вынашиванием, рождением и вскармливанием ребенка, то есть новых поколений людей. Такая трактовка женских фигур объясняется магическим значением статуэток: они были связаны с культом плодородия, воплощали заботу о продолжении рода, о росте и процветании первобытной общины.
эти статуэтки находили в особых ямках-кладовках заботливо укрытыми и защищенными костями убитых на охоте животных.
Однако образ женщины представлен в искусстве палеолита не только такими утрированными безликими фигурками. Среди обнаруженных в нашей стране (на реке Ангаре, Восточная Сибирь) двадцати женских статуэток есть фигурки узкие, стройные; у некоторых изображений имеются глаза, рот, волосы, меховой капюшон на голове.
ЭПОХА МЕЗОЛИТА.
В эпоху мезолита изображения часто наносятся на поверхности скал. Появляются сцены битв, охот. Не зверь, а человек занимает центральное место в изображениях. Художник показывает человеческие фигурки стилизованно, без одежд и лиц.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Последний этап каменного века характеризуется постепенным переходом от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это важнейшее событие в истории человечества называют неолитической революцией. Разведение скота и выращивание злаков создавали устойчивость в обеспечении людей пищей, служили основой их благосостояния.
Ведя оседлый образ жизни, люди строили теперь прочные дома, глинобитные или каркасные, стены которых окрашивались и даже расписывались. Совершенствовались ткачество и обработка кожи. При изготовлении орудий труда (каменных) человек стал применять распиливание, сверление, шлифование; появились такие орудия труда, как серп, долото, молоток, рыболовные крючки, сети и верши. Заселение новых земель вело к межплеменной борьбе за их захват - человек становился врагом человека. Нарастающее разделение труда постепенно вело к расслоению внутри общин. Менялась и родовая структура: матриархат уступал место патриархату. Усилилась роль магии, развилась земледельческая мифология.
В период мезолита, когда на земном шаре после отступления ледников установилась современная геологическая эпоха, появились лук и стрелы; наблюдаются первые опыты возделывания земли. Все это привело к тому, что человек постепенно осел на одном месте (а не кочевал с места на место в поисках пищи) и стал его обживать.
ЭПОХА НЕОЛИТА И ЭНЕОЛИТА
В неолитическую и энеолитаческую эпохи происходят существенные сдвиги в жизни людей - от присваивающих видов деятельности люди перешли к производящим – земледелию и скотоводству.
В неолите усложняется тематика изображений и развивается тенденция к условности. Для этого периода характерна техника выбивания изображения в камне, формирующие петроглифы.
Петроглифы изображают лосей, оленей, медведей, китов, тюленей, рыб, лебедей.
Наскальные изображения африканского континента относятся к неолиту и расположены в районе Тассилин– Аджер.
Своими сюжетами они похожи на росписи Восточной Испании, среди которых парящие в «летучем галопе» газели, быки, пасущиеся стада, прирученные животные, мягкие силуэты людей.
IV. Практическая работа: в тетради ответить на проблемный вопрос, обозначенный в начале урока.
Домашнее задание: Дать определения понятиям ритуального действия первобытных людей. Составить схему ритуального действия. Источники отметить в тетради.
Составные части ритуального действия: Обряд, Ритуал, Язычество, Тотемизм, Анимизм, Магия.