Художественно-дидактические игры на уроках изобразительного искусства.


Художественно-дидактические игры на уроках изобразительного искусства.
Игра-эстафета “Веселый узор”.Дидактическая задача: закрепление понятий об орнаменте и его элементах; развитие эстетического восприятия, чувства ритма, формы, цвета.Материал: наборы трафаретов овощей, фруктов, цветов, листьев, ягод.Игровые действия. На классной доске перед каждой командой прикрепляется чистая полоса бумаги для коллективной работы над созданием узора. По команде учителя к своим полосам подходят первые представители от каждой команды-ряда, выбирают и прикрепляют первый элемент узора. Затем выходят вторые представители, третьи и т. д. Каждый выбирает и прикрепляет один элемент узора, соблюдая ритм, учитывая форму и цвет. Выигрывает та команда, учащиеся которой правильно, красиво и быстро справятся с работой, не нарушая правил игры. Правило: участник эстафеты выходит прикреплять свой элемент узора только тогда, когда предыдущий участник сядет на свое место.Такие игры-эстафеты являются и своеобразными физкультурными паузами, так как дети имеют возможность двигаться.
_________________________________________________________________________
Игра “Подбери подружек”.Дидактическая задача: закреплять умение узнавать и отличать игрушки разных народных промыслов.Игровая задача: быстро и правильно подобрать подружек.Игровые действия. Учащиеся делятся на команды. На столе перемешаны дымковские и филимоновские игрушки. Каждая команда должна отобрать игрушки определенного вида. Побеждает та команда, которая сделает это правильно и быстро.
___________________________________________________________________________
Задание и вид занятий: лепка фигуры человека в движении по воображению, памяти, частично с натуры.Задачи урока: развитие умения уловить и передать пропорции, соотношения, пластику человеческого тела в объеме.
Игра-пантомима “Живые скульптуры”.Дидактическая задача: наблюдать в натуре позы фигуры человека во время ходьбы, бега, спортивных занятий; активизировать образы, имеющиеся в опыте. Игровая задача: как можно точнее изобразить скульптуру, стараться быть неподвижным. Игровые действия. Ведущий изображает скульптуру какого-либо спортсмена (бегуна, лыжника, боксера, штангиста и др.). Тот учащийся, который первым отгадает, какого спортсмена изобразил “скульптор”, становится ведущим.
Задание и вид занятий: рисование с натуры (натурная постановка).Задачи урока: учить рисовать с натуры цветы, используя правила расположения рисунка на листе бумаги в связи с его размерами и необходимостью зрительного равновесия форм, цвета (композиция); развитие художественного вкуса, наблюдательности.
Игра “Узнай цветок”.Дидактическая задача: развитие способности к анализу, обобщению; формирование умения рассуждать, делать выводы.Игровая задача: отгадать загадки.Игровые действия. Отгадайте загадки о цветах. Расскажите, по каким признакам вы догадались, что это за цветок.
Золотое решето черных домиков полно;Сколько черненьких домков,Столько беленьких жильцов. (Подсолнух.)
Стоит в поле кудряшка – белая рубашка,Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка.)
Я шариком пушистымБелею в поле чистом.А дунул ветерок – Остался стебелек. (Одуванчик.)
Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)
Колосится в поле рожь,Там во ржи цветок найдешь,Хоть не красный он, а синий,Все ж на звездочку похож! (Василек.)
Четыре ярко-красныхБлестящих лепестка,И зернышки в коробочкеУ этого цветка.За зернышками этими ты бегал в огород,На грядке в огородеТакой цветок растет. (Мак.)
То фиолетовый, то голубой.Он на опушке встречался с тобой.Звонким названием он наделен.Посмотришь – подходит название это,Но никогда нам не слышался звонИз голубого лесного букета. (Колокольчик.)
_______________________________________________________________________________
Задание и вид занятий: выполнение работы в смешанной технике “коллаж”, создание выразительной открытки-плаката, композиция на заданную тему, использование надписи.Задачи урока: развитие умения использовать подручные материалы для художественного творчества, знакомство с техникой “коллаж”.
Кроссворд “Угадай ключевое слово”.Дидактическая задача: пополнение запаса художественных терминов.Игровая задача: решить кроссворд и прочитать ключевое слово.Игровое действие. Сегодня мы будем работать в новой интересной смешанной технике. Как она называется, и какие материалы и инструменты нам понадобятся, вы узнаете, разгадав кроссворд, а отгаданное ключевое слово и есть название техники.
Рыхлая осадочная горная порода, состоящая из зерен кварца, полевых шпатов и мелких частиц иных твердых минералов.
Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на балах, маскарадах.
Белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющееся в воде. Употребляется как приправа к пище.
Тончайший металлический лист, употребляющийся в технике, для тиснения, для упаковки пищевых продуктов.
Общее название для тканых, трикотажных и некоторых нетканых материалов.
Режущий инструмент из двух раздвигающихся лезвий с кольцеобразными ручками.

В выделенном столбике читаем ключевое слово “коллаж”. Коллаж – в изобразительном искусстве: наклеивание на какую-нибудь основу материалов другой фактуры, другого цвета; произведение, выполненное таким способом. [Ожегов С. И. Словарь русского языка]
_________________________________________________________________________________
Вид занятий: лепка с натуры с использованием натурных моделей – фрукты, овощи, муляжи.Задача урока: закрепление умения работать с объемом, массой, передача формы, очертания овощей и фруктов; развивать умение анализировать, рассуждать, систематизировать впечатления, знания.
Игра “Узнай на ощупь”.Дидактическая задача: развитие способности воспринимать предметы через их форму и цвет.Игровая задача: узнать, что это за овощ или фрукт, не ошибиться.Материал: набор фруктов и овощей, мешочек из ткани.Игровые действия. В мешочке лежат овощи и фрукты. Дети поочередно подходят, опускают руку в мешочек, ощупывают предмет. Нужно о нем рассказать какой он формы, твердый или мягкий, какая у него поверхность, гладкая или шероховатая, какого цвета он обычно бывает, а в конце сказать, что же это за овощ или фрукт. Тот, кто правильно выполнил задание, получает жетон в форме фрукта или овоща.
тема «Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства». 
Игра – соревнование «Кто быстрее и точнее проведёт линии».Правила игры: быстро и точно проводить линии без отрыва карандаша от бумаги по определённому сюжету (пройти по извилистой горной дороге, проплыть между препятствиями, провести хоккейную комбинацию).Примерный текст игрового упражнения: «Мы стояли у подножия горы и никак не могли решить, куда двигаться дальше. Робко двинулись влево, но дорогу нам преградила бурная горная река. Пришлось вернуться. Затем мы двинулись вправо, но там нам встретились дикие звери. Мы убегали туда, откуда пришли, сломя голову, петляя между валунами. Отдохнув и отдышавшись, мы стали пробираться по узкой тропинке вверх. Шли медленно и робко, осторожно огибая большие камни. На пути нам попался кусок скалы необычной формы. Мы несколько раз обошли его вокруг и только потом двинулись дальше. Ура! Вот мы и на вершине! Поставим здесь свой флажок».Итоги: игровое упражнение способствует развитию мелкой моторики руки, произвольного владения линией как средством художественной выразительности, умения изображать овалы с выделением ближней стороны более яркой линией.Универсальные учебные действия:Личностные: - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (цель – точное проведение линий в соответствии с текстом рассказа, мотив – научиться владеть линией как средством художественной выразительности),- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.Регулятивные:- преобразование практической задачи в познавательную.Познавательные:- общеучебные действия - контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
тема «Вглядываясь в человека. Жанр портрета»
Игра-мозаика «Основные пропорции головы».Правила игры: собрать мозаику так, чтобы части головы человека были наиболее гармоничны по отношению друг к другу.Даны варианты мозаики для 5-7 классов.


Итоги: в процессе игры закрепляется представление о гармоничных пропорциональных отношениях частей головы человека. Универсальные учебные действия: Личностные:- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.Регулятивные:- постановка учебной задачи,- осознание учащимися качества и уровня усвоения знаний.Познавательные:- общеучебные – контроль и оценка процесса и результатов деятельности;- логические действия – осуществление синтеза как составления целого из частей; построение логической цепи рассуждений.
________________________________________________________________________
тема «Связь времён в народном искусстве».Игра из серии «Найди одинаковое».Правила игры: из ряда однородных, но различающихся предметов нужно отобрать два (или более) одинаковых. Например, при изучении народных промыслов по характерным особенностям выбрать предметы, принадлежащие тому или иному промыслу;найти произведения искусства одного вида или схожие по настроению;определить произведения искусства, относящиеся к одному жанру; выделить из предложенного ряда неизвестные объекты и т.д.Итоги: развивается умение анализировать, сравнивать и классифицировать предметы народных промыслов, произведений искусства по характерным особенностям. Универсальные учебные действия:Личностные: - способность к самооценке.Регулятивные:- выделение и осознание того, что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.Познавательные:- общеучебные действия – умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме,- логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.Коммуникативные:- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
тема «Колорит в пейзаже».Игра «Портрет зелёного цвета» (А. Лопатина, М.Скребцова «Краски рассказывают сказки»).Правила игры: класс делится на группы. Каждой группе детей раздаются репродукции с картин художников-пейзажистов (И.Шишкина, И.Левитана, Ф.Васильева, А.Куинджи). Нужно составить по репродукции портрет зелёного цвета на бумаге, а затем рассказать о нём, ответив на вопросы:• Что символизирует зелёный цвет на картине художника?• За что, по вашему мнению, художник любил зелёный цвет?• Какие оттенки этого цвета художник использует больше всего?Итоги: игра в увлекательной форме обучает смешению красок и сознательному различению тонких оттенков цвета, что помогает избавиться от стереотипа.Универсальные учебные действия:Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,- осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.Регулятивные:- преобразование практической задачи в познавательную.Познавательные:- общеучебные действия – преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (составить портрет зелёного цвета), - логические действия – развитие мыслительных операций анализа, сравнения.Коммуникативные:- умение интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать.
тема «Цвет – основа языка живописи».Творческое задание «Рождение оттенков красного цвета» предлагается детям в качестве домашнего задания.Правила: учитель записывает на доске называемые детьми оттенки, например, красного цвета (малиновый, розовый, багряный, рубиновый, алый, бордовый, пунцовый). Дети выбирают себе оттенок цвета и пишут сказку о том, как он появился на земле.Универсальные учебные действия:Личностные:- осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.Регулятивные:- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.Познавательные:- общеучебные действия – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания, строить речевое высказывание в письменной форме, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,- логические действия – развитие мыслительных операций анализа, сравнения, умения выдвигать гипотезы.
тема «Цвет – основа языка живописи»
Игра «Как цвета друг друга украшают». Правила игры: на столе разложены бумажные квадраты разных цветов и оттенков. Учащиеся выбирают себе цвета. Ведущий из числа обучающихся с завязанными глазами произносит:«Красный, жёлтый, голубой, выбираю цвет любой!» и показывает на кого-нибудь.Выбранный учащийся выходит к ведущему и они рассказывают, что их цвета дарят друг другу, как ведут себя рядом друг с другом. Затем меняются ролями, и игра продолжается. Итоги: в игровой форме повторяются и закрепляются знания о свойствах цвета - теплохолодности, контрасте, звонких и глухих, дополнительных цветах.Универсальные учебные действия:Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материал.Познавательные:- общеучебные действия – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,- логические действия – развитие мыслительных операций анализа, сравнения.Коммуникативные:- умение интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать, участвовать в коллективном обсуждении.
тема «Цвет в произведениях живописи».Игра «Букет качеств».Правила игры: дети получают карточки с названиями разных качеств, а затем делятся на группы. Каждая группа изображает букет из цветов, соответствующих, по её мнению, качествам, которые ей достались. По рисункам друг друга дети угадывают, какие качества они символизируют.Итоги: игра развивает умение выражать в живописи эмоциональное состояние, воспитывает толерантное отношение друг к другу. Универсальные учебные действия:Личностные:- осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.Познавательные:- общеучебные – выбор эффективного способа решения задачи;- логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, доказательство.Коммуникативные:- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,- умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
тема «Цвет. Основы цветоведения».Игра «Цветное выражение».Правила игры: класс делится на две команды, которые соревнуются, кто больше вспомнит выражений (поговорок и фразеологизмов), включающих название цвета.Примеры:- Радужные надежды,- Зелёная тоска,- Предстать в чёрном цвете, - Чёрная зависть (неблагодарность),- Розовые очки,- Голубая (розовая) мечта,- Сгущать краски,- Чёрный юмор,- Мне всё глубоко фиолетово и др.Универсальные учебные действия:Регулятивные:- преобразование практической задачи в познавательную.Познавательные:- логические действия – развитие мыслительных операций анализа, сравнения.Коммуникативные:- умение слушать и вступать в диалог.Игра «Музыка и краски». Какими красками ты сможешь написатьВесенних ручейков журчанье?Оттенками какими будешь рисоватьКузнечиков зелёных стрекотанье?Какого цвета шум дождя,В театре всплеск аплодисментов?Задание, художник юный, для тебя -Изобразить цвета таких моментов!Дети делятся на группы. Каждый член группы выполняет одно из заданий. Затем результаты сравниваются, обсуждаются, анализируются.
На основе игры домино можно составить множество игровых упражнений. В данной методической разработке предлагаю игру для 6 класса.1 четверть «Чёрное и белое – основа языка графики».Игра-домино «Средства художественной выразительности в графике».Правила игры: нужно соотнести друг с другом рисунок и термин, расположив их рядом. Карточки при этом располагаются в любом направлении.


Итоги: с помощью игры повторяются и закрепляются знания о графических средствах выразительности.Российский психолог А. Н. Леонтьев развил выводы о том, что игра для ребёнка является осмысленной деятельностью. Он считал, что игра должна быть ведущим типом деятельности младшего школьника, так как является для ребёнка доступным путём понимания и освоения мира, социальных отношений, себя в мире. Но и в среднем звене игры находят своё применение и несут различные функции: обучающую, развивающую, воспитывающую. Игра есть вид развивающей деятельности, по мнению многих учёных. Так давайте учиться весело, играя на уроке!