Обобщение педагогического опыта «Применение игровых технологий на занятиях английского языка как способ повышения учебной мотивации обучающихся»
МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»
МБОУДОД «Детско-юношеский центр «Приобский»
Обобщение педагогического опыта
Тема: «Применение игровых технологий на занятиях английского языка как
способ повышения учебной мотивации обучающихся»
Разработала:
Родченкова Елена Васильевна,
педагог дополнительного образования
В последнее время все больше и больше возрастает интерес к изучению английского языка, который признан языком профессионального общения в разных областях деятельности. И одной из самых главных задач педагога является повышение мотивации к изучению английского языка. Каждый педагог старается найти оптимальный способ для решения поставленной задачи, поэтому пересматриваются традиционные подходы для обучения иностранному языку с целью их ознакомления с культурой изучаемого языка, внедряются новые технологии, одной из которых является игровая технология.
1. Концепция
Тема: «Применение игровых технологий на занятиях английского языка как способ повышения учебной мотивации обучающихся»
Цель:
Педагогическая идея:
Ведущая педагогическая идея моего опыта – развитие мотивации детей к изучению иностранного языка будет наиболее оптимальным в ситуации применения педагогом на занятиях английского языка игровых технологий.
Этой идеей обусловлено:
Создание благоприятных морально-психологических условий обучения каждого;
Обеспечение более высокого уровня знаний обучающихся, сознательной мотивации учения, интереса к предмету, положительного эмоционального отношения к занятию;
Усвоение материала на основе многократной, последовательной его проработки.
2. Условия формирования опыта
Когда я начала работать в системе дополнительного образования, дети который приходили ко мне на занятия имели невысокую познавательную активность, вследствие чего потребность в изучении английского языка проявлялась слабо. В связи с этим я стала искать такие формы работы, которые позволили бы повысить мотивацию детей. Для достижения этой цели я стала применять игровые технологии в процессе обучения. Применяя игровые технологии на занятиях английского языка, я преследую комплексную реализацию познавательной, практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей, что является средством самореализации и самоопределения детей.
Почему игры повышают эффективность обучения?
Во-первых, в процессе игры реализуется самое важное условие: и педагог, и обучающиеся общаются на английском языке
Во-вторых, скучное повторение какого-либо грамматического правила или закрепление новой лексики в форме игры превращается в увлекательное занятие
В-третьих, ценность игровых технологий в том, что они вносят разнообразие в занятия, способствуют развитию творчества.
3. Теоретическая база опыта
Основой применяемой мной технологии обучения является личный опыт, идеи учителей-новаторов, идеи классической и современной педагогики, психологии, поэтому опыт моей работы можно определить как репродуктивно-рационализаторский. В своем опыте я опираюсь на:
Личностно-ориетированный подход в обучении (И.С. Якиманской)
Культурно-историческая теория психического развития (Л.С. Выготский)
Сознательно-коммуникативный метод (Я.М. Колкер)
Коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам (Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф.Будько, С.И. Петрова)
Игровые технологии в обучении (С.А. Шмаков)
Технологии коммуникативного обучения (Г. Лозанов)
Технологии обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
В методике преподавания иностранного языка игра рассматривается как ситуативное упражнение, с возможностью повторения речевого образца в условиях приближенных к реальным ситуациям.
Е.И. Пассов, в своей книге «Урок иностранного языка в школе» считает, что: «.игра – это
1) деятельность;
2) мотивированность, отсутствие принуждения;
3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная;
4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
5) развитие психических функций и способностей;
6) «учение с увлечением».
Здесь же говорится о том, что «игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка, универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие».
4. Актуальность и перспективность опыта
Знание иностранного языка в настоящее время стало очень актуальным.
Развитие УК детей внутренней мотивации к изучению языка, способствует не только языковому развитию ребенка, но и его общему развитию, самореализации и самоопределению.
Игра является способом создания положительной мотивации и общения на иностранном языке. У детей развивается устойчивый познавательный интерес через разнообразные игровые формы обучения. Игровые занятия требуют напряжения эмоциональных и внутренних сил. Но для детей – игра прежде всего – увлекательное занятие. Результативность игровых занятий зависит от систематических и целенаправленных заданий и упражнений.
При сохранении достаточно высокой мотивации к изучению иностранного языка возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Это происходит в связи с тем, что дети сталкиваются с трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний.
Опыт актуален и перспективен, так как проблема интереса к изучению английского языка связывается мной с нестандартными подходами к содержанию и организации изучения предмета, ведущей активизации мыслительной деятельности детей, к их самореализации.
5. Новизна опыта
6. Адресность опыта
Данный опыт будет интересен педагогам-предметникам, работающим с детьми начального и среднего школьного возраста, молодым педагогам.
7. Трудоемкость опыта
8. Технология опыта
Мир развивается по пути интернационализации. Знание иностранных языков сегодня не только культурная, но и экономическая потребность. Перемены, происходящие в нашем обществе: расширение контактов, более широкий выход на внешнеэкономическую арену повлекли за собой повышение практического интереса к иностранным языкам, в особенности к английскому языку. Он стал средством мирового общения и используется практически во всех сферах человеческой деятельности. Огромное количество информации во многих областях науки появляется именно на английском языке, при этом далеко не все способны при необходимости изучить и проработать эту информацию, поэтому в настоящее время знание иностранных языков это не только признак культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах деятельности.
Использование на занятиях игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности детей, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов обучающихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра, введенная в учебный процесс на занятиях по иностранному языку, в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний. Игровой процесс намного облегчает процесс учебный; более того, умело разработанная игра неотделима от учения. Игра должна чередоваться с другими видами работы. При этом важно приучать детей разграничивать игру и учебное занятие.
Игра – универсальное средство, помогающее преподавателю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое детьми занятие. Игра помогает вовлечь в учебный процесс даже «слабого» обучающегося, так как в ней проявляются не только знания, но и находчивость и сообразительность чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность обучающимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказываться на результатах обучения. Незаметно усваивается языковый материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, чувство маленькой победы над лексическим или грамматическим материалом.
Игра универсальна еще и в том смысле, что ее можно применять на любом этапе обучения и с любыми возрастными категориями обучающихся.
Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность обучающихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, так как игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
Игра дает возможность исправлять ошибки, не давая им глубоко закрепиться в памяти. Дети обычно лучше запоминают то, что им приятно. Поэтому игры дают возможность глубоко и надолго запомнить материал. Игры усиливают мотивацию к учению. Дети очень активны во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпрепровождение быстро закончилось. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность детей.
В современной психологической и педагогической литературе нет однозначной классификации игр. Психологи выделяют подвижные, строительные, интеллектуальные, условные; педагоги – дидактические игры, подразделяя их на языковые (фонетические, лексические, грамматические) и речевые (аудирование, чтение и письмо). Цель игровых приемов первой группы – закрепление грамматического материала, повторение новых слов и отработка произношения. Игры второй группы применяются для моделирования жизненных ситуаций и развивают практическое использование языкового материала.
Использование разных видов игр не только способствует росту мотивации изучения английского языка, повышает уровень знаний, но и является фактором, определяющим высокий рейтинг этого предмета у обучающихся.
Формы игр чрезвычайно разнообразны. Это приспособленные к учебным задачам настольные игры, такие как лото или домино, шарады, загадки и конкурсы.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях происходит по основным направлениям:
Дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи
Учебная деятельность подчиняется правилам игры
Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую
Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
На своих занятиях использую следующие игры:
Лексические игры
1. Одна буква.
Назвать слова, которые начинаются с одной буквы (p, h, b, k, etc.). Побеждает тот, кто называет больше слов.
2. Волшебный мешочек.
В мешочек кладутся игрушки, названия которых дети знают по-английски. Ребенок опускает, не глядя, руку в мешочек, ощупывает одну игрушку и говорит что это по-английски (It is a cat). Затем вынимает из мешочка и смотрит, правильно ли он сказал.
3. Последняя буква.
Группа делится на две команды. Представитель первой команды называет слово, вторая команда должна назвать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает та команда, которая последней назовет слово.
4. Цвета.
Ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает тот, кто сумеет назвать больше предметов, животных и т. д. одного цвета.
5. «Снежный ком».
Педагог объясняет, что дети должны дополнить фразу I have got a . словом, относящимся к определенной теме или начинающимся на одну букву.
Pupil 1: I have got a mother.
Pupil 2: I have got a mother and a father.
Pupil 3: I have got a mother, a father and a sister.
Если ребенок не может назвать слово, он выбывает из игры.
В любой вид деятельности на занятии английского языка можно внести элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Например, грамматическое занятие обычно не вызывает у детей энтузиазма, но если включить в него какие-то грамматические игры, то оно пройдет интересно и без особого напряжения. Обучающиеся на таких занятиях легко и просто усваивают необходимые грамматические структуры. Это происходит от того, что игра направлена на усвоение грамматической стороны речи, а не системы языка.
Грамматические игры
1. Что ты рисуешь?
Тренировка Present Continuous. У каждого ребенка – лист бумаги и карандаш. Он отгадывает, что рисует сосед по парте, задавая вопросы:
- Are you drawing a horse? – No, I’m not drawing a horse.
- Are you drawing a pig? - .
2. Guess it.
На закрепление общих вопросов. Ведущий загадывает какой-либо предмет, находящийся в кабинете. Пытаясь угадать предмет, дети задают только общие вопросы, на которые ведущий отвечает «да» или «нет» (число вопросов ограничено). Побеждает команда, которая отгадает предмет, задав меньшее количество вопросов.
Is it a thing? Is it on the wall? Can I see it? Can I eat it? Is it white?
3. Составь предложение.
Закрепление порядка слов в английском предложении. Группа делится на две команды. Каждой команде даются слова, которые надо выстроить в правильном порядке. Побеждает та команда, которая это делает быстрее и без ошибок.
4. “Whose tail is it?”
Тренировка разделительных вопросов. Рисуем различных животных (без хвостов). Должно быть несколько тигров, собак, кошек и т. д. На туловище животного пишем повествовательное предложение. Теперь рисуем хвосты, на которых пишем соответствующий краткий вопрос. Задача – вернуть животным хвосты. Игра может проводиться как индивидуально, так и в команде.
Фонетические игры
1. Sending a Telegram.
Группа выбирает водящего. Педагог просит его представить себя в роли телеграфиста и послать «телеграмму» - сказать по буквам слова, делая паузы после каждого слова. В паузы вызванный ребенок (по очереди из каждой команды) произносит по одному слову из «телеграммы». Если ребенок ошибся, его команда теряет очко.
2. Fill in the missing letter.
На доске написаны слова, в каждом из которых пропущена одна буква: например, c – t, h – n, b – s, etc.
Педагог произносит, например звук [e] и просит одного из детей мысленно вставить соответствующую букву в слово и назвать это слово по буквам.
3. Who is the best hearing?
Педагог произносит русские и английские звуки. Задача детей – узнать английские звуки и поднять руку (хлопнуть), если они узнали один из них. Побеждает тот, кто назвал (услышал) больше английских звуков.
Викторина – одна из форм развития творческой активности. Викторины проводятся после изучения темы и являются логическим завершением работы над ней. Цель проведения викторины: закрепить и автоматизировать изученную на занятиях лексику и речевые образцы при употреблении их в уже встречавшихся и в новых ситуациях; побудить обучающихся к творческому отбору материала, предложенного педагогом или выбранного самим обучающимся; научить обучающихся сосредотачивать внимание на смысле высказывания; развивать логическое мышление.
При проведении викторин стремлюсь:
Мобилизовать знания обучающихся по другим предметам
Использовать их умение самостоятельно работать с книгой, газетой, журналом, справочником
Обеспечить активную контролируемую речевую практику каждому обучающемуся
Учесть особенности каждого ребенка.
Проведение викторин способствует усилению коммуникативной направленности в обучении, развитию мышления и воображения обучающихся, развитию интереса к английскому языку. Викторина помогает вызвать положительные эмоции обучающихся. В обстановке соревнования они могут мобилизовать знания, полученные на занятиях и в ходе подготовки викторины.
Загадки и ребусы, используемые на занятиях, также способствуют усилению коммуникативной направленности, развивают интерес к иностранному языку.
Эти формы игры являются как бы подготовкой к более серьезной ролевой игре. Практически все учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активны, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией и правильно отреагировать на нее.
С помощью ролевой игры можно сконцентрировать внимание детей на главном: овладеть речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Движущей силой говорения как вида речевой деятельности является мотив. Создание мотива говорения – самый важный компонент при организации ролевых игр.
В игре свободная речь ребенка соединяется со спонтанной. Кроме того, дети сами или при поддержке педагога как партнера составляют свои реплики, формируют аргументы и т. д., необходимые им, например, для отстаивания своей точки зрения или убеждения речевого партнера.
Основные требования к ролевой игре:
Игра должна вызывать у обучающихся интерес и желание хорошо выполнить задание, ее стоит проводить на основе ситуации адекватной реальной ситуации общения
Ролевая игра должна быть хорошо подготовлена с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организована
Она должна быть принята всей группой
Игра непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере. Чем свободнее чувствует себя ребенок в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может использовать разные роли
Ролевая игра организуется так, чтобы дети могли в активном ролевом общении максимально использовать отрабатываемый речевой материал
Ролевую игру отличает, прежде всего, свобода и спонтанность речевого и неречевого поведения персонажей. Каждый участник игры в ходе самой игры организует свое поведение в зависимости от ситуации, коммуникативного намерения и поведения партнеров. Ролевая игра может изображать один элементарный коммуникативный акт (знакомство, поздравление, покупку и т. д.). Могут быть ролевые игры, участники которых исполняют обобщенные стандартизированные социальные роли (пассажир, продавец, врач, учитель и т. д.). И, наконец, это может быть игра или серия игр, в которых ребенок исполняет роль вымышленного персонажа, обладающего всеми характеристиками конкретного лица (пол, возраст, социальное и семейное положение, личные качества и т. д.). Данная разновидность ролевой игры предполагает наличие определенного количества персонажей и проблемной (конфликтной) ситуации, в которой действуют участники игры. Например, Незнайка помогает провести игру на закрепление алфавита. Незнайка всегда ошибается и все постоянно путает. У доски он неправильно расположил карточки с буквами – детям предлагается исправить ошибки Незнайки и назвать буквы в правильном порядке.
Использование ролевых игр является одним из эффективных средств развития познавательного интереса детей к изучению иностранного языка. Доказательством в пользу этого служат повышение у детей познавательного интереса и то, что они сами начинают находить интересующую их информацию, стараются самостоятельно в ней разобраться и применить ее на практике.
Это, конечно же, только небольшая часть игр, используемых на занятиях английского языка: ее можно пополнять до бесконечности. Главное помнить, что игра – лишь элемент занятия, и она должна служить достижению дидактических целей занятия. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему научился в процессе игры.
9. Результативность опыта
Я заметила, что более ощутимым результатом для меня стало то, что дети с удовольствием начали посещать занятия английского языка, повысилась их активность на занятиях, они смелее поднимают руки, отвечают, не боясь ошибиться, с удовольствием помогают друг другу. Работа с детьми на основе взаимопонимания, сотрудничества повысило интерес к занятиям английского языка. Обучающиеся охотнее участвуют в олимпиадах и конкурсах по английскому языку различного уровня, демонстрируя при этом хорошие знания английского языка.
Заключение
Применение игровых технологий существенно повышает интерес к предмету, помогает разнообразить занятия.
Игра – это эффективный способ повышения качества и продуктивности обучения иностранному языку. Игры помогают сделать каждое занятие интересным и увлекательным. Занятие развивает познавательный интерес, творческую, мыслительную активность обучающихся. Игры приближают речевую деятельность к естественным нормам, развивают навык общения, способствуют эффективной отработке языкового материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Игра снимает напряжение, непроизвольно побуждая обучающихся к активному участию в учебном процессе, вызывает интерес к изучению иностранного языка.
Веселый смех, желание говорить по-английски служат показателем заинтересованности, увлеченности иностранным языком.
« В игре человек испытывает такое наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества» Ф. Шиллер
15