Программа профильного отряда Тинейджер (12-14 лет)
Программа
профильного отряда
ИСКИТИМ 2013г.
Лето – это маленькая жизнь
Олег Митяев
1. Пояснительная записка
Лето – особая пора ожиданий и надежд, время отдыха и развлечений, творческой и жизненной активности.
Умело интересно организовать отдых детей «группы риска»– одна из главных задач.
Особенность и отличие активного отдыха в период каникул от образовательных процессов заключается в неформальном характере организации самодеятельности детей на основе принципов их самоопределения и самореализации.
В основе нашей программы лежат принципы:
демократичности
гуманности
природосообразности
Основная идея программы – создание особой атмосферы сотрудничества детей «группы риска» и взрослых на основе общегуманных ценностей.
Виды работы:
профильный отряд (июнь)
посещение семей учителями (июнь – август)
индивидуальное трудоустройство (июнь – август)
участие в игре «Зарница», «Турслете»
индивидуальные встречи с детьми, стоящими на учете
Профильный отряд с дневным пребыванием детей «Тинейджер» предлагает многообразие видов, форм и содержания деятельности временного детского коллектива. Широкий спектр деятельности направлен на развитие конкретной личности, занятости ее в летний период.
2. Ц е л ь:
содействие физическому, психологическому, нравственному развитию детей «группы риска»;
создание педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья воспитанников.
З а д а ч и:
приобщать детей к позитивному социальному опыту, создать в отряде стиль отношений сотрудничества;
укреплять физическое и психологическое здоровье детей путём осуществления комплекса психолого-педагогических и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
организовать систему мероприятий, по профилактике правонарушений, детского травматизма в летний период.
3. Этапы реализации программы
1. Май – подготовительный, сбор информации о занятости детей в летний период времени, подготовка программного материала для деятельности
2. Июнь – профильный отряд, работа в ЛТО, индивидуальные встречи с учащимися и их родителями.
3. Июль – август - ЛТО, игра «Зарница», «Турслет», индивидуальные встречи с детьми и их родителями.
Этапы реализации программы отряда «Тинейджер»
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
Подготовительный
Комплектование отряда
май
Соц.педагог
Педагог-психолог
2
Организационный
знакомство
постановка целей развития коллектива и личности
формирование законов и условий совместной работы (см. приложение 2)
2 июня,
1 июля
психолог
соц педагог
3
Основной
коллективные творческие дела;
Социально-психологический
тренинг (см.приложение 1);
укрепление здоровья.
2 -16 июня;
1 – 14 июля.
Вожатые из педкласса, актив отряда, соцпедагог, психолог.
4
Итоговый
подведение итогов и награждение активных участников летнего профильного отряда «Тинейджер»;
анкетирование; психолого-социально-педагогический анализ результатов.
16 июня,
14 июля.
Психолог, соцпедагог
4. Участники программы
дети «группы риска»
соцпедагог
психолог
вожатые
5. Педагогические кадры
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе педагогического состава. В реализации данной программы участвуют опытные педагоги нашего образовательного учреждения: социальный педагог, педагог – психолог, инструктор по физическому воспитанию, вожатые. Все они прошли обучение по организации работы с детьми в летний период.
1. Социальный педагог несет ответственность за жизнь и здоровья детей во время их пребывания в лагере, выполнение режимных моментов, норм санитарной и пожарной безопасности, организацию оздоровительно – воспитательной деятельности, работу органов самоуправления, проведения отрядных мероприятий в рамках программы, анализирует деятельность отряда, планируют и организуют работу лагеря.
2. Вожатые (учащиеся педагогического класса) отвечают за досуговую деятельность.
3. Педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей.
6. Организационно-содержательная модель
профильного отряда «Тинейджер»
Содержание педагогической деятельности на основе функциональных модулей
7. Структура самоуправления в отряде «Тинейджер»
8. Содержание деятельности:
Отряд «Тинейджер» – особое пространство. Каждый участник чтит традиции отряда, бережёт и дополняет своими добрыми делами время, проведённое в нём.
Каждый день имеет свою тематику:
Понедельник – день добрых дел
Вторник - день спорта
Среда – день кино и театра
Четверг – день КТД
Пятница – день сюрпризов
9. Режим работы отряда:
8 -30 - 9-00 – сбор отряда
9-00 – 9-10 – линейка
9-10 -9-25 – зарядка
9-25 – 9-45- завтрак
10.00 -11.30 – коллективные трудовые дела
11.30 – 12.00 – свободное время
12.00 – 13-00 –тематическое дело
13-00 – 13-30 – обед
13-30 -14 -00- подведение итогов дня
10. Ожидаемые результаты:
- сплочение ребят
- укрепление здоровья детей
- отсутствие правонарушений в летний период.
Приложение 1
Программа тренинга .
Цель: развивать умение самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению; с помощью активного игрового взаимодействия совершенствовать коммуникативные навыки.
Задачи:
развитие интереса к себе, формирование первичных навыков самоанализа;
Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников , способов взаимопонимания;
формирование умения говорить и думать о себе.
развить навыки, необходимые для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.
Программа тренинга рассчитана на 10 занятий, продолжительность занятий 1 час.
Структура программы.
№п/п заня-тия
Тема занятия
Цель занятия
упражнения
1
Знакомство
Ознакомление с целью тренинга. Знакомство. Создание предпосылки для более свободного выражения своих чувств
«Имя и качество»;
«Комплименты»
«Ассоциации»
2
Я в своих глазах и в глазах других»
Развитие коммуникативных навыков общения, создание условий для сплочения группы.
«Багажная полка»,
Заколдованный лес»,
«Пропасть»,
«Вечерние посиделки».
3
Я в своих глазах и в глазах других»
Развитие коммуникативных навыков общения, создание условий для сплочения группы.
«Болото»,
«Плот», «Метафора»
4
Я в своих глазах и в глазах других»
Развитие коммуникативных навыков общения, создание условий для сплочения группы.
«В роли Друга»,
«Деревенский дом», «Багажная полка»
5
Мои сильные и слабые стороны
Формирование адекватной самооценки путем приобретения уверенности в себе.
«Ассоциации»,
«Мои сильные и слабые стороны».
6
Ты и я – такие разные
Развитие способности видеть непохожесть друг друга. Развитие способности сопереживания, сочувствия.
«Броуновское движение»,
Выявление соответствия индивидуальн-ого и общего мнения»
7
Как мы воспринимаем друг друга
Создание в группе атмосферы доверия и открытости.
«Приветствие»
«Ощущение рук»
«Выражение лица»
8
Учимся общаться
Выявление наиболее эффективных способов начала общения, отработка способов, помогающих поддерживать общение.
«Знакомство»
«Беседа»
«Обмен»
«Прием гостей»
9
Искусство общения
Показать отличие от проблем и предложений, научить ориентироваться на совпадение интересов договаривариваю-щихся сторон, научиться рассматривать интересы другой стороны как проявление ее потребности, ориентировать на поиск и выработку предложений, удовлетворяющих потребности другой стороны.
Подготовка к туристическому походу.
10
Итоговое занятие
Подведение итогов, осознание возможного личностного роста, осознание приобретенных навыков в общении. Пожелание участникам.
«Волшебный магазин»
«Телеграммы»
Используемая литература:
Вачков И. Путешествие к волшебнику // Школьный психолог – 2003 г. - №1
Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения – изд-во Новосибирск, М: Совершенство,1997 г.
Дубровина И.В. Руководства практического психолога – М.: Академия, 1995 -122с.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома – М.: Новая школа,1993г.
Шашкова З. Ты и я такие разные. // Школьный психолог – 2002г. - №11.
Приложение №2
Законы отряда.
Активное участие в жизни отряда.
Доверие и искренность в общении.
Уважение друг к другу.
Недопустимость непосредственных оценок друг друга.
Общение по принципу «здесь и теперь».
Каждый имеет право быть выслушанным.
Свободный выбор деятельности.
приложение №3
Занятие 1
Знакомство.
Цель: создание благоприятных условий для работы в группе; знакомство с правилами тренинговых занятий, обсуждение способов взаимодействия в группе.
Оборудование: мяч, ватман, фломастеры.
Ход занятий.
1. Приветствие.
Встать в круг. Взяться за руки. Улыбнуться друг другу и поздороваться.
2. Знакомство.
Ребята давайте познакомимся и сделаем это так. Выполнение упражнения
«Имя и качество». Каждый по очереди (по часовой стрелки) будет называть своё имя и какое-либо одно своё качество, начинающиеся с любой буквы, которая есть в имени, отчестве или фамилии. Можно выполнять данное упражнение в технике «Снежный ком».
Обсуждение упражнения.
3. Правила работы в группе.
Психолог обращает внимания на разнообразие названных качеств и подчеркивает, что все участники разные, поэтому мы должны подумать о правилах работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все чувствовали себя комфортно и уютно.
Работа над правилами (участники предлагают правила и записывают на листе бумаги)
Правила записываются на листе ватмана и закрепляются на видном месте.
Список правил:
1. Нельзя перебивать друг друга.
2 Внимательно слушать друг друга.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Не осуждать друг друга.
5. Конфиденциальность.
Каждый из пунктов правил ещё раз обсуждается и поясняется.
4. Разминка.
(создание условий для заинтересованности участников друг другом и снятия внутреннего напряжения)
В качестве разминки используется упражнение «Поменяйтесь местами».
Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: «Поменяйтесь местами» те, кто .(умеет кататься на велосипеде, умеет готовить яичницу, водить машину и т.д). В конце фразы называется какое - либо умение или признак. Задача участников, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего, успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится водящим.
5. Упражнение «Давайте говорить друг другу комплементы»
Психолог рассказывает ребятам о чувствах, о способах выражения своих чувств. Затем предлагает выполнить данное упражнение. Каждый участник должен сказать по комплементу своему соседу или другу, передавая при этом клубок нити. Таким образом, по окончании упражнения, вся группа оказывается «сшита воедино».
Обсуждение, какие чувства испытывали ребята, когда говорили комплементы, и воспринимали их.
6. Упражнение «Ассоциация"
Водящий выходит за дверь. Оставшиеся в комнате договариваются между, кого из присутствующих участников тренинга они «задумывают».
Водящий входит и начинает спрашивать; «Если бы этот человек был деревом, то каким?» Вопросы могут быть разными. Единственное условие состоит в том, что они должны задаваться опосредованно. в описательной форме: «Если бы этот человек был домом( картиной, погодой, цветком, животным, едой, видом транспорта и т.п.)
Когда у водящего возникает ощущение, что он знает, кого загадали, он называет его. Можно угадать до трех раз. Затем выходит следующий и т.д.
7. Прощание.
Все встают в круг, кладут руки на плечи друг друга и мысленно произносят пожелания кому-либо из группы или группе в целом и говорят «Спасибо, до свидания».
Рефлексия.
Цветонастроение.
«Одеть дерево» листьями.
менеджер по досугу
менеджер - организатор
Босс
менеджер
по ЗОЖ
менеджер по спорту
Актив отряда
Собрание отряда
Психолого-педагогический
(структура взаимоотношений между педагогами и детьми,
психологические тренинги)
Здоровьесберегающий(спортивн-ые мероприятия, утренняя зарядка, отдых на природе)
Творческий
(игры, конкурсы, КТД)
Информационный
(встречи, посещение библиотеки, школьного музея)
Развивающий
(деловые, ролевые игры)