Обобщение педагогического опыта методическая разработка Актуализация социального опыта как условие формирования зрелой личности


В основе моей педагогической концепции, название которой формулируется как «Актуализация социального опыта учащихся как условие формирования зрелой личности», лежат два простых принципа, которые считаю основополагающими в своей педагогической деятельности:
- любить детей
Мудро, во благо ребенку, профессионально, нельзя заигрывать и заискивать добиваясь их расположения, дети очень остро чувствуют фальшь и неискренность. Любите твердо, держите дистанцию, но будьте открыты для общения, включите себя, свои ценности и смыслы, это проявление «тихой силы» человека, который занял позицию исходя из того, что он по-другому не может. Так проявляется суть человека. Знаете, почему дети достают учителей? Они хотят увидеть их в их сущности – настоящих. Будьте настоящим и возникнет необходимое доверие как главное условие педагогического взаимодействия. Детей значит ставить перед ними сверхзадачи и направлять к цели, развивать их способности и таланты, создавать ситуации успеха для раскрытия возможностей учащихся, помогать приобрести уверенность в себе, в своих знаниях.
- любить себя в своей профессии
Я не имею морального права учить детей учиться, если не желаю учиться сама, поэтому постоянное развитие, профессиональный рост, непрерывное повышение квалификации, постоянная рефлексия и самооценка. Участие в профессиональных конкурсах, посещение уроков коллег- это хорошая мотивация для стремления к педагогическому совершенствованию. Внутренняя убежденность в необходимости саморазвития – залог высокого профессионализма. Есть мнение, что учитель высокого уровня должен быть специалистом в десяти метапредметных областях.
У успешного учителя – успешные ученики!
Для своего профессионального роста я выбрала практическую и методическую работу над темой «Актуализация социального опыта учащихся как условие формирования зрелой личности».
Актуальность выбора темы объясняется, тем что общество сегодня испытывает структурные кардинальные сдвиги во всех областях. Насколько школа готова реагировать на эти вызовы будет зависеть будущее. В такой ситуации задача педагога, на мой взгляд, научить детей владеть инструментом осмысления социальной реальности, сформировать такое мировоззрение, которое позволит человеку не стать объектом социального манипулирования.
Цели:
- формирование зрелой социально ответственной личности, «личности с большой буквы»
-достижение учащимися высоких показателей качества знаний
- создание оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала ребенка
-освоение учащимися широкого круга социальных моделей поведения и социальной самостоятельности
Задачи:
-способствовать приобретению опыта участия в общественной жизни и понимания ответственности за свои действия
- наглядно моделировать прикладное применение знаний, навыков и социальных ролей
- формировать убежденность в необходимости выражения социально активной позиции
- формирование устойчивого интереса к познанию и пониманию необходимости постоянного самопознания
- способствовать раскрытию индивидуальности учащихся и проявлению социально значимых качеств
- сформировать отношение к таким социальным ценностям как человеческая жизнь, справедливость, добро, честь, Родина как к непреходящим гуманистическим и нравственным ценностям
Теоретическое обоснование темы
Оптимально позволяющим достичь поставленных задач, я считаю личностно ориентированный подход. Осознание того, что образовательный процесс должен быть гуманным и личностно направленным подводит нас к тому, чтобы в результате обучения и воспитания получить активного субъекта, способного занять должное место в обществе, принимать решения и нести за них ответственность. В данном контексте личностное развитие предполагается как таковое: если ребенок осознает свою ответственность, следовательно, у него уже сформированы определенные моральные установки и нравственные качества личности. Важным в такой ориентации педагогической деятельности является не только развитие индивидуальности ребенка. Для себя во главу угла я ставлю развитие в каждом ребенке уникальных личностных качеств путем самопознания, самостроительства, самореализации личности ребенка.
Моя методическая разработка заключается в сочетании модельного и проблемного обучения в рамках личностно-ориентированного подхода. В комплексном применении названные методы позволяют вызвать интеллектуальные эмоции (удивление, догадка, сомнение), которые провоцируют познание, а также играя свои роли учащиеся моделируют собственное социальное поведение. Целью является достижение высоких качественных показателей обученности , за счет формирования самостоятельно мыслящей творческой личности учащегося. Задачи: - формирование устойчивого интереса к предмету; -усиление мотивации учебной деятельности; - обеспечение более глубокого погружения в предмет одаренных и сильно мотивированных учащихся ; - формирование интеллектуальных навыков; -помощь в овладении учащимися широкого спектра социальных моделей. Результатами является овладение широким объемом знаний, достижение высокого уровня интеллектуальной самостоятельности; создание психологически комфортных условий образовательного процесса. Результативность применения методической системы выражается в высоком качестве знаний 75-90%, ежегодно учащиеся становятся призерами предметных олимпиад , выпускники демонстрируют хорошие показатели по результатам ЕГЭ.
Эта образовательная технология отлично стыкуется с модельным принципом обучения поскольку этот метод предоставляет ученику наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска. Учащимся нравятся разнообразные уроки в виде деловых игр: урок-форум, урок-аукцион, урок-пресс-конференция и тому подобное. Все деловые игры — это реализация модельного метода обучения.
На мой взгляд, чем больше ребенок будет пробовать себя в разных социальных моделях в режиме тренировки, тем уверенней он будет себя ощущать в реальности. Педагогическая деятельность подразумевает двуединство образовательного и воспитательного процессов. Так в воспитательный аспект своей педагогической из практики многое я позаимствовала из педагогического опыта Песковой М.Е. и Щурковой Н.Е. в работе « Формирование жизненного опыта в системе воспитания школьника».
Немаловажное место в моей педагогической практике я отвожу профессиональному ориентированию учащихся. Считаю необходимым развивать психологические особенности личности (интересы, склонности, способности, потребности, запросы и т.д.), ценностные установки и мотивации, способствующие формированию профессиональной направленности. Профессиональное самоопределение является одной из неотъемлемых составляющих процесса социализации личности. Школа должна являться важнейшим социальным институтом профориентации. Определение учащимися своей профессиональной направленности есть актуализация социального опыта.
Практическая реализация педагогического опыта
В качестве примера реального применения своей педагогической концепции хочу привести урок обществознания в 11 классе.

Цель урока: углубление знаний по теме «Экономика», помощь выпускникам в профессиональном выборе
Задачи: изучение новых понятий по теме «Основы маркетинга» и закрепление имеющихся знаний, продолжить развитие навыков работы с КИМ, формирование конкурентноспособной жизненной позиции, умение работать в группе, проектная деятельность, нацеленности на успех, духовно-нравственное развитие личности в ситуации морального выбора



Успешный учитель – успешные ученики!
47015403810В школьном музее.
Экскурсоводы готовы к любому вопросу
00В школьном музее.
Экскурсоводы готовы к любому вопросу

Внеурочная деятельность. Работают юные реставраторы.

Социальные акции – актуализация социального опыта.

Акция «Подними голову!»

Акция «Бессмертный полк»

Модельный метод в действии. Школьный политический форум «Молодежь и политика»

Школьное самоуправление – шаги к формированию зрелой личности


Культурно-досуговая деятельность. Расширение социального опыта

Приобщение к трудовой деятельности только на личном примере педагога