Рабочая программа внеурочной деятельности Волшебные узелки (7 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа №1 с. Мугур-АксыСогласованоЗаместитель директора по УВР_____________ Ондар Ч.К.
от «____» __________2015г. УТВЕРЖДАЮДиректор МБОУ СОШ №1__________ Конзай О.К.
Приказ №____от «____» __________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
Волшебные узелки
7 класс
1 год
(срок реализации)
Составитель:Ондар Чечек Кадр-ооловна
Мугур-Аксы – 2015г
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 г №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего, начального общего и среднего образования (Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного начального общего образования», Приказом МОиН РФ РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования",
Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 с. Мугур-Аксы.
Цель программы
Развитие мелкой моторики пальцев рук через овладение учащимися техникой вязания крючком. Формирование культурной, творческой, гармонично-развитой и социально-адаптированной личности, раскрывающей свои творческие возможности на основе умений и навыков художественно-творческой деятельности, посредством освоения техники художественного вязания.
Задачи программы
Раскрытие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Развитие художественного вкуса при выборе цветовой гаммы.
Воспитание усидчивости, трудолюбия, сосредоточенности, аккуратности, целеустремленности, любознательности, инициативности.
Развитие эстетического восприятия народных промыслов, окружающего мира.
Развитие координации движений, ловкости, глазомера.
Развитие внимания, памяти (двигательной, зрительной и словесно- логической).
Обогащение фантазии и воображения.
Воспитание коммуникативной культуры учеников
Воспитание патриотизма, любви к малой Родине, освоение знаний о культуре, традициях, ремеслах.
Участие детей в школьных, районных, краевых выставках, конкурсах, фестивалях.
Место предмета в учебном плане
Курс внеурочной деятельности обучения вязанию детей крючком «Волшебные узелки» представлен по общекультурному направлению и ориентирован на учащихся 7 класса.
Тематическое планирование рассчитано на один учебный год с расчетом на самостоятельную работу детей. Занятия проводятся с учащимися 7 класса один раз в неделю по одному часу, что составляет 34 часа.
Обучение в первом полугодии рекомендуется строить так, чтобы учащиеся хорошо усвоили основные приемы вязания крючком и их условные обозначения. Во втором полугодии дети осваивают более сложные в технике исполнения изделия.
Особенности преподавания учебного предмета в данном классе
Класс обладает интеллектуальным потенциалом и большая часть девочек мотивирована на учебу. Девочки с интересом познают новое, активны на занятиях в условиях специально организованной деятельности. Часто предлагаю творческие задания, сами и с удовольствием их выполняют.
Дети хорошо работают в группах и парах, могут объективно оценивать друг друга. Всегда готовы прийти на помощь друг другу.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Волшебные узелки»
Личностные результаты: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты: овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия в действии; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте; уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом технических декоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов освоения учебного курса Представлена в Основной Образовательной программе основного общего образования МБОУ СОШ №1 с. Мугур-Аксы от 28.08.2015г.
Формы учета оценки планируемых результатов
Знания о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека; в области композиции, формообразовании; навыки работы с нужными инструментами и приспособлениями.
Получение знаний и приобретение навыков в технике «вязание крючком»; изготовление сувенирных изделий и их декоративное оформление; формирование эстетических знаний.
Знать основные базовые узоры; терминологию; правила техники безопасности при работе.
Уметь последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала).
Оценкой планируемых результатов является организация выставок работ учащихся, участие в конкурсах различных уровней.
Формы межпредметной интеграции
Предмет Тема курса
ИЗО Все темы курса
Математика Счет количества петель на протяжении всех тем курса
Биология Подбор ниток и материалов
Программа способствует:
-развитию чувства красоты и художественного вкуса посредством практической
деятельности;
-оказанию помощи в самоопределении, самовоспитании, самоутверждении в жизни;
-приобщению детей к национально-региональным особенностям искусства;
-созданию творческой атмосферы на занятиях в группе на основе взаимопонимания и
сотрудничества при выполнении работ;
-приобретению навыков общения в профессиональной среде;
Формы учета оценки планируемых результатов.
Знания о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека; в области композиции, формообразовании; навыки работы с нужными инструментами и приспособлениями.
Получение знаний и приобретение навыков в технике «вязание крючком»; изготовление сувенирных изделий и их декоративное оформление; формирование эстетических знаний.
Знать основные базовые узоры; терминологию; правила техники безопасности при работе.
Уметь последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала).
Оценкой планируемых результатов является организация выставок работ учащихся, участие в конкурсах различных уровней.
Периодичность занятий в неделю, год.
Занятия проводятся один раз в неделю в среду и в четверг по 1 часу, 34 часа в год.
Учебно-тематическое планирование
No п/пНаименование разделов и тем Количество часов
Всего Теория Практика
1 Введение 1 1 -
2 Знакомимся с узорами вязания 2 1 1
3 Осваиваем технику вязания 4 1 3
4 Вяжем для дома 6 1 5
5 Украшаем интерьер 5 1 4
6 Подарки для друзей и близких 7 1 6
7 Игрушки - сувениры 7 1 6
8 Модные вещицы 4 1 3
Итого: 34 8 26
Тематическое планирование
№п/пНаименование разделов, тем Всего часов Цель Форма Дата
7 «а» 7 «б»
7 «в»
план факт план факт план факт
Введение 1 1 Вводное занятие. Правила техники безопасности. Виды ниток и крючков. 0,5 Изучать виды декоративно- прикладного искусства на практических примерах; литературы по данному виду творчества.
Знакомиться с изделиями, выполненными в различных техниках декора.
Организовывать рабочее место. Подготавливаться к работе. Изучать основные приемы вязания крючком. Читать и выполнять схемы вязания
Изучать рациональные приемы работы с ручными инструментами, приспособлениями, материалами. Вводный урок 2 Подбор ниток. Контрастные цвета. Нитки одной цветовой гаммы. 0,5 Знакомимся с узорами вязания 2 1 Знакомства с основным узором вязания – воздушными петлями. Обработка выполнения воздушных петель 1 Выполнять правила рисования эскизов, оформлять схемы для вязания крючком, примеры оформления рабочих тетрадей.
Соблюдать правила безопасности труда при работе с ручным инструментом.
Убирать рабочее места.
Выполнять сборку панно. Оформлять картины. Лекция с элементами беседы 2 Знакомство с новыми элементами вязания – полустолбиком, столбиком с накидом. 1 Изучать рациональные приемы работы с ручными инструментами, приспособлениями,.материалами (крючок, нитки). Развивать умения выполнять полустолбик, столбик с накидом .Лекция с элементами беседы Осваиваем технику вязания 4 1 Выполнение учащимися круга. 1 Развитие навыков вязания крючком круга, кольца из квадрата и треугольника
Выполнение учащимися простых изделий, помогающих освоить технику вязания крючком: круга, квадрата, шестиугольника, треугольника. Учатся читать схемы. Лекция с элементами беседы 2 Вязание из кольца квадрата 1 3 Вязание из кольца шестиугольника 1 4 Вязание из кольца треугольника 1 Вяжем для дома 6 1 Вывязывание прихватки Мотив 1,6,9,10. 2 Изготовление кружковцами изделий для дома и кухни: прихватки, кухонно – настенного панно, подставки под горячее.
Лекция с элементами беседы 4 Вывязывание прихватки Мотив 21,23. 2 5 Выполнение подставки под горячее из отдельных элементов. 2 Украшаем интерьер 5 1 Вязание отдельных элементов цветов. 2 Выполнение детьми панно и салфеток для украшения своей комнаты, квартиры, дома.
Вязание по схеме «Цветы», «Листья» умение читать правильно схемы и текст.
Лекция с элементами беседы 2 Вязание отдельных элементов листьев 2 3 Создание композиции из отдельных элементов цветов и листьев. 1 Подарки для друзей и близких 7 1 Выполнение символа года 1 Выполнение учащимися символа года обезьяны, сувениров, карандашницы, косметички комнатных тапочек, накидки на стул. Лекция с элементами беседы 2 Выполнение косметички, карандашницы. 2 3 Вязание накидки на стул. 2 Выполнение игрушек, связанных на уроке. Развитие умения читать схемы и описание. 4 Вязание комнатных тапочек. 2 Игрушки – сувениры 5 1 Изготовление игрушки-сувенира «Цыпленок». 2 Ознакомить учащихся с выполнением игрушек – сувениров. 2 Изготовление игрушки-сувенира «снеговик», «слон», «заяц», «3 Модные вещицы 4 1 Вязание футляра для сотового телефона. 1 Вывязывание аксессуаров по описанию и схеме.
Лекция с элементами беседы 2 Изготовление шарфа из шерстяных ниток. 1 3 Вязание детских пинеток 1 4 Итоговое занятие. Выставка лучших работ учащихся 1 Итого:
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной
программы:
1. Помещение для занятий должно быть достаточно светлым и хорошо проветриваемым, с хорошим естественным и искусственным освещением.
2. Рабочее место обучающегося–ученические столы с легко моющимся покрытием, должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга.
3. Стол для учителя
4. Инструменты:
•крючки (от 1.5 до 8 мм);
•ножницы;
•сантиметровая лента;
•булавки;
•швейные иглы;
5.Основные материалы:
•пряжа и нитки разной толщины и цветов;
•миллиметровая бумага.
6. Оснащение- шкаф для материалов, инструментов и методических
пособий, образцов изделий, выставочный стенд работ кружковцев.
7. Технические средства - мультимедийный проектор, экран, компьютер.
8. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: схемы, фотографии, технологические карты, инструкционные карты, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства, диски, журналы, проектные работы учащихся, таблицы по технике безопасности.Список литературы.
Литература для учителя.
1. Симоненко В.Д. Технология. М.:»Вентана – Граф», 2004.
2. Зуевская Е. Энциклопедия узоров. М.: «Контент», 2001.
3. Зайцева А.В. Амигуруми милые игрушки, связанные крючком. М.: Эскмо, 2013
4. Технология: Поурочные планы по разделу «Вязание»./ Автор-составитель Гурбина Е. А. – Волгоград: «Учитель», 2006
Литература для учащихся.
1.Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком: Кн. Для учащихся.- М.:Просвещение.1992.-95 с ил.
2. Журналы по вязанию: «Креатив», «Маленькая Diana», « Мастерица», «Сандра».
Интернет-ресурсы:
1. www.uzelok.ru› - Вязание крючком
5. http://ru.pdf-document.com/ebook/ - Схемы+Вязания+Крючком8. http://crochet-story.ru – Вязаная история начинается ...
Приложение
Правила безопасности и санитарно- гигиенические требования.
• При вязании сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
• Расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40 см.
•При меньшем расстоянии развивается близорукость и в глаза попадают частички пыли, пряжи.
• Перед началом и после окончания работы следует мыть руки с мылом, чтобы нить и полотно оставались всегда чистыми.
• Во время вязания, клубок лучше держать в специальной клубочнице, небольшой корзинке или коробочке, стоящей на полу с левой стороны.
• По окончании работы крючок следует вколоть в клубок и вместе с начатой работой положить в целлофановый или тканевый мешок, который хранят в шкафу, на полке.
• Ножницы надо убрать в специальную коробочку.