Формы контроля и итоговой аттестации в студии танца Ника
Методическая разработка
«Конкурс танцевальных коллективов «Фестиваль танца», как форма итоговой аттестации обучающихся студии танца «Ника»
Проблема оценки успешности обучения важна и актуальна для современного дополнительного образования.
Образовательная программа студии «Ника» состоит из несколько разделов. Новизна программы заключается в комплексном использовании трех методов: метода музыкального движения, метода хореокоррекции и методики партерного экзерсиса. Выбор основных методов основан на возрастных и индивидуальных особенностях детей. Направленность программы – физкультурно- спортивная. Программный материал расписан по годам обучения и предусматривает определенный уровень знаний, умений, навыков и базовых понятий по данным направлениям. Курс обучения по программе составляет 5 лет. Цель программы создать условия для развития творческих способностей детей посредством танцевального искусства.
Характеристика системы оценивания и отслеживания результатов
Отслеживание результатов в творческом объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся и на определение эффективности функционирования педагогического процесса. Оно должно обеспечивать взаимодействие внешней обратной связи (контроль педагога) и внутренней (самоконтроль обучающихся). Целью отслеживания и оценивания результатов обучения является содействие воспитанию у обучающихся ответственности за результаты своего труда, формирование критического отношения к достигнутому, формирование привычки к самоконтролю и самонаблюдению, что способствует развитию навыка самоанализа. Для определения результата усвоения образовательной программы разработан пакет контрольно-измерительных материалов, который позволяет увидеть результат деятельности каждого ребенка. Основными формами контроля образовательной программы студии «Ника» являются музыкально-ритмические игры и упражнения, тесты, концерты, конкурсы и фестивали.
Виды и методы контроля можно разделить на следующие группы:
Входной, направленный на выявление требуемых на начало обучения знаний, дает информацию о музыкальном и ритмическом развитии обучающихся. Для этого вида контроля используются методы:
- наблюдение;- игры: имитационные, ролевые, драматизации.
Текущий, осуществляемый в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. Для этого вида контроля можно использовать такие методы:
- устные (фронтальный опрос, беседа);- письменные (тесты, карточки-задания);- индивидуальные (дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей обучающихся);- наблюдения.
Тематический, осуществляемый по мере прохождения темы, раздела и имеющий целью систематизировать знания и умения обучающихся. Этот вид контроля подготавливает обучающихся к зачетным занятиям. Здесь можно использовать следующие методы:
- практические: (зачет, сдача элементов танца);- индивидуальные;- комбинированные (творческий проект);- самоконтроля (самостоятельное нахождение ошибок, анализ причины неправильного исполнения танцевальных элементов, устранение обнаруженных пробелов).Итоговый, проводимый в конце четвертей, полугодий, всего учебного года. Здесь целесообразно проводить концерты, фестивали обучающихся, соревнования, участие в конкурсах.В качестве системы оценивания в творческом объединении используется коллективный анализ исполнительского мастерства обучающихся, где отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы, разбираются типичные ошибки. К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие требования:
- индивидуальный характер, требующий осуществления отслеживания за работой каждого обучающегося;- систематичность, регулярность проведения на всех этапах процесса обучения;- разнообразие форм проведения, повышение интереса к его проведению;- всесторонность, то есть должна обеспечиваться проверка теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков обучающихся;- дифференцированный подход.
№ Вид контроля Средства Цель Действия
1 Входной Анкеты, педагогические
тесты Выявление требуемых на начало обучения знаний. Выявление отдельных планируемых результатов обучения до начала обучения 1. Возврат к повторению базовых знаний.2.Продолжение процесса обучения в соответствии с планом.3.Начало обучения с более высокого уровня.
2 Текущий Педагогические тесты, фронт. опросы, наблюдения… Контроль за ходом обучения, получение оперативной информации о соответствии знаний обучаемых планируемым эталонам усвоения. Коррекция процесса усвоения знаний, умений, навыков
3 Тематический Практические работы, творческие проекты, педагогические тесты. 1. Определение степени усвоения раздела или темы программы.2. Систематическая пошаговая диагностика текущих знаний.3. Динамика усвоения текущего материала. Решение о дальнейшем маршруте изучения материала.
4 Итоговый Зачеты, педагогические тесты, концерты, фестивали 1. Оценка знаний обучающихся за весь курс обучения.2. Установление соответствия уровня и качества подготовки обучающихся к общепризнанной системе требований, к уровню и качеству образования. Оценка уровня подготовки.
Использование тестового метода контроля позволяет определить уровень усвоения знаний по программе без вмешательства педагога. Применительно к технологии тестирования это означает использование для проверки знаний совокупности стандартизированных заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг оперативно проверяемых вопросов, требующих коротких однозначных ответов.
В структуре проверки знаний на занятиях тесты могут быть предварительными, текущими, тематическими, повторными, периодическими, итоговыми.
В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного контроля. Цель устного индивидуального контроля – выявление педагогом знаний, умений, навыков отдельных обучающихся. Устный фронтальный контроль (опрос) применяется с целью повторения и закрепления материала за короткий промежуток времени.
Воспитанию эмоционально-осознанного отношения к танцу, развитию музыкального слуха, чувства ритма, способствует работа над музыкально-ритмическими навыками, которые являются основой игр и упражнений с танцевальными заданиями.
Музыкально-ритмические навыки помогают понять законы структурного строения танца, учат разбираться в многообразии танцевальных направлений, смене темпа. Такие игры пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, т.к. строятся они на разнообразных движениях, имеют интересные игровые задачи, элемент занимательности, соревнования. Вместе с тем, они закрепляют музыкально-ритмические навыки, навыки выразительного движения, развивают актерские способности, наглядно демонстрируют усвоенные детьми навыки и умения. Через игру все танцевальные способности не только развиваются естественно и гармонично, но и также естественно и гармонично отслеживается уровень усвоения.
Концерты и фестивали являются итоговой формой контроля. На протяжении всего учебного года участники студии принимают участие в концертных программах города и района, в межмуниципальных фестивалях.
В последнее воскресенье апреля вот уже более 20 лет по инициативе студии «Ника» проводится открытый конкурс танцевальных коллективов «Фестиваль танца». Фестиваль организован как конкурсная программа с участием танцевальных коллективов города и соседних районов. Он стал ярким культурным событием в жизни муниципалитета. Но самое главное, что являясь формой итоговой аттестации обучающихся студии, Фестиваль не только подводит итог годовому циклу занятий, он- отправная точка нового витка творческого развития детей.
Традиционно Фестиваль однодневный. Но самому праздничному действию предшествует длительная подготовка. Прежде всего, это подбор репертуара. Важно, чтобы репертуар соответствовал возрасту детей, психологическим особенностям конкретной группы. Немаловажное значение имеет выбор костюма. На «Фестивале танца» каждая группа студии показывает два разных по стилистике номера. Каждому танцу соответствует свой, сшитый вновь костюм. Репетиционный процесс включает в себя не только отработку поставленного танца, но и упражнения психологического характера, элементы тренинговых занятий, направленных на сплочение группы, на развитие умений работать в команде. Важно подчеркнуть, что концертное выступление - это не только показ определённых художественных результатов, но и эффективная форма нравственного и эстетического развития исполнителей. Г. Струве пишет: «Участие в концертах выявляет все возможности коллектива, его художественные достижения, достигнутый исполнительский уровень, демонстрирует его сплочённость, дисциплину, способность подчиняться воле руководителя, сценичность, эмоциональность, собранность. Каждый концерт имеет и воспитательное значение. Для участников коллектива должно быть не всё равно, оценят ли их общий, коллективный труд».
Заблаговременно разрабатывается Положение конкурсной программы Фестиваля. (Приложение № 1). Положение вместе с приглашением рассылается с использованием электронной почты в соседние районы. Начинается следующий этап подготовки. Создается рабочая группа Фестиваля, которая занимается написанием сценария, формированием конкурсной программы, работой по подбору жюри и ведущих, разработкой дипломов Фестиваля и оформлением сцены, приобретением оригинальных сувениров для победителей.
Главным событием 2015 года стал 70 –летний Юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Тема Победы лейтмотивом звучала на протяжении всей концертной программы «Фестиваля танца 2015». (Приложение № 2 Сценарий «Фестиваля танца»)
Результат кропотливой и тщательной работы был достигнут. На «Фестивале танца» перед зрителями предстала насыщенная по характеру и содержанию, богатая и разнообразная программа. Где были и жизнерадостные пляски, и хип- хоп, и лирические хороводы и многое другое, что не оставило зрителей равнодушными. В качестве рефлексии на протяжении трех лет практикуется интервьюирование участников.
Как и любая другая форма итоговой аттестации «Фестиваль танца» предполагает последующий анализ. Ежегодно проводится видеосъемка Фестиваля, которая в последующем используется не только как памятный сувенир для участников, но прежде всего как материал для работы над ошибками. На последующих занятиях осуществляется просмотр видеозаписи при помощи проектора. Обучающиеся студии учатся сами анализировать свои собственные действия и выступления коллектива в целом. Прорабатывают критические замечания педагога.
Считаю, что среди многообразия методов контроля, итоговый контроль в виде публичного выступления на конкурсной основе открывает новые перспективы для анализа педагогом усвоения программного материала и повышает интерес воспитанников к занятиям по хореографии.
Список литературы
1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. 2 изд. испр. и доп. – СПб : ПОИРО. 2000 г.2. Васильева Т.К. «Секрет танца» ТОО «Диомант», ООО «Золотой век» 1997 г.3. Громов Ю. «Танцуйте дети» – Чебоксары 1967 г.4. Пуртова Т. В., Беликова А.Н. «Учите детей танцевать» «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». 2003 г.5. Программы для общеобразовательных учреждений. Ритмика и бальные танцы. Для начальной и средней школы. Москва «Просвещение» 1997 г.
Приложение № 2