Для НИКа по физике Физика в загадках
Физика в загадках
В этом разделе научной работы загадки о физических явлениях и технических объектах, изучаемых в школе.
Попробуем отгадать предлагаемые загадки, хотя это и непросто. Ведь часто они содержат лишь намеки на загадываемое явление или предмет. Нужно проявить сообразительность, чтобы в образном иносказательном иносказательном описании узнать знакомое явление.
4.1.Механика
По морю идет, идет, а до берега дойдет – тут и пропадет.
Кто, не учившись, говорит на всех языках?
На всякий зов дает ответ, а ни души, ни тела нет.
Без рук, без ног по полю рыщет, поет да свищет, деревья ломает, к земле траву приклоняет.
В круглом домике, в окошке ходят сестры по дорожке, не торопится меньшая, но зато спешит старшая.
Кружится, жужжит, а падает – молчит.
Без рук, без ног, а ворота отворяет.
День и ночь кричит, а голос не устает.
В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется.
4.2.Тепловые явления
Вокруг носа вьется, а в руки не дается.
Чего в избе не видно.
Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеяльцем.
Что за художник окно разрисовал?
Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает.
Я вода, да по воде же и плаваю.
Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, он от матери рожден, сам ее рождает.
Лежал, лежал, а потом в реку побежал.
Днем стекло разбито, за ночь вставлено.
Белая морковка зимой растет.
Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберет: ни царь, ни царица, ни красная девица.
В печь положить – вымокнет, в воду положить – высохнет.
Видно, нет у ней ума: ест она себя сама.
Со стороны избы мерзнет, а с улицы нет.
Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает.
Без глаз, а слезы проливает.
Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала.
По синему морю, белые гуси плывут.
Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет.
Внутри горит, кругом бурлит, вода кипит, пить чай велит, вверх пар валит.
Как можно пронести воду в решете?
Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе.
Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно все сошло.
Ну-ка в горсть ее схвати – не удержится в горсти.
Без рук, без ног, не мал клочок - кверху ползет.
4.3.Электродинамика
Летит огненная стрелка, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица.
Сверкнет, мигнет, кого-то позовет.
Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит.
Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск.
Небесная лошадь скачет, из-под ног огонь сыплется.
Без крыльев, без тела за тысячу верст прилетела.
4.4.Оптика
Придет в дом – не выгонишь колом, пора придет – сам уйдет.
Белая кошка лезет в окошко.
Из окошка в окошко – золотой прут.
На улице рубашка, в избе рукава.
Попутчица за мною ходит вслед, мне от нее ни, зла ни пользы нет.
У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, у рыбы в море.
Ввечеру умирает, поутру оживает.
И языка нет, а правду скажет.
Когда небо ниже земли бывает?
Перед нами – вверх ногами, пред тобой – вверх головой.
Посредине поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая.
Поднялись врата, всему миру красота.
Раскрашенное коромысло через реку повисло.
Ни жара, ни пепла, ни огня я не имею, а многое прожигаю.
Посреди поля серебряные зерна.
Какой огонь не дает дыма?
Серое суконце лезет в оконце.
Черная кошка лезет в окошка.
4.5.Солнце, Луна, звезды
Красная девушка по небу ходит.
Без головы, а с рогами.
Что видно только ночью?
По высокой дороге идет бычок круторогий.
Голубой платок, красный колобок, по платку катается, морем усмехается.
По синему пологу золотое просо рассыпано.
В синем небе светляки, не дотянешь к ним руки. Один большой светляк загнулся, как
червяк.
Хозяин спит – овцы на выгоне, хозяин выглянет – овец не видно, хозяин спрячется – овцы опять обозначатся.
Юмор в физике
1)-В чем сила, брат?
-В деньгах.
-Вот и мой брат говорит, что в деньгах! А сила - она в ньютонах.
2)Гуляют два теоретика в лесу. Встречают медведя. Первый побежал, второй остался.
-Побежали!- кричит первый второму.
-Зачем? Моя скорость все равно меньше скорости медведя, - говорит второй.
-Неважно, что твоя скорость меньше скорости медведя, важно, чтобы моя скорость была больше твоей.
3)Беседуют два приятеля:
-Знаешь, я вычислил скорость перемещения моей жены по магазину!
-Ну и какова она?
-200 долларов в час!
4)На приемных экзаменах геофака МГУ. Экзамен по физике.
Преподаватель:
-Что такое электромагнитные волны?
Студент:
-Электромагнитные волны были изобретены Поповым в начале нашего века для создания радио и имели длину 3 метра.
5)На экзамене по физике преподаватель решил просмотреть конспект студента. С удивлением обнаруживает пустые страницы и естественно спрашивает почему.
-Как же,- отвечает студент - вы же говорили записывать только ценные мысли.
6)Сидят в кафе два физика. Мимо проходит девушка. Один другому:
-Ты смотри, какое интересное сочетание атомов.
Заключение
Пословицы и поговорки - это краткие изречения, выражающие законченную мысль (элемент суждения). Это цвет народного ума, житейская народная правда. Главное в пословицах и поговорках, как жанре фольклора, не ее логическая природа, а художественный образ, смысловатая двухплановость.Пословицы и поговорки - элемент русской речи, которые красят речь, делают ее красной, образной. Каждое поколение народа накапливало наблюдения над миром, жизнью, природой и эти наблюдения, эти знания и опыт отражало в произведениях устного народного поэтического творчества.Пословицы и поговорки ценны для изучения физики тем, что представляют в афористической форме наблюдения за природными явлениями и житейскими ситуациями, а так же народные приметы погоды. Например:
"Горшки легко подзакипают через край - к ненастью" "Без жернова на шее дна не достать" "Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь"
Таким образом, пословицы и поговорки с физическим содержанием представляют собой полезный материал, а их краткость и разнообразие позволяют привлекать их к изучению большого числа вопросов курса физики.
Загадки, согласно В.И. Даля - это "краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки". Поскольку предмет (обычно хорошо известный) описан по-иному, образно, с выдумкой, зачастую с неожиданной стороны, отгадать задуманное не просто. Для этого нужно быть весьма наблюдательным и сообразительным, уметь сопоставлять, находить общее в разном. В загадках речь идет о конкретном, видимом мире явлении и вещей, окружающих человека. И в отгадках видим конкретные примеры, явления. Будучи по конструкции выражением, основанным на сравнении, загадка способствует развитию образного видения природы. Она учит видеть и осмысливать действительность в ее многообразных связях и ассоциациях. А еще загадка помогает увидеть красоту окружающего мира: подчеркивая ту или иную особенность предмета, явления, она заставляет более внимательно взглянуть на него, увидеть красивое в этом предмете или явлении. Загадки поэтичны не только по своей образной системе, но и по форме; многие из них ритмичны.
" Зимой нет теплей места, летом нет холодней" (погреб или печка)
"Возле уха завитую, а в середке разговор" (наушники)
" Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит" (гром и молния).
Краткость и ритмичность формы, емкость содержания, яркая образность и шутливый колорит загадок позволяют возбудить с их помощью интерес учеников к изучению конкретных вопросов.
15