Производство текстильных волокон (5 класс)
Тема урока: Производство текстильных материалов (5 класс)
Цели:
Познакомить учащихся с видами текстильных волокон и процессом производства ткани;
Создать условия для формирования навыков определения лицевой и изнаночной сторон ткани;
Развивать познавательный интерес, воспитать культуру труда.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, коллекция «Волокно», альбом «Ассортимент тканей», инструкционные карты, лупы, образцы тканей.Подготовительная работа: подготовить оборудование, инструкционная карта, рабочие коробки.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Проверка готовности к уроку и организации рабочих мест.
Вопросы к учащимся:
Какие принадлежности необходимо приносить на урок швейного дела?
Какие правила своего рабочего места вы знаете?
Какие материалы должны находиться на рабочем столе?
(ответы учащихся)
Учитель: Правильно, основным материалом для шитья является ткань. Именно о ткани и способах ее получения мы будем говорить сегодня.
Объяснение нового материала.
Учитель: В постоянной жизни нас постоянно окружают вещи из различных тканей. Тканью человек пользуется с древнейших времен, научившись изготовлять ее из различного сырья. В мире существует огромное количество видов тканей, различных и по внешнему виду, и на ощупь, и по составу. Посмотрите на свою одежду: разные вещи изготовлены из разных тканей.
А теперь возьмите лупы и внимательно посмотрите через них на ткань своей одежды. Что вы видите, из чего она состоит?
(ответы учащихся)
Слайд 1: «Схема переплетения нитей в ткани»
Ткань состоит из переплетающихся между собой нитей. А теперь возьмите образец ткани и отделите одну нить, с помощью булавки распушите конец нити. Посмотрите на распушенный конец нити в лупу. Видите отдельные тонкие волоски? Это волокна ткани.
Таким образом, ткань состоит из переплетенных между собой нитей, а каждая нить – из отдельных скрученных между собой волокон.
Все волокна делятся на: натуральные и химические.
Слайд 2: «Классификация волокон»
Натуральные волокна – это волокна растительного и животного происхождения, которые создает сама природа. К волокнам растительного происхождения относятся хлопок и лен. Волокна животного происхождения – шелк и шерсть.
Химические волокна получают на предприятиях химической промышленности. К ним относятся: вискоза, капрон, лавсан, нитрон и другие. Волокна обладают свойствами, которые определяют и свойства тканей. Чтобы иметь представление о волокне, рассмотрим коллекцию «Волокно». Определите различия волокон по внешнему виду и на ощупь.
Учащиеся рассматривают коллекцию «Волокно»
Слайд 3: «Получение пряжи».
Спрессованные в большие упаковки (кипы) волокна поступают на прядильную фабрику. Там волокнистую массу:
Разрыхляют, очищают от различных примесей и мусора;
Прочесывают;
Формируют в ленту;
Вытягивают и выравнивают на специальном оборудовании.
Из ленты путем легкой крутки получают ровницу, которую вытягивают до определенной толщины (тонины) на прядильных машинах и скручивают в пряжу. Процесс получения пряжи называют прядением. Пряжу наматывают в бобины. Из пряжи на ткацких фабриках изготовляют ткань.
От свойства пряжи зависят свойства вырабатываемой ткани. Чем тоньше пряжа, тем тоньше будет ткань. Чем сильнее крутка пряжи (скрученность нитей), тем гладкая, упругая и прочная ткань. От ровноты пряжи зависит ровнота нитей в ткани.
Слайд 4: «Производство ткани».
Как мы с вами отметили, ткань получается путем переплетения нитей. Нити, идущие вдоль ткани, называют нитями основы, или долевыми, а нити, идущие поперек, называют нитями утка. Нити основы прочные, длинные, при растяжении не меняют своей длины. Нити утка менее прочные, более толстые и короткие, при растяжении длина их увеличивается. С двух сторон ткани по долевой нити образуется кромка – неосыпающийся край. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани.
Выполняется эта операция на ткацком станке и называется ткачеством, а работник, выполняющий эту операцию, называется ткачом. С ткацкого станка ткань, выходит в виде длинных полос различной ширины. Ткань, снятая с ткацкого станка, имеет грязновато-серый или желтоватый цвет, шероховатую поверхность. Ее подвергают отделке:
Удаляют с поверхности кончики волокон,
Отбеливают,
Красят или наносят печатный рисунок.
Существует 4 вида ткацких переплетений: полотняное, саржевое, атласное и сатиновое. От переплетения нитей в ткани зависят свойства тканей: осыпаемость нитей на срезах ткани, растяжимость ткани, способность ткани образовывать мягкие складки – драпируемость, мягкость, скольжение.
Слайд 5: «Схема полотняного переплетения»
Самое простое ткацкое переплетение – полотняное. В полотняном переплетении нити основы и утка переплетены через одну нить, то есть нить утка проходит то над нитью основы, то под ней. Ткани полотняного переплетения имеют одинаковый ткацкий рисунок с лицевой и с изнаночной стороны, напоминающий по виду шахматную доску.
Ткани полотняного переплетения имеют большую прочность, стойкость к износу, малую осыпаемость нитей на срезах, малую растяжимость, среднюю мягкость и драпируемость. Полотняное переплетение имеют большинство хлопчатобумажных тканей, некоторые льняные и шелковые ткани.
Практическая работа «Изготовление макета полотняного переплетения»
Слайд 6: «Макет полотняного переплетения»
Учитель: Подготовьте свое рабочее место для выполнения практической работы. Внимательно ознакомьтесь с инструкционной картой и работу выполняйте по инструкции.
Текущий инструктаж, выполнение работы учащимися.
Инструкционная карта
«Изготовление макета полотняного переплетения»
Оборудование: альбом, цветная бумага, клей, рабочие коробки.
Ход работы:
Начертите на листе цветной бумаги квадрат 10х10 см, вырежьте его.
Начертите на листе бумаги другого цвета квадрат 10х10 см, вырежьте его.
Определите у квадратов лицевую и изнаночную сторону.
На изнаночной стороне квадратов проведите параллельные линии на расстоянии 1 см друг от друга.
Разрежьте один квадрат на полоски по расчерченным линиям. Это будут нити утка.
Отступите от края неразрезанного квадрата 1 см и проведите линию по всей длине.
Разрежьте квадрат на полоски до намеченной линии. Это будут нити основы.
Выполните переплетение полосок неразрезанного до конца квадрата (основы) разрезанными полосками (утком) через одну.
Закрепите концы полосок клеем.
Прикрепите макет полотняного переплетения в альбом.
Укажите направление нитей основы и утка.
Рядом с макетом прикрепите образец ткани полотняного переплетения.
Проверка правильности и качества выполненной работы.
Выставка лучших работ
Закрепление нового материала.
Работа в тетради. Учащиеся записывают основные понятия
Вопросы к учащимся:
Какие ткацкие переплетения вы знаете?
Как называется профессия работника, изготовляющего ткань?
Какие свойства тканей зависят от переплетения нитей?
Какие виды тканей вы использовали при выполнении практической работы?
Подведение итогов.
Учитель: Сегодня на уроке мы самостоятельно изготовили макет полотняного переплетения, чтобы понять принцип получения ткани. Узнали о текстильных волокнах, об этапах производства ткани, о свойствах тканей, которые зависят от свойств нити, из которой эти ткани изготовлены. Все эти знания и умения необходимы в швейном деле.
Оценка работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: изучить материал учебника, ответить на вопросы.