Эссе Как сохранить в школе традиции чтения, ценностное отношение детей к книге, языку и слову?


Как сохранить в школе традиции чтения,
ценностное отношение детей к книге, языку и слову?
«Когда не читает один человек – это его трагедия, если не читают миллионы людей – это проблема всей нации», – сказал когда-то известный поэт Иосиф Бродский.  Как актуальны эти слова сейчас!
К нашему всеобщему сожалению, времена, когда библиотеки были переполнены, когда возле книжных магазинов выстраивались огромные очереди, а лучшим подарком на день рождения ребёнка была книга, ушли в прошлое. Россия потеряла статус самой читающей страны, и это ни для кого не секрет. Сегодня общество понимает, что ситуацию нужно срочно менять, так как опыт мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека,  нет личности. Именно книга является тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развивает фантазию, учит думать, оценивать собственные и чужие поступки. 
Одна из задач, которая ставится перед современной школой, – возродить (по большому счёту сохранять уже нечего) любовь к чтению. Как этого добиться?
Конечно, мы, учителя, не в силах «перекроить» Стандарт образования: исключить из программы произведения, которые учащиеся не понимают в силу своих возрастных особенностей.
Пробуждать интерес к чтению, книгам зачастую мы пытаемся через проведение в школе интересных, содержательных мероприятий, таких как: презентации новых книг, встречи с писателями, читательские марафоны и конференции. Бесспорно, они необходимы, но, к сожалению, не приносят должного результата. Чтение – это привычка, чтобы её сформировать, разовых мероприятий и акций недостаточно.
Бытует мнение: «У хорошего учителя дети читают. Учить надо так, чтобы было интересно». Соглашусь! От таланта учителя, от его умения «преподнести» и автора, и текст многое зависит. Но даже такой педагог не может с полной уверенностью сказать, что у него читают все.
Я убеждена, что «дорога к книге» начинается не с учителя, а гораздо раньше. 
Прививать любовь к чтению необходимо  начинать в семье. Ребёнок с малых лет должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, – тогда и  в его жизнь они войдут. Красноречиво высказывание Цицерона: «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души». 
На мой взгляд, главная задача учителя – педагогическое просвещение родителей, вовлечение их в совместную со школьным учреждением деятельность по приобщению детей к книге. Чтобы возродить традиции семейного чтения, необходимо донести до сознания мам и пап, что в наше время, когда родители и дети часто не находят общего языка, отделяются друг от друга, книга - идеальный посредник для диалога ребенка и взрослого. Чтение, формирующее общие интересы, способствует объединению семьи. «Нет чтения – нет и духовного единства воспитателя и воспитанника…», – к такому выводу пришел замечательный  педагог прошедшего столетия В.А. Сухомлинский.