Моя статья Использование песочной терапии при формировании элементарных математических представлений у детей с ДЦП
Применение песочной терапии в формировании элементарных
математических представлений у детей с ОВЗ.
Филиппова Ф.И., учитель-дефектолог
первой квалификационной категории
Формированию у детей с ОВЗ элементарным математическим представлениям отводится важное место в общей системе коррекционно-развивающего обучения. Это вызвано рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Для детей с ДЦП характерны сниженная познавательная активность, бедность запаса сведений об окружающем мире, это приводит к тому, что дошкольники 5-6 летнего возраста не приобретают многих самых элементарных знаний и представлений о математике: плохо запоминают названия цифр, с трудом ориентируются в числовом ряду, возникают трудности с пространственными представлениями. Для этих детей необходима целенаправленная коррекционно-развивающая работа, направленная на восполнение пробелов в их математическом развитии.
Формирование элементарных математических представлений у детей с ДЦП затруднено в силу недостатка у них бытового и игрового опыта. Постепенно овладевая предметно-практической деятельностью, дети приобретают и первые математические представления. Игры-занятия - наилучшая форма совместной деятельности по освоению математического содержания.
В своей работе мы нашли новый подход для развития пространственных
и количественных представлений через игровые упражнения в стационарной песочнице. Главным условием является то, что повторение заданий происходит в новых условиях, в новых ситуациях, это необходимо для того, чтобы у детей с ДЦП не пропадал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более прочными и обобщенными.
Организация игр с песком позволяет развивать у детей с ДЦП интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, навыки общения и речь, пространственную ориентировку, совершенствовать координацию движений, обучать счету, расширять кругозор.
Также игры с песком позволяют решать задачи по формированию представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, по формированию навыков счета, вычислений, измерений, конструирования, моделирования
Игры с математическим содержанием не только формируют у детей элементарные математические представления, но и помогают установлению эмоционального контакта детей и взрослых, детей друг с другом, формируют чувство партнерства и взаимопомощи.
Игры с песком помогают детям с ДЦП не бояться совершения ошибок, от которых, как известно, не застрахован никто. Как часто мы наблюдаем нервное беспокойство ребенка, если он что-то нарисовал или написал на листе неправильно. Ему хочется сразу перевернуть листок, стереть ошибку резинкой или зачеркнуть «неправильное» так сильно, что его не стало видно. В работе с песком все проще: если ты сделал что-то не так,
проведи ладошкой по песку и начни сначала. Это свойство песка особенно полезно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наши дети - «особые», с ограниченными интеллектуальными и физическими возможностями – с удовольствием играют с песком. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому мы предприняли попытку проводить игры - занятия с песком в качестве дополнительного методического приема.
Вот некоторые из них:
«Что спряталось в песке?»
Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется. Постепенно малыш находит и достает из песка цифры ( из пластика, из дерева). Затем дефектолог просит назвать все цифры, которые были найдены в песке. Далее ребенку предлагается выложить эти цифры не песке по порядку, можно поиграть в игру « Чего не стало?» ребенок закрывает глаза, и в это время дефектолог убирает одну или несколько цифр. Можно поменять цифры местами и попросить ребенка «навести порядок».
2. «Угадай, какая цифра попалась в руки?»
Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти цифру и, не доставая ее из песка, определить, какая цифра ему попалась в руки.
По такому же типу можно провести игру «Угадай, какая геометрическая фигура тебе попалась»
«Найди в песке нужное количество камешков»
(шишек, желудей, ракушек, пуговиц)
Дефектолог показывает ребенку цифру и просит назвать ее. Далее ребенку предлагается найти в песке нужное количество камешков и объяснить, почему он нашел такое количество камешков.
«Наведи в песочнице порядок»
Перед ребенком в песочнице лежат цифры в перевернутом положении. Сначала дефектолог предлагает назвать только те цифры, которые лежат правильно, затем перевернуть те цифры, которые лежали неправильно, и назвать их. Можно предложить ребенку разложить цифры в правильном порядке и поиграть в игру «Назови соседей числа»
«Пекарня»
Предлагается ребенку-повару испечь «пирожки», «торты», «пироги» разного размера и формы, а потом посчитать их. Угостить кукол, разрезав пирог на 2, 4 части. Таким образом, ребенок знакомится в игре с математическими понятиями: половинка, четвертинка.
«Подсказка»
Для обучения ребенка порядковому счету, можно организовать следующую игру.
Сделать из песка 5 кучек. В одной из них спрятать какой либо предмет, а затем предложить ребенку найти его по подсказке: «Ищи во второй кучке слева» или « В четвертой кучке справа» В другой раз ребенок прячет предмет и подсказывает педагогу, где его искать.
«Угадай по описанию»
Педагог описывает спрятанный в песок предмет, а ребенок должен угадать что это.
Ребенку дается инструкция, что предмет находится в верхнем левом углу песочницы.
Откопав предмет, ребенок проверяет правильность ответа.
«Посади овощи»
Педагог предлагает ребенку отправиться в огород и посадить овощи (морковь, репу, картошку, лук). Дается инструкция: «Посади картошку в левом верхнем углу», «Посади репу в середине» и.т.д. Ребенок закапывает тот или иной овощ в соответствующем месте песочницы. Затем предлагается рассказать, куда и что посадили.
Аналогично можно провести игру «Посади цветы»
« В лес за грибами»
В этой игре ребенок упражняется в определении положения предметов (грибов) относительно деревца (елки). Педагог предлагает ребенку отправиться в лес за грибами.
«Где растет лисичка?» - спрашивает педагог.
«Лисичка растет слева от елки» - отвечает ребенок и срывает грибок. «А где растет сыроежка?» «Сыроежка растет за елкой» и.т.д.
10. Песочный круг (квадрат, треугольник). Медитативное рисование.
Ребенок рисует на песке круг (квадрат), украшает его различными предметами: ракушками, камешками, пуговицами.
«Собери бусы»
Дефектолог рисует на песке полукруг, а ребенок выкладывает по линии бусинки и называет порядковый номер.
«Художники»
Педагог начинает какой-либо рисунок ( провести можно широкие, узкие линии, длинные, короткие, высокие и низкие), а ребенок его дорисовывает, либо повторяет нарисованное взрослым, проговаривая свой рисунок.
13. «В поисках клада»
Закрепить понятия «лево», «право», учить ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание, воспитывать сосредоточенность, усидчивость. Оборудование: Набор мелких игрушек: елки, деревья, грибы, цветы, колодец, луна полная, молодой месяц, ежи.
Ход занятия - Сегодня мы с тобой отправимся на поиски клада. Этот клад спрятан в лесу под старым дубом, дорогу к нему мне подсказала Мудрая Сова. Я буду тебе рассказывать, а ты внимательно слушай и пальчиком черти дорогу на песке. Педагог показывает на песке, откуда ребенок отправится в путь.
- А теперь слушай внимательно: Если направо до елки дойдешь, далее вниз до колодца пойдешь. Опять направо до высокой сосны, далее вниз до круглой луны! Дальше налево ты быстро иди, И встретишь Ежа у себя на пути. Тебя он направит: «Иди, друг мой, вниз!» Свернешь там направо – увидишь грибы. От них ты опустишься вниз, Свернешь там налево – под дубом ищи! (Педагог читает инструкцию медленно и ждет пока ребенок не выполнит каждую ее часть правильно).
- Ну вот ты и у старого дуба! Можешь копать, и ты узнаешь, что для тебя приготовила Сова. Ребенок руками ищет в песке клад, находит игрушку (машинка, куколка). За то, что ты правильно и хорошо справился, Сова дарит тебе эту игрушку.
14) « Ковер самолет для принцессы»
Научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше больше, выше ниже, справа, слева), закрепить знания о геометрических формах.
Стимульный материал: треугольники, квадраты, круги, овалы, прямоугольники, различающиеся по цвету и величине.
Ход игры:
Взрослый рассказывает сказку.
В сказочном царстве принцесса жила,
Очень красива, добра и мила.
Вдруг прилетел огнедышащий змей,
Чтоб на принцессе жениться скорей
И унести в мир страха и тьмы,
Сделать царицей змеиной страны.
Нам надо принцессу от змея спасти,
В заморские страны ее увезти.
Построим, ребята, ковер-самолет,
Нашу принцессу он точно спасет.
Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическим орнаментом.
После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы.
1. Найди и покажи самый маленький круг.
2. Найди и покажи самый большой квадрат.
3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.
4. Каких цветов фигуры на ковре-самолете.
5. Назови, где находится красный маленький квадрат и т.д.
Таким образом, в ходе игр с песком, дети повторяют пройденный материал по формированию математических представлений, в частности счет и количество, соотнесение количества и числа, название цифр, пространственные представления, решают посильные проблемные задачи. После проведенных занятий в песочнице мы наблюдаем, что у детей повысился интерес к математике, дети стали лучше
усваивать математическую терминологию: называние цифр, называние числа при ответе на вопрос «сколько?», употребление наречий для обозначения пространственных отношений (справа, слева), употребление наречий для обозначения количества (больше, меньше). Игры с песком выполняют не только развлекательную функцию, но и способствуют развитию важнейших психических процессов, познавательных интересов, снимают эмоциональное напряжение, выполняют коммуникативную функцию между взрослым и ребенком.
15