Рабочая программа по изобразительному искусству с элементами черчения (8-9 классы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Татарская гимназия с отделением искусств г.Белебея»
муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан



Согласовано:
Зам. директора по УВР
_______/Л.Ф.Арсланова/
«___»_________2014 г.
Зам. директора по НМР
_______/З.Т.Файрушина/
«___»________2014 г.
Рассмотрено и обсуждено
на заседании кафедры
протокол №___от_______
Руководитель кафедры:
_________/_________________/
Утверждаю:
Директор МБОУ «Татарская
гимназия г. Белебея» РБ
_______________/Н.Н.Хусаинов/
«28» августа 2014 г. пр. № _____








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Предмет: изобразительное искусство

Класс: 8 - 9

Срок реализации: 2014 – 2015 учебный год

Разработана на основе программы: «Черчение и графика» под редакцией Г.Ф. Хакимова, Уфа «Китап», 2010г.

Составитель: Хакимуллина Э.Т., учитель изобразительного искусства и черчения











2014 г.
Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству с элементами черчения для 8-9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение и графика», автор Г.Ф. Хакимов, Уфа «Китап», 2010г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства с элементами черчения, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая  программа по изобразительному искусству с элементами черчения представляет собой целостный документ, включающий в себя разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программы, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью изучения изобразительного искусства с элементами черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.
Огромную роль в обучении учащихся играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках изобразительного искусства с элементами черчения, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников т.к. основная часть усваиваемого учебного материала школьных предметов представлена в вербальной форме.
Изучение графической грамоты необходимо в школах Республики Башкортостан, т.к. в регионе требуется подготовка кадров на предприятия именно по техническим специальностям, и существует ряд факультетов в ВУЗах и Сузах (УГНТУ, УГАТУ, БГАУ, БГУ) для освоения графических дисциплин которых, должна предшествовать первоначальная подготовка в школах.
Кроме того, занятия изобразительным искусством с элементами черчения оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда, благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.


Цели и задачи
Программа ставит целью:
обучение учащихся графической грамоте и элементам графической культуры. Овладев базовым знаниями в 8 - 9 классах, учащиеся должны научиться выполнять и читать комплексные чертежи (и эскизы) несложных деталей и сборочных единиц, их наглядные изображения; понимать и читать простейшие архитектурно-строительные чертежи, применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения ставятся задачи:
обучение учащихся чтению и выполнению различных видов графических изображений, формирование у учащихся графической грамотности;
всестороннее развитие логического и образного мышления, пространственных представлений; качеств мышления,
развитие инженерного мышления у учащихся, усиление политехнической направленности обучения;
развитие творческих способностей, знакомство с требованиями технической эстетики;
сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (косоугольной диметрической и прямоугольной изометрической) и приемам выполнения технических рисунков;
ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
научить самостоятельно пользоваться учебными и справочными материалами.
Для осуществления указанных задач программа предусматривает изучение теоретических положений, выполнение упражнений, обязательный минимум графических и практических работ.
В процессе изучения графики надо научить школьников активно работать, правильно организовывать рабочее место, рационально применять чертежные и измерительные инструменты.
Большая часть учебного времени выделяется на упражнения и самостоятельную работу. В изучении данного предмета используются следующие методы: рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом.
Наряду с репродуктивными методами обучения необходимо использовать методы проблемного обучения, вовлекая школьников в процесс сотворчества.
Изучение теоретического материала должно гармонично сочетаться с выполнением обязательных графических работ. Конкретный материал подбирает для них учитель, руководствуясь данным в программе примерным распределением часов. Очередность и сроки выполнения работ также определяет учитель.
В процессе обучения графике необходимо использовать учебные наглядные пособия: таблицы, модели, детали, различные изделия, чертежи и т. д., а также кинофрагменты, диафильмы по черчению и другие современные технические средства обучения.
Все графические работы нужно выполнять с соблюдением правил и техники оформления, установленных стандартами.
Срок реализации данной программы 2 года. Количество часов: 35 часов – 8 класс, 35 часов – 9 класс, 1 час в неделю.

Требования к уровню подготовки учащихся по результатам обучения:

8 класс
Учащиеся должны знать:
приемы работы с чертежными инструментами;
простейшие геометрические построения;
приемы построения сопряжений;
основные сведения о шрифте;
правила выполнения чертежей;
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;
принципы построения наглядных изображений.
Учащиеся должны уметь:
анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;
осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;
анализировать графический состав изображений;
выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;
читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;
проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.

9 класс
Учащиеся должны знать:
основные правила построения линий пересечения простейших геометрических образов;
основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на комплексных чертежах;
условные обозначения материалов на чертежах;
основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне знакомства);
условные изображения и обозначения резьбы на чертежах;
особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных; условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных;
особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
основные условные обозначения на кинематических и электрических схемах;
место и роль графики в процессе проектирования и создания изделий (на пути «от идеи – до изделия»).
Учащиеся должны уметь:
правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали, простейшей сборочной единицы;
выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и деталей;
выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений;
читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из трех – шести деталей;
ориентироваться на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов и других объектов;
читать и выполнять простые кинематические и электрические схемы;
читать несложные архитектурно-строительные чертежи;
пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями, справочной литературой;
выражать средствами графики идеи, намерения, проекты.

Оценка знаний и умений учащихся по изобразительному искусству
с элементами черчения

Нормы оценок при устной проверке знаний.

Оценка 5 ставится, если ученик:
а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;
б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка 4 ставится, если ученик:
а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления; правила изображения и условные обозначения знает;
б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений усвоил;
б) ответ дает неполный, несвязанно выявляющий общее понимание вопроса;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности;
Оценка 2 ставится, если ученик:
а) обнаруживается незнание или непонимание большей или наиболее важной части материала;
б) ответы строит несвязанно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

Нормы оценок при выполнении графических и практических работ.

Оценка 5 ставится, если ученик:
а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочными материалами;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка 4 ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большим затруднением и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;
б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;
в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечания учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений;
Оценка 3 ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает, обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя.
Оценка 2 ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь.
б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
8 класс

п/п
Содержание
Кол-во часов
Кол-во контрольных, графических, практических работ


1.Введение.
Техника выполнения чертежей и правила их оформления.
6 ч.


1
Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности.
1


2
Правила оформления чертежей.
1


3
Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа».
1
1

4
Шрифты чертёжные.
1


5
Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы.
1


6
Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали».
1
1


2.Чертежи в системе прямоугольных проекций.
6 ч.



7
Проецирование общие сведения.
1


8
Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости.
1


9
Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.
1


10
Составление чертежей по разрозненным изображениям.
1


11
Расположение видов на чертеже. Местные виды.
1


12
Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу».
1
1


3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок.
4 ч.



13
Построение аксонометрических проекций.
1


14
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции.
1


15
Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.
1


16
Технический рисунок.
1



4. Чтение и выполнение чертежей.

15 ч.


17
Анализ геометрической формы предмета.
1


18
Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.
1


19
Решение занимательных задач.
1


20
Проекции вершин, ребер и граней предмета.
Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».
1
1

21
Порядок построения изображений на чертежах.
1


22
Построение вырезов на геометрических телах.
1


23
Построение третьего вида по двум данным видам.
1


24
Графическая работа № 5 по теме «Построение третьей проекции по двум данным».
1
1

25
Нанесение размеров с учётом формы предмета.
1


26
Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.
1


27
Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)»
1
1

28
Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.
1


29
Порядок чтения чертежей деталей.

1


30
Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей».
1
1

31
Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы».
1
1


5. Эскизы.
4 ч.


32
Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали».
1
1

33
Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования».
1
1

34
Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета».
1
1

35
Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся.
1



Итого:
35
11 работ



























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
8 класс

1.Введение.
Техника выполнения чертежей и правила их оформления (6 часов).
Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. Правила оформления чертежей. Шрифты чертёжные. Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы.
Графические работы №1, №2 по темам: «Линии чертежа», «Чертеж «плоской» детали».
2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов).
Проецирование общие сведения. Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости. Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Составление чертежей по разрозненным изображениям. Расположение видов на чертеже. Местные виды.
Графическая работа №3 по теме: «Моделирование по чертежу».
3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок (4 часа).
Построение аксонометрических проекций. Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции. Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок.
4. Чтение и выполнение чертежей (15 часов).
Анализ геометрической формы предмета Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. Решение занимательных задач. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Порядок построения изображений на чертежах. Построение вырезов на геометрических телах. Построение третьего вида по двум данным видам. Нанесение размеров с учётом формы предмета. Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. Порядок чтения чертежей деталей.
Графические работы №4, №5, №6, №7, №8 по темам: «Чертежи и аксонометрические проекции предметов», «Построение третьей проекции по двум данным», «Чертеж детали» (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений), «Устное чтение чертежей», «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы».
5. Эскизы (4 часа).
Графические работы №9, №10, №11 по темам: «Выполнение эскиза и технического рисунка детали», «Эскизы деталей с включением элементов конструирования», «Выполнение чертежа предмета».
Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся.









КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс

п/п
Тема урока
Кол. час.
Оборудование
Ключевые понятия
Дата проведения






план
факти-ки


Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления
6





1
Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Рассмотрение и сравнение графических изображений (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков и т.д.), данных в учебнике. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля.



2
Правила оформления чертежей.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение рамки и основной надписи чертежа на листе формата А4. вычерчивание линий чертежа с указанием их названий (над линиями) и назначение (под линиями) обычным почерком



3
Графическая работа № 1по теме «Линии чертежа».
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа на листе чертежной бумаги формата А4 по абразцу



4
Шрифты чертёжные.
1
Карандаши, бумага
Выполнение на листе формата А4 алфавита.




5
Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба.




6
Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали».
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба по индивидуальным заданиям.





Чертежи в системе прямоугольных проекций
6





7
Проецирование общие сведения.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение изображения предмета на одной плоскости по наглядному изображению (с указанием толщины)



8
Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа предмета в двух видах.




9
Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа в трех видах.




10
Составление чертежей по разрозненным изображениям.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа и решение задач на составление чертежа из разрозненных видов.




11
Расположение видов на чертеже. Местные виды.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа предмета в необходимом кол-ве видов с использованием местного вида, расположенного в проекционной связи.



12
Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу».
1
Проволока, картон, учебник, тетрадь
Изготовление по чертежу моделей из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов.




Аксонометрические проекции. Технический рисунок
4





13
Построение аксонометрических проекций.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Построение осей фронтальной диметрической и изометрических проекций




14
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Построение изометрической проекции призмы




15
Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Построение изометрической проекции детали с цилиндрическим отверстием.




16
Технический рисунок.
1
Детали, учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение технического рисунка с натуры.





Чтение и выполнение чертежей
15





17
Анализ геометрической формы предмета.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Рассмотрение изображений геометрических тел по учебнику. Мысленное распределение предметов на геометрические тела. Определение графических операций (последовательности построений) при выполнении чертежа.



18
Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Чтение и выполнение чертежа группы геометрических тел. Построение развертки геометрического тела по выбору.



19
Решение занимательных задач.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Решение занимательных задач.




20
Проекции вершин, ребер и граней предмета.
Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа и аксонометрической проекции предмета с выделением проекции точек, отрезков, граней, ребер, вершин на листе формата А4.




21
Порядок построения изображений на чертежах.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа детали в трех видах (фронтально) с выбором рациональной последовательности действий, из которых складывается процесс построения видов предмета.



22
Построение вырезов на геометрических телах.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа геометрического тела с удалением его части (с вырезом или со срезом) по разметке.



23
Построение третьего вида по двум данным видам.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа детали в трех видах по двум данным видам (спереди и сверху, спереди и слева, сверху и слева).




24
Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум данным».
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Построение третьего вида учебной модели детали по двум данным на листе формата А4.




25
Нанесение размеров с учётом формы предмета.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Нанесение размеров с учётом формы предмета.



26
Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Упражнение по выполнению сопряжений. Построение чертежа «плоской» детали с применением сопряжений.



27
Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)»
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа «плоской» детали с использованием геометрических построений (в том числе сопряжений) на листе формата А4.




28
Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи, бумага, клей
Выполнение развёрток поверхностей геометрических тел.



29
Порядок чтения чертежей деталей.

1
Задачи, учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Устное чтение чертежей. Решение занимательных задач (в том числе с элементами конструирования).




30
Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей».
1
Учебник, тетрадь.
Устное чтение чертежей. Решение занимательных задач с творческим содержанием (с элементами конструирования).



31
Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы».

1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета).




Эскизы
4





32
Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали».
1
Детали, учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение эскиза детали с натуры или по наглядному изображению в необходимом количестве видов и технического рисунка той же детали.



33
Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования».
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение эскизов детали в необходимом количестве видов с включением элементов конструирования (с преобразованием формы предмета).




34
Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета».
1
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа предмета по аксонометрической проекции или с натуры в необходимом количестве видов (изображений).




35
Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся.
1
Учебник, тетрадь
Знания за курс 8 класса



















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
9 класс

п/п
Содержание
Кол-во часов
Кол-во контрольных, графических, практических работ

1
Повторение сведений о способах проецирования.

1



Сечения и разрезы
10 ч.


2
Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений.
1


3-4
Правила выполнения сечений.
2


5
Графическая работа №1 по теме «Эскиз детали с выполнением сечений».
1
1

6
Назначение разрезов.
1


7-8
Правила выполнения разрезов.
2


9
Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях.
1


10
Графическая работа №2 по теме «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза».
1
1

11
Графическая работа №3 по теме «Чертёж детали с применением разреза».
1
1


Определение необходимого количества изображений.
3 ч.


12
Выбор необходимого количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.
1


13
Практическая работа №4 по теме «Чтение чертежей».
1
1

14
Графическая работа №5 по теме «Эскиз с натуры».
1
1


Сборочные чертежи
12 ч.


15
Общие сведения о соединениях деталей.
1


16
Изображение и обозначение резьбы.
1


17-18
Чертежи болтовых и шпилечных соединений.
2


19
Графическая работа №6 по теме «Чертежи резьбового соединения».
1
1

20
Чертежи шпоночных и штифтовых соединений.
1


21
Общие сведения о сборочных чертежах изделий.
1


22
Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.
1


23
Практическая работа №7 по теме «Чтение сборочных чертежей».
1
1

24
Понятие о деталировании.
1


25
Графическая работа №8 по теме «Деталирование».
1
1

26
Практическая работа № 9 по теме «Решение творческих задач с элементами конструирования».
1
1


Чтение строительных чертежей
9 ч.


27
Основные особенности строительных чертежей.
1


28
Условные изображения на строительных чертежах.
1


29
Порядок чтения строительных чертежей.
1


30
Практическая работа №10 по теме «Чтение строительных чертежей».
1
1

31
Графическая работа №11 по теме «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы».
1
1

32
Разновидности графических изображений.
1


33
Применение компьютерных технологий выполнение графических работ.
1


34-35
Повторение.
2



Итого:
35 часов
11 работ


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
9 класс

Повторение сведений о способах проецирования (1 час).
Сечения и разрезы (10 часов).
Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила выполнения сечений. Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях.
Графические работы №1, №2, №3 по темам: «Эскиз детали с выполнением сечений», «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза», «Чертёж детали с применением разреза».
Определение необходимого количества изображений (3 часа).
Выбор необходимого количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.
Графические работы №4, №5 по темам: «Чтение чертежей», «Эскиз с натуры».
Сборочные чертежи (12 часов). Общие сведения о соединениях деталей. Изображение и обозначение резьбы. Чертежи болтовых и шпилечных соединений. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Порядок чтения
сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Понятие о деталировании.
Графические работы №6, №7, №8, №9 по темам: «Чертежи резьбового соединения», «Чтение сборочных чертежей», «Деталирование», «Решение творческих задач с элементами конструирования».
Чтение строительных чертежей (9 часов).
Основные особенности строительных чертежей. Условные изображения на строительных чертежах. Порядок чтения строительных чертежей. Разновидности графических изображений. Применение компьютерных технологий выполнение графических работ. Повторение.
Практическая работа №10 по теме «Чтение строительных чертежей».
Графическая работа №11 по теме «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс

п/п
Тема урока
Кол.
час.
Оборудование
Ключевые понятия
Дата проведения






план
факти-ки

1
Повторение сведений о способах проецирования.

1
Учебные таблицы с задачами на построение чертежа в трёх видах по двум заданным.
«Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции».




Сечения и разрезы
10 ч.





2
Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Назначение сечений и правила их выполнения. Виды сечений.



3-4
Правила выполнения сечений.
2
инструменты, учебник, тетрадь
Правила выполнения и обозначения вынесенных сечений.



5
Графическая работа №1 по теме «Эскиз детали с выполнением сечений».
1
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи, ФА4 (клетка)
Графическая работа (построение сечений).




6
Назначение разрезов.
1
Тетрадь, инструменты, чертежи
Назначение разрезов. Отличие разрезов от сечений. Правила выполнения разрезов.



7-8
Правила выполнения разрезов.
2
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Классификация разрезов. Правила выполнения разрезов.



9
Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Правила выполнения разрезов. Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях.



10
Графическая работа №2 по теме «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза».
1
ФА4 (клетка), инструменты, чертежи
Эскиз детали с выполнением необходимого разреза



11
Графическая работа №3 по теме «Чертёж детали с применением разреза».
1
ФА4, инструменты, чертежи
Повторение материала по темам: «Простые разрезы» и «Разрезы в аксонометрических проекциях». Чертёж детали с применением разреза.




Определение необходимого количества изображений.






12
Выбор необходимого количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Выбор необходимого количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.



13
Практическая работа №4 по теме «Чтение чертежей».
1
Учебник, тетрадь, инструменты.
Чтение чертежей.



14
Графическая работа №5 по теме «Эскиз с натуры».
1
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи, ФА4 (клетка).
Эскиз с натуры.




Сборочные чертежи
12 ч.





15
Общие сведения о соединениях деталей.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Соединения деталей.



16
Изображение и обозначение резьбы.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Резьба, её обозначение.



17-18
Чертежи болтовых и шпилечных соединений.
2
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Болтовые и шпилечные соединения, их особенности выполнения.



19
Графическая работа №6 по теме «Чертежи резьбового соединения».
1
Учебник, тетрадь, инструменты, ФА4, чертежи таблицы, чертежи.
Чертежи резьбового соединения.



20
Чертежи шпоночных и штифтовых соединений.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Шпоночные и штифтовые соединения, особенности выполнения шпоночных и штифтовых соединений.



21
Общие сведения о сборочных чертежах изделий.
1
Учебник, таблицы. Карточки – задания.
Общие сведения о сборочных чертежах изделий.



22
Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Алгоритм чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.



23
Практическая работа №7 по теме «Чтение сборочных чертежей».
1
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Чтение сборочных чертежей.



24
Понятие о деталировании.
1
учебник, инструменты, чертежи
Деталирование. Процесс деталирования.



25
Графическая работа №8 по теме «Деталирование».
1
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Повторение сведений о «Деталировании».



26
Практическая работа №9 по теме «Решение творческих задач с элементами конструирования».
1
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Конструирование. Творческие задачи.




9. Чтение строительных чертежей
9 ч.





27
Основные особенности строительных чертежей.
1
Тетрадь, инструменты, учебник.
Строительные чертежи. Особенности выполнения строительных чертежей.



28
Условные изображения на строительных чертежах.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Условные изображения на строительных чертежах.



29
Порядок чтения строительных чертежей.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Порядок чтения строительных чертежей.



30
Практическая работа №10 по теме «Чтение строительных чертежей».
1
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Чтение строительных чертежей.



31
Графическая работа №11 по теме «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы».
1
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы



32
Разновидности графических изображений.
1
Наглядные изображения, инструменты, чертежи
Разновидности графических изображений.



33
Применение компьютерных технологий выполнение графических работ.
1
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Применение компьютерных технологий выполнение графических работ.



34-35
Повторение.
2
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Темы за 8 и 9 классы.






Перечень учебно-методического обеспечения
Учебники
Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. Черчение АСТ Астрель. Москва 2011
Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С Методическое пособие к учебнику Ботвинникова А.Д., Виноградова В.И., Вышнепольского И.С «Черчение. 7-8 классы» АСТ Астрель. Москва 2006 . 160 с.
Ерохина Г.Г. Поурочные разработки по черчению (универсальное издание) 9 класс. Москва. «Вако». 2011. 160 с.
Хакимов Г.Ф. «Черчение и графика» «Китап» Уфа 2010.





ЛИТЕРАТУРА
Для учителя:
Методика обучения черчению и графике. Гриф МО РФ Учебно-методическое пособие для учителей. / Павлова А. А. Жуков С. В. - М.: Владос 2004 - 96 с.
Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение» / А. Д Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006. - 159 с.
Подшибякин В[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Поурочное планирование по техническому черчению. 8-9 классы. – Саратов.: «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», 1999. - 32с.
Справочник по черчению [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  - М.: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 2006 г. - 336 с.
Черчение: Справочное пособие Изд. 4-е, доп. / Балягин С.Н. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 424 с.
СтепаковаВ.В. «Методическое пособие по черчению. Графические работы», [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1999.
Суворов С.Г., Суворов Н.С. Машиностроительное черчение в вопросах и ответах: Справочник, - 2-е изд., исправл. и доп., - М.: Машиностроение, 1992. 368 с.: ил.
Тематическое и поурочное планирование по черчению к учебнику А.Д.Ботвинникова и др. «Черчение»: Для 7-8 классов общеобразовательных учреждений": 7-8 класс: Методическое пособие, - М.: Изд. Экзамен 2006.
Чекмерев А. А. Начертательная геометрия и черчение: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 472 с.: ил.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Беляева И. А., Преображенская Н. Г., Кучукова Т. В., серия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], - М.: Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР, 2006.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Беляева И. А., Преображенская Н. Г., Кучукова Т. В., серия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], -М.: Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР, 2003.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Преображенская Н. Г., серия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], - М.: Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР, 2005.
Черчение: Учебник для учащихся образовательных учреждений, / В.В. Степакова, А.И.Анисимова, Л.В.Курцаева, А.И.Шершевская; под ред. В.В.Степаковой, М.: Просвещение, 2001 г., 206 с.: ил.
Для учащихся:
Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учебных учреждений Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. М.: ООО «Издательство Астрель». 2008 - 224 с

Заголовок 1 Заголовок 615