Статья ИсследовательскийИсследовательский метод обучения: от использования краеведческого материала на уроках истории к созданию НОУ
Исследовательский метод обучения: от использования краеведческого материала на уроках истории к созданию НОУ
МБОУ «Новозоринская СОШ» учитель истории Картавых Г.В.
Современному обществу необходимы специалисты, умеющие оперировать знаниями, использовать их на практике, трансформировать соответственно ситуации, постоянно учиться, обновлять знания и практические навыки, творчески их использовать, добиваться новых результатов практической деятельности. Один из способов решения этой проблемы – организация исследовательской деятельности с детьми. Задача исследовательской деятельности – научить детей самостоятельно исследовать окружающую действительность, уметь ее адаптировать для себя.Исследование создает:
развивающую образовательную среду для ребенка,
полноту и свободу мыслительной деятельности, творческую атмосферу,
высокую мотивацию интеллектуальной работы,
креативный подход к реализации исследования. Своеобразие исследовательской деятельности и особенности ее реализации вызывают необходимость обучения и освоения ее организации педагогами с целью реализации в образовательном процессе.
Урок истории и его возможности
Исследование краеведческое, на мой взгляд, наиболее значимо, так как оно позволяет ребенку познакомиться с важнейшими событиями Российской и всемирной истории через историю своей малой Родины, через историю своей семьи и биографические данные своих земляков.
Методологическую основу учебно-воспитательной деятельности по технологии исследовательского обучения я нашла в идеях Е.Н. Кикоть, Г.А. Русских, С.И. Брызгалова, А.С. Обухова. Выработанная мной система не является чем-то принципиально новым, она строится в соответствии с теорией содержательного обобщения В.В. Давыдова, которая легла в основу построения учебных задач на уроке и их использования для приобретения обобщенного содержательно-мыслительного действия.
Академик Д.С. Лихачев, говоря о краеведении, справедливо отмечал: «Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые и школьники»
На уроке должен быть продумываю каждый этап. Четко спланированная подготовка, глубокое продумывание - вот залог успеха. Урок одновременно показатель производительности труда учителя и учащихся. Важно правильно отобрать и систематизировать краеведческий материал для уроков. Не менее важно установить правильные взаимоотношения и связи между краеведческим и общеисторическим материалом, преподаваемым в соответствии с программой по истории.
Создание исследовательской атмосферы урока позволяет развивать творческие способности личности, способствует развитию, проявлению и отслеживанию как промежуточного, так и конечного результата в процессе обучения. Исследовательская деятельность, его систематическая организация на уроках помогают решить ряд требований к выпускникам школы и получить высокие результаты на ЕГЭ.
Основные виды заданий, которые использую на уроках, следующие:
- проблемные задания с организацией обсуждений и дискуссиями (не предполагающие однозначных ответов);
- задания, раскрывающие различные стороны одной и той же проблемы;
- анализ биографий исторических деятелей (ролевые игры, инсценировки);
- составление типологических таблиц;
- устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
- составление хрестоматий, составление карт сражений;
- работа с дополнительной литературой (задачниками по истории, хрестоматиями, словарями)
- практические работы, в том числе и на компьютере
- составление проектов из цикла «Жизнь замечательных людей» и т.д.
Определила систему работы по овладению учащимися разнообразными исследовательскими методиками, навыками.
С этой целью выявила виды деятельности детей по возрастам в урочное и неурочное время, сделала попытку прогнозирования результата обучения по каждому возрасту и, прежде всего, включила формирование общеучебных навыков, необходимых для овладения исследовательской деятельностью.
Техника исследования хоть и более произвольная, чем проектная деятельность, но я придерживаюсь определенных принципов:
- принцип последовательности;
- принцип поуровневости;
- принцип разнообразия (выбор тематики, форм, методов исследования);
- принцип постоянного совершенствования (ориентация на достижение более высоких результата).
Одна из форм работы, которая эффективно используется на уроках – алгоритмизация работы с текстом исторического источника. Для анализа учащимся предлагаются алгоритмы, которые поэтапно определяют их деятельность, позволяют самостоятельно организовать работу и добиться необходимого результата. Говоря о мотивации, необходимо отметить, что в самом алгоритме обязательным является этап обдумывания значимости выполнения данного задания для самого ученика.
Результативным методом исторического познания является историко-сравнительный метод. Сопоставляя происходившее в разных пространственно-временных ареалах: одновременно в разных частях света, разных странах и разных регионах или одновременно в одном и том же месте, устанавливаются сходство и отличия.
К примеру, сравнительный анализ отношения власти к выходцам из разных сословий, был проведен ученицей 11 кл. Котовой Т. после изучении темы: «Политическая жизнь СССР в 30-е годы». Ею было проделано исследование, в котором она проанализировала судьбу 2-х врачей – выходца из крестьянской семьи (своего прадеда) и выходца из семьи священника (бабушки Картавых Г.В.) и нашла общее и отличия. Работа была отмечена дипломом II степени на конкурсе «Будущее Алтая». Познаваемая с помощью сравнительного метода, история открывается беспредельными возможностями для исторической аналогии.
Интегрированные уроки интересны и актуальны, они оптимально позволяют рассматривать процесс в целостности, увидеть общие тенденции, проявляющиеся как в истории своего народа, региона так и мировой истории. На один из интегрированных уроков по теме «Углубление кризиса внешней и внутренней политики в 60-70 годы» (межпредметные связи: история Отечества и литература) были приглашены участники войны в Афганистане Дружинин Н.Н. и Кострецов И.А (отцы учащихся). Их рассказы о героях, о войне не заменит ни один учебник. Это был урок, который дети назвали «живая история». Не менее интересно прошел урок в 11 кл. по теме «Политическое развитие СССР в 20- 30-е годы» (межпредметные связи: история, литература) Эпиграфом к уроку послужили слова «Литература – очевидец истории». Учащиеся получили опережающее задание: подготовить исследование на темы: «Репрессированные учителя Алтая», «Духовенство на Алтае в 20-30 гг», «Репрессированные ученые», и представить презентацию исследований; проанализировать документы и подготовить исследования-сообщения по теме «Категории людей, подвергшихся репрессиям». После этого урока 2 человека взялись за исследовательскую работу по изученной теме более глубоко.
Уроки-экскурсии провожу в зависимости от изучения темы. Иногда выезжаем в музеи краевого центра. Особенно детям запомнилась экскурсия на автобусе по г. Барнаулу при изучении темы «Памятники архитектуры XIX века». С успехом проходят уроки, которые представляют своеобразные прототипы деловых встреч, брифингов, круглого стола и т.д. Они дают широкие возможности для формирования у учащихся, интереса к историческому прошлому родного края. Опережающие задания на таких уроках обязательны, потому что выступления ребят должны быть яркими, интересными. К вышеперечисленным урокам дети готовятся на много заинтересованнее, активнее и результативность таких уроков выше. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, ведения диалога, проявление инициативы, принятия решений. Свободный обмен мнениями обусловленный игровыми моментами, возможностями перевоплощения способствует раскрытию личностных качеств и индивидуальных особенностей школьников, развивает коммуникабельность, менталитет и т.д.
Широко использую корректировочные упражнения (исторические тексты с ошибками). Такие упражнения разработаны мной на краеведческом материале. В последнее время в исследовательской деятельности учащихся достаточно широко применяю построение электронных таблиц на основе интеграции материалов истории, краеведения, социологии. Построенные детьми электронные таблицы становятся хорошим пособием на уроках. Так в процессе исследований по краеведению «Исчезнувшие села Алтайского края» на основе анализа собранного материала построили электронную таблицу, отражающую процесс исчезновения сел и деревень в 50-90-е гг. и получили яркую картину, отражающие исторические процессы, происходившие в стране.
Удачным примером интеграции истории, информатики, социологии стал конкурс «История в диаграммах», проводимая в 9-х классах. Ребята представили в электронном виде различные аспекты коллективизации сельского хозяйства в Алтайском крае и составили сравнительную таблицу проведения коллективизации в стране.
Большим подспорьем являются СD-DVD диски, которые имеются в школе.
Информационные технологии, открытость и доступность Интернет-ресурсов позволяют перейти к формированию новой познавательной парадигмы, основанной на идее множественности мировоззренческих систем, дополняющих и гармонизирующих друг друга, что представляется особенно актуальным плане формирования гражданского общества. Иными словами, грамотное использование Интернет-технологий позволяет расширить образовательный и воспитательный потенциал изучения истории края, сделать краеведческую информацию более открытой и привлекательной для широкого сообщества.
На уроках, где применяется краеведческий материал, учащиеся не только изучают историю, но и раскрывают свой творческий потенциал, открывают малоизвестные страницы родного края, историю отдельной семьи, отдельных фактов для более широкого использования. Таким образом, создается основа для творческой самореализации обучаемого.
Научное общество учащихся «Эврика»
Первоначальные навыки исследовательской работы школьники получают на уроках, выполняя лабораторные и практические работы. Но, как показывает наш опыт, для проведения глубоких и серьезных исследований этого недостаточно. Как работать с одаренными детьми в условиях сельской школы? В 2006-2007 учебном году возникла идея создания научного общества учащихся. Изучались материалы о НОУ, опубликованные в педагогической литературе, рассматривались положительные моменты своего опыта, разрабатывалась необходимая документация. И в ноябре 2007 года научное общество «Эврика» было создано. Научное общество учащихся (НОУ) - добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.
Занятия в Научном обществе учащихся открыли для ребят новые горизонты различных предметных сфер, проблемные области и несовпадающие подходы разных ученых к современным актуальным проблемам и просто интересную, насыщенную, продуктивную жизнь. Учащиеся НОУ получают возможность самореализации через исследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с историческими источниками, о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.
Дети учатся:
- осознавать, аргументировать, излагать и отстаивать собственную точку зрения по обсуждаемым вопросам;
- слышать мнения и аргументацию других;
- сопоставлять и анализировать высказанные позиции и мнения и, к тому же, держаться корректно и тактично по отношению к оппоненту;
- участвовать в дискуссии на равных, не подавляя и не тушуясь.
Главная задача нашего Научного общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
Главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Соблюдение всех этических норм общения.
Главный критерий – личный интерес и личная увлеченность предметом.
В составе научного общества работают четыре секции.
Историческое краеведение
Литература
Биология, экология
Начальная школа
Этапы обучения:
1. Анкетирование для выявления общего уровня развития и индивидуальных интересов учащегося, проводится ежегодно в сентябре. В сентябре – октябре школьники определяются с выбором темы. Проводится лекторий по основам исследовательской деятельности ( 1 раз в неделю в течении 1-й четверти)
2. Первая сессия (осенняя). Сроки – осенние каникулы. Первое творческое задание. Слушатели получают краткую информационную справку и список литературы для изучения, знакомятся с материалом по теме исследования и методиками.
3. Вторая сессия (зимняя). Сроки – январь, каникулы. Учащиеся выступают с публичными докладами о проделанной работе. Продолжают обучение по выбранной тематике, получают индивидуальные консультации по темам исследования.
4. Третья сессия (весенняя). Сроки – март, каникулы. Учащиеся оформляют исследовательские работы, выступают на конференции, представляют результаты своих исследований на конференции научных объединений учащихся и участвуют в окружном, районном конкурсах учебно-исследовательских работ.
В межсессионный период проводятся индивидуальные консультации как с педагогами – руководителями секций, так и с учащимися.
Одной из важных задач руководителя НОУ является привлечение новых учащихся. Такая работа проводится, начиная со 1-го класса. Ученикам предлагаются небольшие, но интересные проекты, в которые включаются обязательные элементы исследования. Так учащиеся первых классов на школьной конференции (руководитель Тиканова Л.Н.) представили следующие работы: «Почему скрипит снег под ногами?» (Черешнев Егор), «Что такое иней?» (Рулимов В) и др. Первоклассники не только познакомили с докладом, но и показали учащимся опыты. Интересными были работы третьеклассников ( руководитель Бяхова Л.Н.): «Памятники и скульптурные композиции г. Барнаула» (Земляков Юрий), «Сотовый телефон в школе – польза или вред» (Верлов Артем) Земляков Юра не только сфотографировал памятники, скульптурные композиции, но и провел заочную экскурсию по г. Барнаулу. Верлов Артем познакомил школьников с историей создания телефона, а затем провел исследование в классе, во время уроков на тему «Сколько времени отнимают телефоны от урока», причем учащиеся не знали, что за ними ведется наблюдение. Результат получился очень интересным. Чем старше учащиеся, тем сложнее проекты. Ученик 4-го класса Гайдаков Д. (руководитель Тиканова Л.Н.) научился делать краски в домашних условиях, провел опыты и дал возможность порисовать его изделиями слушателям конференции. Очень важно не допустить, чтобы работа носила реферативный характер.
Являясь руководителем НОУ «Эврика», курирую секцию «Историческое краеведение». В течение нескольких лет ребята, занимающиеся в секции «Историческое краеведение» являются участниками районных и краевых и Всероссийских историко-краеведческих конференций школьников и конкурсов, где они неоднократно занимают призовые места. Каждая тема исследования интересна по - своему. Например, в работе Нагибиной Е. «Алтай - место эвакуации промышленных предприятий» сделана попытка проанализировать газетные статьи 1941-1943гг. В ходе исследования, девушка пришла к выводу, что определенное историческое событие или период могут предопределить дальнейший ход истории, и понять последующие события невозможно, не зная начальных условий формирования проблемы. Так эвакуация предприятий в годы войны во многом предопределила промышленное развитие края. Работая над темой «Судьба Деевых в истории страны XX века» Патык О. ездила в Чарышский район, брала интервью у старожилов, помнящих П.Д. Деева - участника русско-японской, Первой мировой, Гражданской войн, побывала в Архиве МВД Алтайского края. Работа Краснянской Екатерины «Моя землячка Картавых В.И. – бывшая москвичка», написана на основе метода интервью: как свободного, так и стандартизированного. За данное исследование Екатерина стала губернаторским стипендиатом. Лидер Александр в исследовании «Легенды и реальные события в семье Майер-Вагнер на фоне истории страны», показал значимость темы для современного общества, оценил то, как изучение избранной темы поможет решить социальные и этнические проблемы. На Международной научно-практической конференции в г. Ново-Отрадное Самарской области, работа Лидер А., была отмечена дипломом 1 степени. В исследовании «Ново-Павловский сереброплавильный завод, как объект культурного наследия» Волокитина Татьяна рассмотрела не только этапы истории завода, но и предложила проект музеефицирования остатков завода. Работа Волокитиной Т. Отмечена дипломом 1 степени на конкурсе «Будущее Алтая».
Особое внимание хочу обратить на следующие формы работы секции «Историческое краеведение»:
Работа в архиве. Многие педагоги считают, что попасть в Гос.архив невозможно. Это не так. Для работы в Краевом архиве, необходимо от руководителя учебного заведения написать отношение к педагогу на имя директора Гос.архива . Школьник может работать в архиве только с руководителем. Благодаря работе с архивными материалами, Боярина Алина в работе «Безвозвратные потери в Великой Отечественной войне: без вести пропавшие и военнопленные павловчане» восстановила фамилии 136 павловчан, данные на которых отсутствуют в Книге памяти Павловского района, а Кострецова Арина, работая в течении 3-х лет, над исследованием «Павловчане – участники Ленинградской битвы», восстановила фамилии 90 павловчан, данных на которых так же нет в Книге памяти Павловского района
Экспедиции. Незабываемые впечатления у школьника оставляет работа в экспедициях. Так занимаясь исследованием по теме «Павловчане – участники Ленинградской битвы», Кострецова Арина участвовала в экспедиции поискового отряда «Высота» в Карелии, где не на словах убедилась в ожесточенных боях и героизме сибиряков. Исакова Рита, занимаясь по теме «История памятников Гражданской войны на территории Павловского района», съездила по местам, где проходила гражданская война на территории Павловского района, и составила карту боевых действий, сфотографировала памятники борцам за советскую власть, но и нашла доказательства, что захоронения в некоторых могилах недостоверны.
Встречи с интересными людьми. В ходе непосредственного живого общения с писателями, поэтами, военными историками, изучающими историю края (Сомов К.К., Плотунов Е., Косарецкий Н, Марков С. С), в непринужденной обстановке учащиеся получают возможность делиться опытом, обсуждать проблемы и специфику своих исследований с людьми более компетентными.
Одним из главных результатов нашей работы с НОУ мы считаем создание атмосферы научного поиска, формирование у учащихся нравственных ценностей, определяемых понятиями долг, честь, достоинство, патриотизм. Причем лучшими пропагандистам ценностей являются сами члены НОУ. Ребята, уже имеющие исследовательский опыт, выступают перед младшими школьниками с сообщениями о своей работе, об участии в экспедициях, демонстрируют опыты, коллекции, фильмы.
Закономерным итогом подобной работы становится приобретение и развитие новых знаний, умений, навыков, а также формирование опыта творческой деятельности и эмоционально – ценностного отношения к происходившим в мире (стране, крае, городе) историческим событиям. Для многих, теперь уже выпускников школы, занятия в НОУ по выбранному направлению переросли в будущую профессию. И даже те, кто не связал занятия с профессией, приобрели неоценимый опыт участия в конференциях и олимпиадах, который пригодится в разные моменты жизни. Все выпускники, воспитанники НОУ учатся на бюджетной основе и продолжают исследовательскую работу в ВУЗах.
За годы работы мы столкнулись со следующими трудностями:
Поиск материала: нередко ни в школьной, ни в поселковой, ни даже в районной библиотеках нет нужной литературы; Интернет работает нерегулярно с низкой скоростью;Трудности работы с литературой, источниками, архивами: сложность языка изложения источников; недостаточные навыки работы с научной литературой; недостаток архивных данных;
Трудности работы с интервьюируемыми: психологические барьеры; неумение добывать информацию; узость кругозора школьников;
Личностные особенности авторов: недостаточная трудоспособность, боязнь публичных выступлений, основная цель некоторых учеников, приходящих в НОУ, – занимать призовые места;
Нежелание педагогов заниматься с детьми исследовательской деятельностью – отсутствие времени, трудоемкость.
Возможно, не все авторы посвятят свою жизнь изучению истории. Однако, однажды соприкоснувшись с прошлым, они навсегда сохранят уважение к науке, любовь к родному краю и бережное отношение к памятникам истории культуры. А та творческие обстановка взаимообщения и сотрудничества, которую школьники получили в ходе исследования, при написании работ и в ходе ученических конференций, не могут, не сослужить им добрую службу в будущей профессиональной деятельности в какой бы сфере они не трудились.